14 сентября 2006
2137

Кому доверить выборы

В ноябре-декабре истекает срок полномочий территориальных избирательных комиссий, играющих решающую роль в организации и проведении выборов.

Уже началась кампания по формированию нового состава ТИКов. Об их роли в обеспечении избирательного процесса, о порядке образования - беседа с председателем Избирательной комиссии Курской области Еленой Яровой.- Уместно было бы, наверное, Елена Максимовна, начать наш разговор с оценки деятельности "уходящих" комиссий. Вы ею остались довольны?
- В 2002 году Избирательной комиссией Курской области было сформировано 35 избирательных комиссий. На протяжении четырех лет большинство членов комиссий добросовестно и профессионально выполняли свою главную задачу - организацию подготовки и проведения выборов. Действующими комиссиями успешно, в соответствии с требованиями законодательства, были проведены выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации четвертого созыва, выборы Президента Российской Федерации, депутатов Курской областной Думы, оказывалась практическая методическая и правовая помощь муниципальным и участковым избирательным комиссиям при проведении выборов в органы местного самоуправления, осуществлялся постоянный контроль за соблюдением избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний.
За годы работы комиссии накопили значительный опыт организации и проведения выборов, применения на практике избирательного законодательства, и мы надеемся, что при предстоящем формировании нового состава территориальных избирательных комиссий удастся не только укрепить их грамотными и принципиальными кадрами, но и сохранить опытных, подготовленных для проведения выборов любого уровня, членов комиссий.
- Как формируются ТИКи, кто может быть в них избран, а кто нет?
- В соответствии с федеральным и областным избирательным законодательством формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Курской областной Думе, иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.

При рассмотрении кандидатур, которые будут предлагаться в состав территориальной избирательной комиссии, субъекты права на их выдвижение должны иметь ввиду, что в статье 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса. К ним относятся лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. К перечню лиц, не имеющих права быть членами избирательных комиссий, отнесены депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, судьи, прокуроры. Не могут быть включены в состав территориальных избирательных комиссий лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного взыскания. Кроме этого в законе содержится перечень ограничений в отношении таких лиц, как кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, члены комиссии с совещательным голосом, супруги и близкие родственники супругов кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. Однако названные ограничения действуют в рамках только одной избирательной кампании или кампании референдума.

Необходимо также учитывать, что согласно закону государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.
- Каков порядок внесения предложений по кандидатурам в состав территориальной избирательной комиссии?
- Как уже было сказано, кандидатуры вправе предлагать политические партии а также региональные или иные структурные подразделения политической партии, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии.
Кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий могут предлагать иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме в соответствии с соответствующими федеральными законами.
Однако в территориальную избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
Решение полномочного (руководящего или иного) органа политической партии либо регионального отделения политической партии о внесении предложения о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий оформляется в соответствии с требованиями устава политической партии.

Решение полномочного (руководящего или иного) органа общественного объединения о предложении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий должно быть принято и оформлено в порядке, установленном уставом общественного объединения.

Решение по этому же вопросу может быть также принято полномочным (руководящим или иным) органом регионального отделения, наделенного в соответствии с уставом общественного объединения правом принимать такое решение от имени общественного объединения, и подписано его руководителем.
Решение представительного органа местного самоуправления о внесении предложений по кандидатурам в члены территориальной избирательной комиссии рассматривается и принимается на заседании представительного органа.
Решение собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы о предложении кандидатуры в состав территориальной избирательной комиссии должно быть оформлено протоколом или выпиской из протокола собрания избирателей с приложением списка избирателей, принимавших участие в собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта избирателя.

Решение о внесении кандидатуры в состав территориальной избирательной комиссии может быть принято не ранее дня опубликования сообщения Избирательной комиссии Курской области о начале формирования избирательных комиссий.
- Какие еще документы, кроме названных, должны быть представлены в Избирательную комиссию области?
- К решениям о внесении предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий в обязательном порядке должно быть приложено письменное заявление гражданина Российской Федерации о согласии на вхождение в состав этой комиссии. Кроме этого, субъекты права внесения предложений по составу избирательных комиссий представляют в Избирательную комиссию области копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о гражданстве и месте жительства лица, кандидатура которого предложена в состав территориальной избирательной комиссии и копию документа (трудовой книжки или справки с основного места работы), подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копию документа, подтверждающего сведения о роде занятий или о статусе неработающего лица (пенсионер, безработный, домохозяйка, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), кандидатура которого предложена в состав территориальной избирательной комиссии.

