23 июня 2004
6645

Когда мы, не спрашивая людей, начинаем объединять регионы мы ломаем те ростки гражданского общества, которое складывается по признаку региональной идентичности

Наталья Зубаревич, Руководитель региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук

Первое, о чем я хочу сказать. Надо четко разделять процесс некоего воссоединения небольших автономных округов, который начат с объединения Коми-Пермяцкого округа и Пермской области, и возможно еще нескольких слабеньких маленьких автономных округов, и идею укрупнения, то есть соединения группы отдельных субъектов - это две совершенно разные вещи. Если в первом случае сложно спорить, для многих субъектов это вполне рабочий вариант, так было недавно, это устойчивые системы, и они были разведены по чисто политическим основаниям. То во втором случае надо ломать голову, там сложная ситуация, потому что при объединении явно есть выигрывающие и проигрывающие, а это не очень хорошая почва для объединения.

Кроме того, есть вопрос поведения федерального центра, который только для одного субъекта дал трехлетний период перечисления трансфертов, которые получал Коми-Пермяций округ, не считая объединяющей его Пермской области. Ни Иркутской области, ни Красноярскому краю не обещано адекватной компенсации объединения. Это, конечно, не справедливо, поэтому они тихо сопротивляются. Поскольку я регулярно езжу в регионы, могу подтвердить, что такое сопротивление есть в элитах не по причинам политическим, а по причинам примитивным, простым и ясным.

Итак, уважаемые коллеги, мы с вами наблюдаем попытку сделать четвертую реформу подряд. Муниципальная реформа, федерально-управленческая реформа, реформа системы социальной защиты и, до кучи, еще и региональную реформу надо поставить в ближайшую перспективу нашего развития. Ну, поскольку все мы наблюдаем то, как происходят три предыдущие, у меня почему-то нет серьезных оснований ожидать, что по другому будет осуществляться и четвертая. Качество проработки и подготовки этих реформ предыдущих таково, что мы 4-й месяц не можем разобраться с функционированием федеральных органов власти. Если добавить маленькую деталь, что в предыдущей реформе господина Козака, по муниципальным поселениям размером в тысячу человек с пешеходной доступностью, то в нечерноземной зоне эта пешеходная доступность невозможна, потому что тысяча человек, это четыре сельсовета в умерших Псковских деревнях, в 60 километрах друг от друга. А в краснодарской деревне, которая станица, надо улицы делить: левая сторона - одно муниципальное поселение, а правая сторона - другое, потому что там по 5, по 7, по 10 тысяч человек. Я не говорю, что реформы бессмысленны, по идее они часто конструктивны, но дьявол кроется в деталях. Реформы конструируются умозрительно, поэтому мы с вами получаем такое соотношение издержек и выгод, которое четко находится в минусе. Любовь в России все мерить одной меркой, все подводить под единый ранжир - от Камчатки до Дагестана. И в начале раннего либерального указа мы наблюдали, как реформы, пытавшиеся продвинуть время, увязали в пространстве. Мы нетерпеливы чрезвычайно. Мы считаем, что рубить шашками надо сейчас. Четвертая реформа подряд. В результате - утрата управляемости и на муниципальном, и на региональном уровне.

Мы говорим: мы упрощаем управление страной. А на самом деле мы соединяем территории, в которых в разы возрастают управленческие издержки этим же малым пространством, потому что мы должны будем пробить границы, построить дороги. Нет связи нормальными между поволжскими миллионными городами, и все, кто там был, это знают. Из Тверской области в Ярославскую через Москву половина автомобилей едет. Издержки пространственного управления, они же упадут на регионы, а не на федеральный центр.

Все наше развитие диффузионистское. У нас нет вообще регионов, если брать по сути. У нас есть диффузии инноваций, которые сначала в Москве, потом в Новосибирске, потом она приходит в другие, меньшие областные центры, потом она распространяется вниз. Все вы знаете, до деревень реформа не дошла, она не дошла и до малых городов. Там элементарная тяжелая экономика выживания. Что мы делаем, укрупняя - мы создадим условия, когда у нас будут макроцентры, а остальных, извините за непарламентское выражение, опустят. Эту функцию диффузии средние и малые города просто не смогут выполнять.

Выравниваем, объединяем... А кто-нибудь о людях подумал? Вот я, уважаемые коллеги, регулярно мотаюсь по регионам. Последние два месяца я провожу эксперимент, подхожу и спрашиваю, к простым людям, в гостиницах, где угодно: "Как вам, скажите пожалуйста, под липецкими хорошо будет?". Это воронежцам. В Бурятии: "А как вам, бурятам, под иркутскими будет?". Вот то самое население, о бедах которого мы отчаянно печемся, с трудом укладывает свой ответ в рамки нормативной лексики. Потому что, несмотря на то, что мы не считаем, что у нас есть гражданское общество, у нас есть то, что называется региональной идентичностью, основой этого общества: "мы - воронежские", "мы - псковские", "мы - уральские", а не говорят "свердловские". Когда мы вот так, не спрашивая людей, начинаем, круша элиты, объединять, давайте понимать, что мы ломаем те ростки гражданского общества, которое складывается в регионах по признаку региональной идентичности. Не нравится нам гражданское общество - давайте заявим четко: хотим сделать секир башка региональной элите здесь и сейчас, плевали на гражданское общество, мы решаем какие-то свои проблемы, скидывая на эти укрупненные регионы издержки пространственного управления, и вообще мы большие любители простых решений, не считая того, какие щепки при этом летят.

23 июня 2004

www.kreml.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован