Личности, если они таковыми являются, остаются в истории. Причём сразу в двух: в противоречивой, постоянно дописываемой человеческой, и в вечной - у Бога. На пике смены эпох говорить будут много и суетливо, будут петь панегирики и плевать в спину, будут многозначительно молчать и вещать, как велит система. Но всё это ничего не значит. НИЧЕГО! Хорошо, если ты смог стать классиком литературы или композитором-классиком при жизни, значит, дал тебе Бог такой талант, и ты его не зарыл. С политиками сложнее. Их значение перемывается, переосмысливается, перетрясается до мельчайших деталей, пока в осадок истории не выпадет главное. Это главное бывает видно и сразу, но наносное до поры до времени его затмевает.
Александр Васильевич Филипенко изначально строил мосты... В русском языке есть ещё одно слово - наводил. Он умел их наводить и разводить так, что соединялось несоединяемое и не сталкивалось противоречивое. Это искусство. А ещё он умел строить мосты настоящие. Строить Югру. Из болот, из прогнивших деревянных тротуаров, из балков... Кто-то скажет: да при таком бюджете только дурак этого не смог бы. Но надо помнить, что бюджет сначала надо было отстоять, а потом вкладывать. История знает немало примеров, когда бесталанным политикам ни большой бюджет, ни ресурсы, ни население не помогли... Прагматика обустроенной жизни брала верх над потребительской системой вахтового метода. Потому и вспомнили о природе при освоении месторождений, ибо здесь жили, а не наезжали сюда откачать нефти и пропивать северные заработки на большой земле. Жили... Ибо землю можно отстоять и освоить только тогда, когда на ней живут!
Власть идеальной не бывает. Всех облагодетельствовать невозможно. Но можно создать приемлемые и даже комфортные условия жизни для большинства. Если это не так, то чем объяснить огромную миграцию в Югру со всех регионов? И даже из ближнего зарубежья. Такую, что год проживший на Севере мигрант уже считал себя старожилом и кричал: хорош миграции! Самим мало! Или приезжал сюда человек и говорил: ничего не надо, только работу дайте. А уже через месяц: а почему у меня "северных" нет? А можно мне жильё... Социальные льготы... И по знаменитому индексу развития человеческого потенциала Югра была в числе лидеров вместе с Москвой и Санкт-Петербургом. На уровне с теми самыми европейскими странами, на которые мы косимся, как на примеры благоденствия.
После разрушения советской империи, которое нам изо всех сил пытаются преподнести как закономерность, а не предательство, рассказывая отработанную в 1917 году сказку о колоссе на глиняных ногах, маятник истории качается из стороны в сторону. Правительство разумно пытается его отцентровать. У Филипенко получалось. В самые безумные времена. Разумеется, ему не всё удавалось, это невозможно априори. Но кто знает, может, именно времена губернаторства Филипенко через сто лет назовут золотым веком Югры. Пушкин и Гоголь даже не догадывались, что они делали золотой век русской культуры, а Николай I вообще как заклейменный реакционер рассчитывать не мог, что его царствие выпадет на "золотое" время. Конечно, опять возразят мне, это не потому, а вопреки... Так вот, Филипенко удалось многое вопреки. Вопреки времени, вопреки ментальной инертности масс, вопреки суммарному противодействию самых разнообразных сил. В том числе многих тех, кто его окружал, сочинял ему панегирики, бил ему поклоны и пел осанну. Кто рвал на себе рубаху за Александра Васильевича, а по сути просто-напросто "подставлял" его и очень переживал за своё тёплое, хлебное место... И никто, даже враги, не смогут его упрекнуть в том, что он не жил здесь. Он и его дети жили среди нас, он ходил без охраны по улицам наших городов. Покажите мне ещё одного политика такого ранга, который может себе это позволить. Который на это вообще решится. Особенно в 90-е годы...
Не хочется говорить о цифрах, достижениях... Вся эта сухая статистика даже наскучила. Почему нет нужды в цифрах? Потому что мы трогали эту жизнь руками, вдыхали, гордились ей. Зато можно сказать о харизматической работоспособности губернатора. О том, что он почти не ездил в отпуск. О том, что имя Югра - это уже не просто географический термин из летописей, а список имен, где под номером один по праву стоит Александр Филипенко, ибо до него никто и не знал, что это Югра. Даже новгородский летописец, упоминавший нашу землю под таким названием.
Я не во всём был согласен с Александром Васильевичем. Тем более - с частью его команды. Особенно в информационно-гуманитарной сфере. Но, выбирая между всем, я выбирал главное: Филипенко по-настоящему любил людей, любил эту землю не тупыми партийными текстами и отчётами... Любить людей неподдельно очень тяжело. Они это чувствуют и требуют всё большей любви. Всё большего внимания.
Двадцатилетие Филипенко не закончилось... Оно вытянулось своими делами в историю. И мне абсолютно плевать, в чём ещё обвинят после этого материала меня желтописцы и маргиналы, системные комсомольцы и оплаченные оппозиционеры - в лести или самопиаре, в подпевании культу личности (потому что я - русский писатель - не особо-то перед кем и раскланивался, а личность, как говорил великий Шолохов, всё же была!), я желаю нашему губернатору долгих лет жизни и долгих лет истории... И ещё... дальнейшей возможности делать эту историю. Потому что есть люди, которые живут историю, и есть люди, которые её делают. Филипенко историю делает...
Я поздравляю своего губернатора с 60-летием и горжусь тем, что работал рядом с ним. Спасибо ему за главный мост. Мост в будущее...
URL на статью: http://www.informugra.ru/2010/05/13212/