Подтверждением статуса безработного или домохозяйки может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы и соответствующее личное заявление с указанием такого статуса или только заявление указанного лица.
Для всех субъектов права выдвижения кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий законом установлен и гарантирован срок подачи предложений - 30 дней со дня опубликования сообщения Избирательной комиссии Курской области о формировании комиссий, по истечению которого Избирательная комиссия области приступит к предварительному рассмотрению поступивших предложений. Процедура рассмотрения предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий будет очень тщательной, так как Избирательная комиссия области прежде всего заинтересована в эффективности будущей работы всего состава территориальных избирательных комиссий.
- Каким образом люди, избранные в состав комиссий, могут совмещать исполнение обязанностей в избиркоме и на основной работе?
- К сожалению, нередко, после назначения в состав комиссий, возникают проблемы, связанные с посещением заседаний комиссий, выполнением соответствующих поручений, участием в избирательной кампании, так как руководители не только начинают высказывать недовольство по поводу периодического отвлечения людей от основной работы, но создают для них такие условия, которые практически не дают им возможности осуществлять полномочия членов избирательных комиссий. По этой причине и во избежание конфликта они вынуждены досрочно слагать свои полномочия.

В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится статья, предусматривающая ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей. В то же время необходимо, чтобы и субъекты права на выдвижение кандидатур в состав избирательных комиссий предварительно согласовывали предлагаемые кандидатуры с соответствующими руководителями трудовых коллективов, учебных заведений, где работают и обучаются представляемые для работы в комиссии люди, выясняли реальную возможность их участия в работе избирательной комиссии с учетом загруженности по основному месту работы, службы, учебы. От этого во многом зависит подбор качественного состава территориальных избирательных комиссий.

Немаловажное значение имеет желание самого выдвигаемого в состав комиссии работать в ней, его осведомленность о полномочиях, правах и обязанностях члена комиссии. На это надо обязательно обращать внимание, потому что человек, который дает согласие на работу в избирательной комиссии должен четко представлять чем ему там придется заниматься, понимать, что в комиссии надо будет работать, а не просто присутствовать на ее заседаниях. Некоторые члены избирательных комиссий не выдерживают напряженного ритма работы, особенно в период избирательных кампаний, требующих полной самоотдачи, и столкнувшись с первыми трудностями, досрочно слагают свои полномочия без каких-либо уважительных причин.

Выбытие члена комиссии на этапе подготовки и проведения выборов затрудняет работу избирательной комиссии, вносит нестабильность в ее деятельность, создает дополнительные проблемы. Поэтому очень важно, чтобы при формировании территориальных избирательных комиссий все эти моменты были учтены субъектами права на выдвижение кандидатур в состав комиссий. Подход к предложениям по кандидатурам должен быть очень серьезным и ответственным, так как избирательные комиссии являются государственными органами, не только обеспечивающими подготовку и проведение выборов, референдумов, но и защиту избирательных прав граждан и контроль за их соблюдением.
- Каков срок полномочий ТИКов?
- Территориальные избирательные комиссии отнесены к государственным органам и в соответствии с законом действуют на постоянной основе, то есть работают со дня первого заседания комиссии и до истечения срока ее полномочий, обеспечивая организацию выборов различного уровня, проводимых на соответствующей территории в течение срока своих полномочий.

Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет четыре года. Однако законом предусмотрено, что если срок полномочий комиссий истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, в которых они участвуют, то срок их полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.
Впереди у избирательных комиссий очень сложная и ответственная работа по подготовке и проведению федеральных избирательных кампаний в многочисленные органы местного самоуправления. Уверена, что формирование территориальных избирательных комиссий из ответственных, инициативных и добросовестных членов комиссии позволит провести выборы всех уровней на высоком организационном уровне с соблюдением требований избирательного законодательства, обеспечить в полном объеме избирательные права граждан.

Николай Ферапонтов
pravda.kursknet.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован