Колониальные проекты США в Европе или особенности работы военных крысоловок дяди Сэма

Сто лет назад наш классик марксистской теории изложил свои взгляды на перспективы объединения Европы и основные причины, по которым этот процесс мог бы произойти. Поэтому интересно проанализировать, а насколько ныне актуальны выводы, которые были приведены в его известной работе.

О ЛОЗУНГЕ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЕВРОПЫ

Н. Ленин (1915)
Социал-Демократ № 44, 23 августа 1915 г.

http://www.leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/USE.html

… Капитал стал интернациональным и монополистическим.

Мир поделен между горсткой великих, т. е. преуспевающих в великом грабеже и угнетении наций, держав.

Четыре великих державы Европы: Англия, Франция, Россия и Германия,

с населением в 250—300 миллионов, с площадью около 7 млн. кв. километров,

имеют колонии с населением почти в полмиллиарда (494,5 млн. ), с площадью в 64,6 млн. кв. км.,

 т. е. почти в половину земного шара (133 млн. кв. км. без полярной области)

Прибавьте к этому три азиатские государства: Китай, Турцию, Персию,

которых теперь рвут на части разбойники, ведущие " освободительную" войну, именно:

 Япония, Россия, Англия и Франция.

В этих трех азиатских государствах, которые можно назвать полуколониями

(на деле они теперь на 9/10 - колонии), 360 млн. населения и 14,5 млн. кв. км. площади

(т. е почти в 1,5 раза более площади всей Европы).

Далее, Англия, Франция и Германия поместили за границей

не менее 70 миллиардов рублей капитала.

Чтобы получать " законный" доходец с этой приятной суммы,

- доходец свыше трех миллиардов рублей ежегодно - служат национальные

комитеты миллионеров, называемые правительствами,

снабженные войском и военным флотом, "помещающие" в колониях и полуколониях

сынков и братцев " господина миллиарда" в качестве вице-королей, консулов,

послов, чиновников всяческого рода, попов и прочих пиявок.

Так организовано, в эпоху наивысшего развития капитализма, ограбление

горсткой великих держав около миллиарда населения земли.

И при капитализме иная организация невозможна.

 Отказаться от колоний, от " сфер влияния" , от вывоза капитала?

Думать об этом, значит свести себя на уровень попика, который каждое воскресенье

проповедует богатым величие христианства и советует дарить бедным ...

ну, если не несколько миллиардов, то несколько сот рублей ежегодно.

Соединенные Штаты Европы, при капитализме, равняются соглашению о дележе колоний.

Но при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы.

Миллиардер не может делить " национальный доход" капиталистической страны

 с кем-либо другим иначе,  как в пропорции "по капиталу"

(и притом еще с добавкой, чтобы крупнейший капитал получил больше, чем ему следует).

Капитализм есть частная собственность на средства производства и анархия производства.

Проповедовать " справедливый" раздел дохода на такой базе есть прудонизм,

тупоумие мещанина и филистера

Нельзя делить иначе, как " по силе" .

А сила изменяется с ходом экономического развития.

После 1871 года Германия усилилась раза в 3—4 быстрее, чем Англия и Франция,

Япония - раз в 10 быстрее, чем Россия.

Чтобы проверить действительную силу капиталистического государства,

нет и быть не может иного средства, кроме войны.

Война не есть противоречие основам частной собственности,

а прямое и неизбежное развитие этих основ.

При капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств

 и отдельных государств.

 При капитализме невозможны иные средства восстановления, время от времени,

нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике.

Конечно, возможны временные соглашения между капиталистами и между державами.

В этом смысле возможны и Соединенные Штаты Европы, как соглашение европейских капиталистов... о чем?

Только о том, как бы сообща давить социализм в Европе,

сообща охранять награбленные колонии против Японии и Америки,

которые крайне обижены при теперешнем разделе колоний

 и которые усилились за последние полвека неизмеримо быстрее,

чем отсталая, монархическая, начавшая гнить от старости Европа.

По сравнению с Соединенными Штатами Америки, Европа в целом означает экономический застой.

На современной экономической основе, т. е. при капитализме, Соединенные Штаты Европы

 означали бы организацию реакции для задержки более быстрого развития Америки…

 

Как это не прискорбно для Европы, но за сто лет она фактически превратилась в финансовую

колонию США. И ниже приводятся факты использования некоторых стран Европы в качестве

источников доходов для финансовых кампаний США и использование некоторых стран

Европы в качестве новых перспективных рынков для сбыта устаревших вооружений.

