"Федеральная антимонопольная служба (ФАС) всерьез занялась рассмотрением нарушений антимонопольного законодательства, и в отношении топливных компаний, которые искусственно завышают розничные цены на бензин, ссылаясь на различные предлоги, будут возбуждены уголовные дела", - заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев.
А как дело обстоит у нас в Северной Осетии? Снизились ли реально цены на автозаправках или же, несмотря на падение оптовых цен до недавнего времени, цифры остаются по-прежнему высокими, принося дополнительные прибыли монополистам и несправедливо залезая в карманы рядовых автомобилистов? Стоимость топлива всегда играла далеко не последнюю роль в ценообразовании товаров и услуг, поэтому вопрос стоит очень остро и требует немедленного разрешения. Или это какие-то объективные причины, мешающие снижению цен, прямо пропорционально оптовым, или же это сговор, который должен быть раскрыт, а на инициаторов наложены существенные денежные штрафы? Усугубляет ситуацию тот факт, что по ЮФО цены на бензин в Северной Осетии по последним данным оказались самыми высокими.
С положением дел разбиралось Северо-Осетинское управление федеральной антимонопольной службы России под председательством руководителя Управления Джиоева Батырбека Магрезовича, сообщает корреспондент ОСЕТИНСКОГО РАДИО. На Круглый стол были приглашены представители хозяйствующих субъектов ООО "Газпром", "Энергия", "Роснефть", "Рома", "Энергос", которые занимаются розничной продажей бензина на территории Северной Осетии. Также присутствовал руководитель Контрольно-счетной палаты РСО-Алания Мамсуров Анатолий Борисович.
Цена вопроса заключалась в том, что с 1 февраля 2009 года распоряжением премьер-министра РФ Владимиром Путиным по договоренности с крупными нефтяными компаниями были снижены налоговые пошлины. Взамен оптовая стоимость нефтепродуктов должна была упасть, что неизбежно опять же должно было повлечь и снижение розничных цен на все марки бензина и дизельное топливо. "Как отреагировал топливный рынок республики? Что мешает активной работе в этом направлении? Присутствуют ли согласованные действия?" - с этих вопросов Батырбек Джиоев начал беседу, подчеркивая то, что наша республика не имеет ни нефтедобывающих, ни нефтеперерабатывающих компаний, а имеются лишь поставщики и "перепродавцы", которые напрямую зависят от оптовых цен. Руководитель розничного направления ООО "Газпром", самого крупного поставщика нефтепродуктов на территории РСО-Алания, Игорь Ржевский сослался на то, что цены спускаются из головного предприятия, которое находится в Ростове-на-Дону. Кроме того, организация проводит реконструкцию и реструктуризацию предприятия, создавая новые рабочие места. "В данное время оптовые цены опять "полезли" вверх с 10 тысяч рублей до 17 тысяч рублей за тонну. Имеет место и "затоваривание" бензина, который был закуплен еще до снижения цен и слабо продавался в праздничные дни, - разъяснил Игорь Анатольевич. - Если вы считаете, что "маржа" в 8-10 рублей, которая на сегодня составляет разницу в продажах, идет только на прибыль, то это ошибочно. Предприятие имеет массу расходов, и финансовых, и транспортных, и строительных". Представители Счетной палаты не приняли такое объяснение формирования цены, руководствуясь тем, что это внутренние дела компании, и потребовали конкретных предложений и рычагов по снижению цен, ведь факт налицо: если с августа 2008 года по февраль 2009 года оптовая цена, допустим, на 76-й бензин снизилась на 38%, то розничная - только на 7% и т.д.
Поставщики объясняли удерживание цен и временными задержками, ведь рынок настолько нестабилен, что трудно просчитать всю ситуацию вперед. Что касается сговора, который предполагается по ряду показателей, то наши компании считают, что это не умышленный сговор, а действия "сообразно рынку". Не мог не обратить на себя внимание и тот факт, что объем продаж, транспортные расходы, поставщики у северо-осетинских предприятий разные, а на выходе цена на бензин одна.
Заместитель руководителя управления Келехсаева Азау Шакроевна, пользуясь статистическими данными, четко указала, на сколько снизился опт, и как на это отреагировала розница. Цифры говорят о монопольно высоких ценах на всех 148 автозаправках республики, очень вяло реагирующих на реалии времени. "Нет никакой логики в ваших действиях, ведь все сведения о ценах приобретенного бензина у нас есть. Они разные, но все ваши повышения и понижения одинаковые и одновременные по всем хозяйствующим субъектам", - заявил Азау Шакроевна.- Тщательно проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что у всех есть реальная возможность снизить розничные цены. Вопрос: на сколько?"
Представители компаний ничего нового на все справедливые претензии антимонопольного Комитета ответить не могли. Они сетовали на нестабильные оптовые цены и трудности своевременного реагирования на рынок. Есть доля истины и в том, что присутствует желание дождаться повышения цены на опт, ссылаясь на реорганизацию предприятия и другие в общем-то объективные причины.
Батырбек Джиоев предупредил, что в случае искусственного сдерживания цен Управление антимонопольной службы имеет все полномочия наложить штрафы от 1% до 15% от годового оборота предприятия, а за сокрытие информации - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Хозяйствующим субъектам был дан недельный срок на "раздумья", после чего будут применяться административные санкции в соответствии с законом.
Мурат МАКИЕВ
13 февраля 2009
osradio.ru