Китайская мудрость гласит: "Планируешь на год - сей хлеб. На годы - сажай фруктовые деревья. Навсегда - обучай людей". Мы можем гордиться нашим инженерным образованием. Сто лет назад президент Бостонского, ныне Массачусетского, университета, изучал и внедрял у себя систему подготовки Высшего Императорского училища, ныне МГТУ имени Баумана. Результатами нашего инженерного образования были успехи в космосе, судостроении, атомной техники.
Степан Прокопьевич Тимошенко в 27 лет стал профессором политехнического института в Киеве, после революции уехал в Соединенные Штаты, работал в фирме "Вестингауз" и создал там школу инженеров, которую он считал своей гордостью. Его книги "Теория упругости и пластичности", "Колебания в инженерном деле", "Сопротивление материалов", переведены на все языки мира. В 1958 году Тимошенко посетил Технический университет в Киеве и МГТУ имени Баумана. И написал тогда, что революция не смогла разрушить устойчивую систему инженерного образования, что именно золотой век инженерного образования в России обеспечивает успехи технических наук и развитие прикладных исследований в очень важных областях.
А что у нас сегодня? Я всю жизнь связан с высшей школой, заведую кафедрой, через которую проходят все студенты МГТУ имени Баумана. Это "Теория машин и механизмов", студенты называют ее ТММ - "тут моя могила". Мы сегодня уже выпустили 4 издания нового учебника. Но каких это стоило трудов, невзирая на мои особые отношения с ректоратом и ректором! Что-то здесь надо менять. Мы ведь должны готовить инженера по новым направлениям. Но когда у нас будут курсы, учебники, которые действительно станут официальными пособиями? Слаба интеграция Российской академии наук и высшей школы, министерство и академия предпринимают в этом направлении необходимые шаги, но недостаточные.
О гуманитаризации инженерного образования. Кто спорит, нужны экономические знания, основы философии, изучение иностранного языка... Но ведь в результате около 800 часов учебного времени отбирается у будущего инженера. Если посмотреть внимательно на эти программы, они либо требуют пересмотра, либо их отмены. И по поводу иностранного языка: многие вопросы можно бы было вынести в среднюю школу. В ряде стран обучение языка здесь и заканчивается.
Наконец, надо отметить, что у нас устарела экспериментальная база в вузах. Для будущего инженера очень важно пройти практику, но не на убогих, устаревших установках, которые, к сожалению, в ряде технических вузов сегодня имеются, а на современном оборудовании. Может быть, здесь стоит решить радикально: вплоть до загрузки тех уникальных установок, которые есть и в институтах Академии наук, и в промышленности?
К сожалению, современные научные школы в вузах, увы, утрачивают свое значение. Я бы поддержал предложения по поводу повышения пенсии. В Соединенных Штатах почти все ведущие университеты возрастной ценз отменили. Но, практически, как правило, никто не хочет работать, достигнув 65-летнего возраста, потому что он получает прекрасную пенсию. И на смену идут молодые перспективные кадры.
Об изменении подготовки высшей квалификации, я имею в виду, прежде всего, в области технических наук. Здесь тоже требуются радикальные изменения. Должна быть открытость, а у нас за последние годы появилось невероятное количество докторов и докторских диссертаций в закрытых областях. От кого закрытых, почему закрытых? А потому что так проще, об этом не знает общественность.
У нас, к сожалению, сейчас множество академий. Раньше говорили: "Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан". Сейчас не обязательно быть кандидатом, потому что можно запросто стать академиком какой-то академии. В России общественных организаций, занятых просветительством, около 150. Но что они собой представляют? Поэтому принято такое решение: в конце ноября провести большой съезд просветительских организаций под эгидой Общественной палаты. А следующий этап - мы соберем съезд инженеров. Я связан со многими регионами России и знаю, что после первого скепсиса там сейчас появляется уверенность, что мы все-таки справимся с проблемами инновационной политики, научно-технической политики и проблемами интеллектуальной собственности, вернемся в золотой век российского инженерного образования.
Константин ФРОЛОВ
Директор Института машиноведения имени А.А. Благонравова РАН,
заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, член Комиссии
по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ
http://www.fondedin.ru/