 

   Сланцевый проект Эстонии в США или как США обманули Эстонию.

 

Анализируя проблемы энергетики в странах Трибалтики, в свое время я с удивлением для себя констатировал факт отсутствия какой либо активности энергетических и газодобывающих компаний США в Эстонии.

 

О мечтах энергетической независимости Прибалтики.

 

Но оказывается в отсутствии достоверной информации о состоянии сланцевых технологий в Эстонии, я глубоко заблуждался.  Ни одна свежая европейская крыса не должна проскочить мимо крысоловок дяди Сэма. Как выясняется, Эстония возомнила себе, что обладает уникальной технологией добычи нефти и газа из сланцев. И решила поделиться этой технологией с отсталыми компаниями США. Но вместо того, чтобы освоить производство промышленных установок для этих процессов и начать их тиражирование по всему миру горячие эстонские «бизнесмены» ничего лучшего не придумали, как закупить самое убыточное уже готовое производство в самых отдаленных штатах Америки. Судя по всему, кто-то должен был проанализировать доходность этого проекта. И  как говорил умный кот Матроскин из Простоквашино, чтобы что-то купить, сначала надо что-то продать. А если продавать особо нечего, то берутся кредиты, а потом по этим кредитам надо выплачивать проценты. И похоже, что вся энергетическая промышленность Эстонии попала в финансовую зависимость МВФ.   

И вот что  в итоге из этого проекта  получилось. 

 

Эстонский госконцерн остановил свой сланцевый проект в США

 

Эстонский государственный энергетический концерн Eesti Energia отложил на неопределенное время развитие проекта по добыче сланца и строительству сланцеперерабатывающего завода, в который были вложены 50 миллионов евро, в американском штате Юта, сообщило во вторник руководство концерна.

Eesti Energia в 2011 году приобрел 100% акций американской Oil Shale Exploration Company (OSEC), которая занимается добычей и переработкой сланца в Юте. OSEC принадлежат крупнейшие частные месторождения сланца в штате. По оценке экспертов, общие сланцевые запасы в Юте достигают 3,1 миллиарда тонн.

"Те инженеры, которые были в Америки, больше там не работают. На месте остались лишь пара человек, которые занимаются окончательным оформлением экологических лицензий. Весь процесс по продолжению этого проекта перенесен в Эстонию и присоединен к отделу по развитию", - сказал председатель правления Eesti Energia Хандо Суттер Эстонскому телевидению.

По его словам, залежи сланца находятся на границе штатов Юта и Колорадо, относительно далеко от цивилизации: там нет хорошей электрической сети, приходится издалека доставлять масло. "Его можно было бы доставить сегодня лишь автотранспортом, а это делает логистическую составляющую очень дорогой", - добавил Суттер.

Как видим и Польша, и Литва, а теперь и Эстония уже поработали на корысть нефтяных компаний дяди Сэма. Латвия всеми силами отбивается от подобных услуг, несмотря на усиленное давление Евросоюза по строительству своего терминала СПГ. А на очереди сланцевых афер штатов уже стоят Румыния и Болгария.  С каждой европейской крысы по 100 млн. евро поможет нефтяным компаниям США компенсировать убытки от текущего снижения стоимости нефти, а в перспективе все крысы должны приносить доход мировой финансовой системе. Ибо в этой системе богатые страны должны становиться богаче, а бедные – беднее.  А чтобы усилить этот процесс,  им еще можно втюхать устаревшее вооружение под мнимой военной угрозы России. 

Главы государств и правительств девяти стран Восточной Европы и Балтии, входящих в НАТО, выразили "глубокую обеспокоенность" по поводу "агрессивного поведения" России и высказались за усиление военного присутствия НАТО в регионе. Об этом говорится в декларации, принятой ими в среду, 4 ноября, на саммите в Бухаресте.

"Мы будем настаивать на необходимости возвращения России к уважению международного права и своих международных обязательств, ответственности и соглашений в качестве предварительного условия установления отношений между НАТО и Россией, зиждущихся на доверии и уверенности", - подчеркивается в документе.

В заявлении говорится, что лидеры стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии объединят усилия с целью обеспечить "мощное, убедительное и продолжительное" военное присутствие НАТО в регионе. Участники саммита также высказались за углубление сотрудничества между странами НАТО и Евросоюза, сообщает агентство Reuters.

В бухарестском саммите приняли участие главы государств и правительств, Румынии, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, Эстонии, Латвии и Литвы

 А вот оплачивать присутствие и вооружение этого мощного убедительного и продолжительного размещения НАТО в этих странах будут граждане этих стран из своих доходов.  К сланцевому лохотрону США, как видим, добавляется еще и военно-технический. А за ним последует и реальный вооруженный конфликт, в котором жителям этих стран уготована роль пушечного мяса. Как в Афганистане, Ираке, Сирии и на Украине. И как говорил один известный исторический персонаж «Главное нАчать».

Погреть руки на поставках устаревших вооружений в Европу решила и Великобритания.

 

Воевать чужими руками – давняя традиция Великобритании.

 

Великобритания договорилась с шестью другими странами ЕС - Данией, Эстонией, Латвией, Литвой, Нидерландами и Норвегией - о создании объединенного экспедиционного корпуса численностью 10 тысяч военнослужащих.

Соответствующий меморандум о взаимопонимании был подписан в Лондоне министрами обороны стран, формирующих новое подразделение, которому предстоит участвовать в разрешении различных кризисных ситуаций.

"В мире еще большей неопределенности и возрастающих угроз является правильным, что Великобритания играет ведущую роль в создании сил высокой степени готовности", - заявил глава оборонного ведомства Соединенного Королевства Майкл Фэллон.

Он заметил, что формирование корпуса происходит на основе обещаний, которые были даны на прошлогоднем саммите НАТО в Уэльсе. "Вместе мы сильнее и мы договорились направить свои силы в экспедиционный корпус, когда наступит подходящее для этого время", - добавил министр.

По словам Фэллона, новая структура позволит сторонам лучше осуществлять обмен информацией, навыками и ресурсами. Новое подразделение будет обладать правом использования боевых вооружений, обычных средств сдерживания и оказания гуманитарной помощи.

Коалиция Балканских стран – перспективный рынок вооружений для США.

 

ЗАГРЕБ, 25 ноя — РИА Новости. В резиденции президента Хорватии закончилась встреча президентов восьми западно-балканских государств с участием вице-президента США Джо Байдена, председателя Европейского совета Дональда Туска и президента Австрии Хайнца Фишера.

Ожидается, что Байден, Туск и хозяева встречи, объявленной как чрезвычайный саммит так называемого "процесса Брдо-Бриони" (диалога лидеров юго-восточных европейских стран), президенты Хорватии Колинда Грабар-Китарович и Словении Борут Пахор, сделают заявления для прессы, сообщил представитель пресс-службы президента Хорватии.

По сообщениям местных СМИ, встреча была созвана для обсуждения вопросов противодействия терроризму и совместных усилий в связи с кризисом беженцев, угрожающим стабильности в хрупком регионе Юго-Восточной Европы, который еще недавно был поражен войнами, связанными с распадом бывшей Югославии. Планировалось также обсудить вопросы европейской и евро-атлантической интеграции балканских государств.

Прошла серия двусторонних встреч, за которой после обеда последовало пленарное заседание. В Загреб съехались президенты Австрии, Албании, Боснии-Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории, а также Косово. При этом президент Сербии Томислав Николич совершил свой первый визит в Хорватию с момента избрания в 2012 году.

Приезд в Загреб Байдена комментируется местными аналитиками как "возвращение США" в балканский регион, где в последние годы ведущую роль играл Евросоюз.

Саммит проходил в обстановке усиленных мер безопасности. Вокруг резиденции президента Хорватии в холмистой местности на окраине города создана зона безопасности. Ряд улиц города закрыт для движения. На перекрестках и в парке, окружающем резиденцию президента, выставлены автоматчики в полной экипировке, на крышах размещены снайперы

РИА Новости http://ria.ru/world/20151125/1328374008.html#ixzz3t3Pe9izn

 

Визит Байдена проходит в то время, как в Вашингтоне активизировалась дискуссия о том, допускать ли в страну сирийских беженцев на фоне новостей о серии терактов в Париже, осуществленных «Исламским государством», в результате которых было убито 130 и ранены сотни человек.

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, который, в случае принятия, ограничит приём беженцев из Сирии и Ирака, хотя Белый дом утверждает, что дополнительные ограничения полностью блокируют прибытие в США людей из этих стран.

