Я наслаждаюсь нашей дискуссией, особенно выступлениями наших ученых мужей. Печалит только одно, что страшно узок ваш круг и, не подпуская вас к широким средствам массовой информации, вас не подпускают и к народу. Это печалит, на самом деле.
Что касается закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Я убежден, что у нас в Российской Федерации замечательный закон, 10-летие которого мы отмечаем в этом году.
Десять лет назад у религиозных организаций, в том числе у российских протестантов, были серьезные опасения в связи с принятием этого закона. Но какие-то особенно острые моменты были дезавуированы впоследствии Конституционным судом РФ, в какие-то просто мы внимательнее вчитались и поняли, что с этим можно жить и успешно осуществлять свою деятельность. И принципиальных замечаний к этому закону на сегодняшний момент у нас нет.
Да, существуют отдельные пункты в нашем законодательстве, не до конца урегулированные. Например, вопрос о благотворительной деятельности религиозных объединений, вопрос отчетности религиозных объединений. Было бы логично исключить религиозные объединения из закона "О некоммерческих организациях" в области их отчетности и регламентировать отчетность профильным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Но есть одна русская поговорка: не буди лихо, пока оно тихо.
У нас есть опасения, что попытка внести "улучшения" в действующий закон "О свободе совести" может привести в сегодняшней ситуации к обострению межрелигиозных отношений. Уровень толерантности в нашем обществе оставляет желать лучшего. Уровень религиоведческой грамотности среднестатистического чиновника ниже среднего. Я вспоминаю три известных мне проекта закона, которые рождались в недрах Министерства юстиции, в недрах Российской академии государственной службы, Правительства Российской Федерации. Я вспоминаю предварительные слушания пару лет назад в Государственной Думе Российской Федерации по внесению изменений в закон, где столько собак было спущено на Андрея Евгеньевича Себенцова и возглавляемую им рабочую группу, причем с разных сторон - и от конфессий, и от воинствующих безбожников, и от сторонников превращения России в религиозную монархию.
Приведу небольшой пример. В начале этого года под эгидой Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ проходила религиоведческая конференция, на которой присутствовали в основном госслужащие и религиоведы, в том числе и из регионов. Одна дама, профессор, если я не ошибаюсь, Магаданского государственного университета и по совместительству советник губернатора по связям с религиозными объединениями, выступала очень эмоционально. И что же ее так взволновало? Дело в том, что на протяжении ряда лет в тех краях проходит большая евангелизационная миссионерская экспедиция "Евангелие народам Севера", которая осуществляется Союзом евангельских христиан-баптистов в России. И во время этой экспедиции несколько семейств оленеводов, коренных жителей, уверовали, обратились ко Христу. Частично разорили местную мафию. Те дважды гоняли вертолет с "огненной водой", а никто не вышел покупать, пришлось напиться самим, чуть не угробили вертолет (это реальная история) и без пушнины и заработка вернулись обратно на Большую землю. Люди уверовали, стали читать Евангелие, богослужения стали проходить, взялись за ум, озаботились, что эта земля их, и недра их, в соответствии с законом о коренных малочисленных народах.
И вот она с кафедры заявляет: как же так, у них же есть своя самобытная культура, история, а какие-то миссионеры приехали и ее разрушили. То есть "огненная вода" - спирт - культуру не разрушает, когда люди спиваются и в возрасте 30-40 лет полностью деградируют и погибают от алкоголизма, это ничего, а здесь вдруг что-то случилось. И ученая дама заявляет, что им не свойственно христианство, это не соответствует их культуре, их самобытности, их погубит, если их обращать в христианство, и надо бы законодательно запретить миссионерство среди малочисленных народов Крайнего Севера. Заметьте, это не реплика обывателя, а доклад ученого и советника губернатора по религиозным вопросам.
И есть опасения, что подобные горячие головы попробуют лоббировать внесение в новую редакцию закона какие-то свои личные или корпоративные интересы.
Поэтому нам нужно еще, я думаю, учиться жить по этому закону. Приезжая в регионы, я часто слышу, что чиновники на местах отмахиваются от этого закона или просто не знают о его существовании, в том числе правоохранительные органы, судебные органы. Я с этим сталкиваюсь постоянно. Так надо научиться следовать этому закону, просветить, в конце концов, чиновника, чтобы хотя бы к году 2015-му дошли до его железного соблюдения. А за нарушение следовало бы неотвратимое наказание. А после можно будет подумать о его изменении, дополнении.
Сегодня гораздо важнее, чем изменение законодательства, сохранение Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. Возможно, также следует озаботиться созданием министерства по делам религиозных объединений. Также важно прекратить однобокое освещение религиозной жизни России в СМИ, особенно центральных. Благодарю за внимание.
2007 г.
www.ni-journal.ru