Бюджетное законодательство разграничивает понятие "бюджетная система РФ" и "консолидированный бюджет РФ". Определение бюджетной системы РФ через консолидированный бюджет РФ отрицает основной принцип построения бюджетной системы - самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность самостоятельных бюджетов всех трех уровней, в то время как консолидированный бюджет РФ, как совокупность федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, представлен бюджетами только двух уровней, при этом уровень местных бюджетов перестает быть самостоятельным путем включения в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
В условиях действия принципа самостоятельности консолидированный бюджет имеет ограниченное использование. Законодательством предполагается составление проектов консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Однако они не утверждаются представительным органом власти либо органом местного самоуправления и используются для расчетов и анализа. В частности, данные консолидированных бюджетов используются для определения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в региональные и местные бюджеты, а также различных форм финансовой помощи, оказываемой вышестоящим органом власти нижестоящему.
Отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета составляется путем обобщения отчетных данных об исполнении бюджетов соответствующих органов власти и местного самоуправления, однако он также не утверждается представительным органом власти либо органом местного самоуправления.
Данные отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за отчетный год являются основой для составления проекта консолидированного бюджета РФ на следующий год в целях распределения совокупного объема бюджетных ресурсов по уровням и видам бюджетов.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет), на сумму 7 трлн. 033,7 млрд. руб., что на 22,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В октябре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 865,4 млрд. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем в 1,7 раза.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-октябре 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 32,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,6%, налога на доходы физических лиц - 18,8%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, - 13,6%.
В январе-октябре 2008г. в консолидированный бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов 6 трлн. 419,4 млрд. руб. (91,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 360,0 млрд. руб. (5,1%), местных налогов и сборов - 78,9 млрд. руб. (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 171,4 млрд. руб. (2,4%).
Консолидированный бюджет Российской Федерации и все субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета - это, прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
21 мая 2009 г.
О.В. Седова
www.viperson.ru