Кризис беженцев в Европе стал источником напряжённости среди стран вдоль миграционного коридора – Греции, Македонии, Сербии, Хорватии и Словении. Для этих стран кризис также стал масштабным вызовом в политическом измерении и в вопросах безопасности.

По крайней мере двое из боевиков, принявших участие терактах 13 ноября в Париже прибыли в ЕС через Грецию, по всей видимости, представляя себя людьми, которые искали убежища.

До прибытия на саммит Байден встретился с премьер-министром Хорватии Зораном Милановичем и президентом Европейского Совета Дональдом Туском

США, Евросоюз и западно-балканские государства договорились в среду вести «регулярный диалог на оперативном уровне» для противодействия глобальным угрозам в области безопасности, говорится в итоговом заявлении саммита восьми западно-балканских государств и Австрии с участием вице-президента США Джо Байдена и председателя Европейского совета Дональда Туска, который проходил во дворце президента Хорватии.

 

«Драматический кризис мигрантов, происходящий в настоящее время, представляет собой беспрецедентный вызов как с гуманитарной точки зрения, так и с точки зрения безопасности, требуя диалога и согласия с целью лучшей защиты внешних границ ЕС и существенного облегчения давления миграции на затронутые страны», — говорится в итоговом заявлении саммита.

В документе выражены «единство и солидарность» в связи с терактами последних недель, включая теракт на борту российского А321 над Синаем и захват заложников в отеле в Бамако, и призыв к общей борьбе с терроризмом и его причинами.

 

«В единстве и солидарности, в ужасе от жестокости террористической атаки в Париже, как и террористических актов в Анкаре, на Синае, в Бейруте и Бамако, мы призвали к эффективным глобальным решениям к борьбе с терроризмом, его предотвращению и работе с исходными причинами радикализма, насильственного экстремизма и терроризма, которые затрагивают нас всех», говорится в заявлении. В связи с этим требуются более широкое международное сотрудничество, лучшая координация и обмен информацией между правоохранительными органами, отметили участники саммита.

 

В документе встречи говорится также о необходимости дальнейшей интеграции балканских государств в ЕС и НАТО. При этом отмечается, что разные государства движутся разными темпами, что приводит «к чувству разочарования и создает благодатную почву для популизма и нестабильности, которые часто растут пышным цветом на неразрешенных политических и межнациональных напряженностях».

 

«Это может оказать отрицательное влияние на активную поддержку расширения ЕС среди государств-членов ЕС, усиливая данную негативную тенденцию, что необходимо переломить с обеих сторон», — говорится в документе.

 

Во встрече приняли участие президенты Австрии, Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории, а также Косово. Прилет в Загреб Байдена воспринимается местными наблюдателями как возвращение США к проблемам Балканского полуострова после того, как, с окончанием балканских войн ведущая роль в регионе отводилась Евросоюзу.

 

БЕЛГРАД, 25 ноября. /Корр. ТАСС Мария Федорова/. В исключительном интересе США к региону заверил участников саммита лидеров стран Юго-Восточной Европы вице-президент США Джозеф Байден, прибывший сегодня на эту встречу в Загребе. В ней принимают участие главы государств бывшей Югославии – Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины (БиГ), Черногории, Словении, Македонии, самопровозглашенной Республики Косово, а также председатель Европейского Совета Дональд Туск и президент Австрии Хайнц Фишер.

“Для Соединенных Штатов и меня лично, а я говорю от имени американского президента, этот регион последние 25 лет представляет исключительный (коммерческий) интерес”, – заявил Байден. “Я был здесь, когда еще (лидер бывшей Югославии) Тито был жив, а затем (президент независимой Хорватии в 1990-1999 годах) Туджман. Теперь вы знаете, сколько мне лет”, – пошутил 73-летний ветеран американской дипломатии.

Президент Словении Борут Пахор после беседы с Байденом на полях саммита сказал журналистам, что для стран Юго-Восточной Европы важна перспектива членства в ЕС и НАТО, потому что это “мотивирует проведение реформ и сохраняет мир и стабильность”. По его словам, цель этой встречи, прежде всего, – поддержать европейскую перспективу для стран региона и перспективы членства в НАТО для тех стран, которые желают этого. Вопросы безопасности и миграции – в числе других тем этой встречи.

Как написала сегодня хорватская газета “Ютарни лист”, настоящая причина приезда Байдена на саммит – это стремление “вытащить Сербию из российских объятий и уменьшить влияние Турции на БиГ, а Хорватию сделать лидером региона”. Саммит проходит в закрытом режиме. По его окончании ожидаются заявления для прессы.

Саммит в Загребе сопровождается бесперецедентными мерами безопасности. В центре города до 20.00 (22.00 мск) перекрыто движение общественного и частного транспорта. Трамваи и автобусы пущены в обход центра. По маршруту следования гостей запрещена парковка автомобилей. Списки улиц, закрытых для движения, заранее опубликовали на сайте МВД Хорватии. Жителям домов, выходящих на улицы, по которым проезжают кортежи с участниками встречи, велено опустить жалюзи на окнах и не выходить на балконы. На крышах зданий дежурят снайперы, а в небе над столицей кружат вертолеты. Хорватские СМИ утверждают, что в охране безопасности задействовано 5 тысяч полицейских, однако полиция заявила, что их “намного меньше”, не уточнив при этом, сколько именно.

 

МОСКВА, 4 Марта 2015, 12:03 — REGNUM  «Северные страны» — Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция продолжают активные работы в области обороны и политики безопасности в рамках т. н. «Северного оборонного сотрудничества» (Nordic Defence Cooperation — NORDEFCO). NORDEFCO был создан в ноябре 2009 года и является основой для формирующегося военного союза Скандинавских стран + Финляндии. Однако нынешний формат организации, состоящей из государств, находящихся в различных отношениях с ЕС и НАТО, потребовал различного уровня отношений в рамках самого NORDEFCO. Если Дания, Исландия и Норвегия являются членами НАТО, то Финляндия и Швеция — нет. Одновременно Исландия и Норвегия не состоят в ЕС. Развитию общего военного сотрудничества мешают и политические традиции отдельных стран. Так, в рамках NORDEFCO Швеция является крупнейшим государством с самой современной военной промышленностью и сильными вооруженными силами. Однако на протяжении двух веков после наполеоновских войн оборонная политика Швеции строилась на принципах нейтралитета. После вступления Швеции в ЕС стало очевидно, что традиционный шведский нейтралитет уходит в историю. Но его традиции воспрепятствовали Швеции вступить в НАТО. Что касается Финляндии, то в период с 1948 по 1992 год ее оборонная политика строилась на основе «особых отношений» с Советским Союзом. Ключевым положением Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией 1948 года стало установление военной кооперации между двумя странами в случае «военной агрессии со стороны Германии или любого союзного с ней государства» (статья 1). После создания НАТО и вступления в него Западной Германии означенная статья однозначно трактовалась как направленная против Североатлантического альянса. В 1992 году действие договора 1948 года из-за краха СССР было прекращено. Практически это означало конец политики финляндизации в ее важнейшем аспекте условного или дружественного нейтралитета по отношению к России и оборонного сотрудничества Финляндии с Россией в случае военного нападения НАТО на Россию через территорию Финляндии.

Но, несмотря на то, что Финляндия в 1995 году вступила в ЕС, настойчивое сопротивление ее общественности не позволяет этой стране вступить в НАТО. Традиции финляндизации еще работают. Подобное обстоятельство и потребовало выстраивания в рамках NORDEFCO особых отношений между Швецией и Финляндией, с одной стороны, и Данией, Норвегией и Исландией, с другой. Возникшая конфигурация после выхода из нейтралитета и финала «финляндизации» ведет и к особому двустороннему сотрудничеству в рамках NORDEFCO между Финляндией и Швецией в политике обороны и безопасности.

В апреле 2014 года прошло очередное совещание министров обороны стран NORDEFCO в Тромсe в Норвегии. Министры обсудили проблему укрепление военного сотрудничества и затронули тему безопасности в Европе в свете кризиса на Украине. Крымский кризис отразился на перспективах северного оборонного сотрудничества. Он явно интенсифицировал его. Что касается Швеции и Финляндии, то они тут же заморозили свое военное сотрудничество с Россией.

Вслед за совещанием в Тромсе 6 мая 2014 года министры обороны Финляндии и Швеции Карл Хаглунд и Карин Энстрем договорились об общих условиях развития оборонного сотрудничества двух стран. Уже тогда стало ясно, что рекомендации, принятые в мае 2014 года, в случае их реализации будут иметь влияние на долгосрочное развитие вооруженных сил Швеции и Финляндии. Министры приняли план действий, который предусматривал работу по шести основным направлениям. Спектр вопросов военного сотрудничества Швеции и Финляндии простирается от логистики и материального обеспечения до того, как армии, авиации, флоту проводить больше совместных учений. Планом также предусматривалась необходимость исследования целесообразности создания совместных авиационных и морских подразделений двух стран. Возможности были изучены, и осенью 2014 года было принято решение подобные соединения создавать. Такие подразделения дадут Финляндии и Швеции возможность направлять войска с сопоставимым современным потенциалом для участия в операциях ЕС, ООН и НАТО по разрешению кризисных ситуаций в мире.

В октябре 2014 года был опубликован предварительный, а в начале февраля 2015 года — итоговый отчет об углублении военно-технического сотрудничества между Финляндией и Швецией в ближайшие годы. В подготовке итогового документа были заняты шесть двусторонних рабочих групп, по одной на каждое основное направление: ВМФ, ВВС, Сухопутные силы, Тыл, Связь и штабная деятельность. Итоговый отчет посвящен как краткосрочным, так и долгосрочным перспективам развития вооруженных сил Швеции и Финляндии в их тесном сотрудничестве.

В качестве долгосрочных целей военного сотрудничества между Финляндией и Швецией определено: большая безопасность в региональном контексте, более эффективное использование на оборону имеющихся ресурсов. Сотрудничество направлено на повышение функциональной совместимости вооруженных сил двух стран и придание им возможности действовать совместно как внутри Швеции и Финляндии, так и в регионе Скандинавии и на международной арене. Поэтому оборонное сотрудничества между Финляндией и Швецией строится как на двусторонней основе, так и в рамках существующих форматов NORDEFCO, ЕС, НАТО и ООН. Например, в ближайшем будущем можно ожидать создания шведско-финской боевой группы (Battle Group) в рамках вооруженных сил Евросоюза. Что касается НАТО, то смешанные финско-шведские подразделения будут проводить совместные маневры с подразделениями стран НАТО как в пределах Северного региона, так и за его рубежами. Означенное сотрудничество имеет целью создание совместных финско-шведских подразделений для выполнения всякого рода международных миссий ООН. При этом в отчете заявлено, что совместные подразделения Швеции и Финляндии во всех случаях будут действовать без объединения соответствующих родов войск вооруженных сил двух стран.

Всего программа совместного сотрудничества между вооруженными силами Финляндии и Швеции предполагает работу в шести областях: по родам войск — ВМФ, ВВС, Сухопутных войсках; тыловой деятельности (логистике), связи и штабном управлении.

Каждому роду войск двух стран была поставлена задача разработать концепцию, включая дорожную карту с целями и сроками мероприятий по ним.

Для военно-морского флота и военно-воздушных сил Швеции и Финляндии, помимо их давнего сотрудничества в области подготовки и совместного участия в военных учениях, в программе предусматривается возможность создания общей инфраструктуры базирования. Кроме того, планируется передача отдельных военных единиц — кораблей или самолетов в оперативное подчинение подразделений страны-партнера.

В области военно-морского флота в программе была представлена концепция шведско-финской военно-морской целевой группы (SFNTG), которая охватывает все сферы сотрудничества военно-морских флотов двух стран. Основной целью совместной шведско-финской военно-морской целевой группы станет проведение операций для защиты судоходства. Корабли двух флотов в рамках группы и вне ее могли бы использовать беспрепятственно для своего обслуживания финские или шведские военно-морские базы. Предполагается, что развитие военно-морских сил двух стран будет осуществляться на основании согласованных четырехлетних планов. Защита судоходства предполагает и борьбу с вражескими подводными лодками. Тренировки по борьбе с субмаринами будут включены в четырехлетний план сотрудничества в качестве составной части военно-морских учений.

В целях «укрепления доверия», изучения способов ведения дел и культуры предполагается обмен офицерами и унтер-офицерами между экипажами кораблей двух стран.

Целью развития финских и шведских военно-воздушных сил станет формирование «частично интегрированных ВВС». Двусторонним сотрудничеством предполагается охватить все функции ВВС, включая борьбу за завоевание господства в воздухе, поддержку сухопутных и морских операций и ПВО. Сотрудничество предполагает, как и в случае с ВМФ, совместное использование основных и передовых оперативных баз для быстрого развертывания сил. При этом ВВС двух стран будут обеспечены возможностями общего командования и контроля за проведением воздушных операций.

В качестве отдельной области деятельности ВВС программа предусматривает сотрудничество в области вертолетных операций. В частности, планируется, что небольшое совместное вертолетное подразделение в операции будет управляться одним национальным оператором, шведским или финским.

В сотрудничестве сухопутных сил армий двух стран в качестве главной цели поставлена задача создании основ для формирования комбинированных финско-шведских бригад. Подобные подразделения не будут существовать постоянно. Это означает, что по необходимости бригада формируется из отдельных национальных подразделений. Приказ о создании совместных бригад может быть получен для проведения операций кризисного регулирования или для целей национальной обороны.

Программа в качестве направления определяет совместную деятельность вооруженных сил двух стран для совершенствования логистики (тыла). В сфере логистики и закупок военной техники была поставлена задача провести общие технико-экономические исследования, касающиеся, например, проектирования новых надводных военных кораблей, развития совместного аутсорсинга и углубления двустороннего сотрудничества в обеспечении сферы услуг. Развитие сотрудничества между Финляндией и Швецией в сфере военной логистики связано с намерением оптимизировать использование ресурсов, осуществлять общие закупки, повышать оперативную совместимость и достигать способности к совместным действием для обеспечения тыла вооруженных сил как внутри двух стран, так и на международной арене. В сферу логистики включена и область военно-технического сотрудничества двух стран. Совместные разработки военной техники и кооперация двух стран при ее производстве призваны снизить затраты и избежать дублирования усилий по развитию. Доступ к лучшей военной технологии поможет свести до минимума разрыв в потенциалах военных предприятий и конструкторских бюро двух стран.

В плане рекомендуется проведение ежегодных встреч между должностными лицами, ответственными за обеспечение тыла и производство оружия.

Ключевым элементом для достижения успеха в военном сотрудничестве в области обороны двух стран, как было признано в итоговом отчете, является возможность обмена секретной информацией на всех уровнях — тактическом, оперативном и стратегическом. В настоящее время Финляндия и Швеция не обладают между собой безопасными линиями связи на стратегическом и политическом уровне, за исключением дипломатических курьеров. Программа военного сотрудничества двух стран предполагает эти линии создать на уровне самых современных возможностей по обмену секретной информацией. Безопасные и надежные коммуникации предполагается установить и использовать на всех уровнях взаимодействия: политическом, стратегическом и оперативном. Сеть безопасных коммуникаций наряду с оборудованием обмена информацией является ключевым фактором эффективного сотрудничества по всем направлениям и родам войск. В этой связи, указывалось в докладе, важно, чтобы правила секретного обмена информацией были определены, утверждены и реализованы до вхождения Швеции и Финляндии в «глубокое сотрудничество».

План предполагает тесное военное сотрудничество двух стран в области штабной деятельности для двустороннего планирования военных операций, определения необходимых сил, предварительной подготовки, управления и контроля операций, разработки планов снабжения и действий для операций в зоне кризисов. При необходимости совместное планирование можно будет осуществлять и на стратегическом уровне. Посредством штабной деятельности планируется существенно улучшить взаимодействие обеих армий, их оперативные возможности.

Ключевые области сотрудничества, разумеется, потребуют дополнительных инвестиций. Их следует определить и выделить правительствам двух стран. Кроме того, существенной проблемой для развития двустороннего сотрудничества между Финляндией и Швецией остается различие национальных систем комплектования вооруженных сил. Финская военная система основана на всеобщей воинской обязанности, а Швеция использует только профессиональные силы в своей армии. Различия в системах могут создавать проблемы в планах готовности.

Существуют и другие проблемы для развития двустороннего военного сотрудничества Швеции и Финляндии. Они определены. Проблемы связаны с различиями в законодательстве и нормативных актах двух стран. Необходимы согласованные действия для совершенствования означенной базы в целях углубления двустороннего сотрудничества.

В плане рекомендуется изучать дальнейшие возможности для углубления сотрудничества в рамках национальных исследовательских оборонных институтов. В рамках этих учреждений Швеция и Финляндия намереваются осуществлять научный анализ, в том числе развития системы европейской безопасности и российской военной политики. В 2015 году по итогам текущей работы планируется провести два совместных научно-исследовательских семинара, по одному в каждой стране.

Можно подытожить. Военное сотрудничество — не новость для Швеции и Финляндии. Обе страны имеют значительный период общей истории и общие позиции в политической и военной областях в регионе. Шведский язык является до сих пор государственным в Финляндии. Совместное военное сотрудничество Швеции и Финляндии опирается на традицию общей военной истории в рамках многовековой общей государственности до 1809 года и общего врага. Новейшая история также знала примеры шведско-финского военного и военно-политического сотрудничества, например, в Зимнюю войну 1940 года, когда шведы пришли на помощь финнам оружием и добровольцами. Потом во время Второй мировой войны Швеция успешно выступила посредником между СССР и Финляндией для достижения последней соглашения о перемирии на почетных условиях. Сейчас в Швеции и Финляндии полагают, что безопасность приобрела первоочередное значение в условиях усилившихся трений с Россией из-за наращивания ее военных возможностей и кризиса на Украине. Оборонные ведомства двух стран разработали программу тесного военного сотрудничества. Но при этом они официально подчеркивают, что подобного рода двустороннее сближение в области военного строительства все-таки не предполагает образования оборонного альянса между Швецией и Финляндией. Однако простой обзор планируемых мер свидетельствует об обратном. Военный союз двух стран без прямого соглашения, но на базе запланированного военного сотрудничества является фактом. Более того, программа военного сотрудничества предполагает еще и возможность встраивания будущих совместных подразделений Финляндии и Швеции в военную систему Европейского союза и участие их в совместных операциях с НАТО


Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1901644.html 

Ни одна свежая новоиспеченная «крыса» в Европе не должна проскочить мимо коммерческих интересов продажи устаревших вооружений дяди Сэма.
 

Скандинавия должна объединяться  перед лицом  грозного внешнего противника. Так полагают политики Финляндии и Швеции. Под образом внешнего врага, разумеется, подразумевается Россия. Военная истерия, постепенно развивающаяся в  северных странах, приводит к решению создать свой оборонительный союз. Но когда он  вступит в действие --  неясно.

По крайней мере,  министр обороны Финляндии Юсси Ниинисте полагает, что для вступление в союз типа северного НАТО у Швеции нет пока должного  уровня обеспечения военной техникой и снаряжением. Однако, как утверждают шведские военные, сотрудничество  шведов и финнов в оборонной сфере  ведет к большей интеграции армий. 
Пресса цитирует высказывание финского военного министра, который заявляет: «Когда пройдет время и доверие возрастет, то нельзя исключить появление межправительственного соглашения по этому поводу». Эта фраза была озвучена недавно Финским телеграфным  бюро.
Шведская армия сегодня обращает внимание на разрешение кризисных ситуаций в разных частях мира.  Но Швеция уступает по уровню вклада в общую оборону Скандинавии по сравнению с Финляндией. У Швеции имеется достаточно сильная боевая авиация, флот. Требует немалой работы модернизация сухопутной армии, которая  отличается невысокой боеспособностью по сравнению с российскими вооруженными силами. Продолжительное  время шведские оборонные ассигнования постоянно уменьшались, что  негативно отразилось на  уровне обеспечения армии. Военный союз на такой основе создать проблематично. 
Финский министр обороны поддерживает начинания партии «Истинные финны», которая  резко осуждала сокращение финской армии. Ее численность  решено довести до 230 тысяч солдат и офицеров, что явно недостаточно для обороны страны. Министр  подчеркивает, что в случае  столкновения с российской армией Финляндия останется беззащитной. 
Шведы и финны уже налаживают  интеграцию своих армий и флотов. К 2023 году планируется, что  совместное финско-шведское подразделение ВМС  обретен полную мощь. Оно будет опираться в своей работе на военно-морские базы двух стран.  Примерно к этому же сроку будет разработан и общая концепция создания совместных сухопутных подразделений, которые обязательно  и регулярно станут проводить совместные учения по сценариям, имитирующим  условия боевых  действий вероятных конфликтов. Так что шаги к объединению оборонительных структур двух стран совершаются, но пока  перспектива создания общего военного союза  достаточно туманна. Ее сможет прояснить только ухудшение международной обстановки в Европе

Источник: http://armflot.ru/index.php/geopolitika/775-voennyj-soyuz-finlyandii-i-shvetsii-ne-za-gorami

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован