16 декабря 2004
2344

Константин Пуликовский: `Заслужили - значит, нас побьют`

Полпред Константин Пуликовский перешел от дуэлей к воспитанию кадров

- Константин Борисович! Вы уже пятый год не генерал, а полпред. Но иногда вместо штатского костюма с галстуком на вас отчетливо виделась камуфляжная форма. Особенно когда вы публично "вызывали на дуэль" то бывшего владивостокского мэра Копылова, то экс-губернатора Приморья Наздратенко. Если без стрельбы и ультиматумов, то какие властные рычаги есть у вас сейчас, чтобы наводить порядок на Дальнем Востоке? Как вы ими пользуетесь?

- "Дуэли" имели смысл только поначалу. Сейчас большинство руководителей дальневосточных регионов - это подготовленные, работоспособные люди, которые пекутся не только о собственном благополучии. И о нем тоже, конечно, без этого нельзя, но о регионе - гораздо больше, чем их предшественники.

В чем было горе того же Наздратенко? Он пришел на свой пост с должности руководителя золоторудной артели. Он в душе так и остался артельщиком, на посту губернатора жил по тем же "понятиям", которые вкладывались в артельную жизнь, когда мыли золото. То есть песочек и самородочки можно чуть-чуть спрятать, а если не спрятать, то отдать начальнику... Это его и сгубило. Сейчас таких людей практически уже нет. Просто есть более грамотные, как экономисты, финансисты, управленцы, а другие - менее подготовленные к этой работе.

Властных рычагов у полпреда не так много. Они четко определены указом президента и положением о полномочном представителе президента, где нам как бы делегирована часть президентских конституционных полномочий. Именно часть - только те, которые президент счел нужным. Хотя некоторые люди до сих пор думают, что мы этакие семь вице-президентов на своих территориях. Идут к нам с любой просьбой. Очень трудно иногда объяснять людям, что не все в наших силах.

- А к кому, интересно, если не к полномочному представителю президента люди должны обращаться, когда они замерзают, как в Корякии? Если на грани отмены самолеты местных авиалиний "на материк", как в Магаданской области? Если властные персоны окончательно дискредитировали себя взятками, политиканством, бюджетными злоупотреблениями?

- Мы говорим сейчас о сложных, кризисных ситуациях. В этих случаях полпреды получают от президента конкретные поручения. Иногда нас даже называют в его администрации "антикризисными управляющими", особенно когда приходится на месте вмешиваться в ситуацию. Вот, допустим, 2000 год, когда вымерзало Приморье. Надо было быть там и заниматься буквально всем: электродами, трубами. Доходило до абсурда, когда глава муниципального образования даже не знал, на угле у него котельная работает или на жидком топливе, а заявку, скажем, на трубы писал не в дюймах, а в штуках. Люди были абсолютно не подготовлены! Я помню, поехали мы с Евгением Наздратенко в город Артем - там котельные не работали, надо было разбираться. Он меня долго отговаривал: "Константин Борисович, не надо ехать. Там толпы собрались, люди нас будут бить". Ну, говорю, если заслужили, значит, побьют. А ехать надо.

Очень важная для меня дата - 2001 год, когда затопило Ленск. Произошло это в мае, и президент поставил задачу - 1 октября Ленск должен быть восстановлен. И он был восстановлен. Можно, конечно, критиковать нас, МЧС или Госстрой. Но как бы то ни было, в зиму люди получили крышу над головой, тепло и все, что положено. Таких случаев масса, потому что там, где плохо и где рвется, туда волей-неволей должен лететь или ехать полпред для того, чтобы на месте в прямом смысле слова применить власть.

- За Корякию, куда сейчас вертолетами завозят топливо, вы тоже готовы возложить вину на себя?

- Вину - нет, причем по одной причине: оценку мне может дать только президент. Что же касается Корякии, то катастрофы и "вымерзания" в этом регионе сейчас все-таки нет. Топливо доставляется. Но его не хватает, и поэтому мы вводим ограничения по температурному режиму. В домах должно быть 18-20 градусов, а у нас 14-16. Котельные работают в щадящем режиме, чтобы не допустить разморозки. Слава богу, пока холода особые не наступили. В чем причина? На мой взгляд - в неорганизованности работы властей. Я даже подозреваю здесь какие-то злоупотребления и поставил соответствующую задачу перед правоохранительными органами. Вы себе представляете Корякию? У нее есть восточный берег (Берингово море) и западный (со стороны Охотского). На западе очень трудно подойти к берегу, и уголь, когда его перегружают с больших судов на малые, становится золотым. Нормальные порты, где можно разгрузить топливо, есть только на востоке. Берингов пролив к тому же не замерзает. Но зимой топливо здесь получается уже не золотым, а бриллиантовым, потому что по материку его до океана везут по проложенным зимникам. Доставляют солярку и уголь частные компании, а государство (в данном случае бюджет Корякского автономного округа) платит им бешеные деньги. По закону не подкопаешься: вроде был тендер, перевозчики его выиграли, вот теперь и получают огромный навар. Но если бы топливо завозили не зимой, а в мае или июне, все было бы нормально! У меня сейчас работают специалисты, чтобы разобраться, как такое стало возможным.

- Следственно-силовой путь кажется вам единственным средством борьбы или у вас есть возможность влиять на изначальный подбор руководящих кадров?

- Координировать действия правоохранительных органов нас обязывает все то же положение о полномочном представителе президента. Когда полпред начинает ставить им четкие задачи, мне кажется, они работают более добросовестно. Кроме того, между разными структурами возникает в хорошем смысле слова конкуренция - кто первый выйдет на положительный результат? Правда, чтобы заставить их это делать, потребовалось много труда и времени.

А подбор кадров, конечно, важен. Процентов на 80 уже удалось расставить их так, чтобы они образовывали "единый кулак". Кое- где - нет. Тоже по разным причинам. Бывает, что губернатор лоббирует в московском министерстве, например, "своего" начальника УВД. Отказать ему неудобно. Полпред настаивает, что кандидат не подходит, губернатор гнет свое. Министру приходится искать некую середину... В любом случае кадровую проблему быстро решить нельзя - вся система их подготовки и ротации была нарушена еще в 90-е годы. Оттого и управляемость регионами, особенно в последнее время, явно хромала.

Знаете, до назначения на пост полпреда у меня было несколько предложений от разных сил пойти в губернаторы. Один раз я уже внутренне, еще не говоря этого вслух, для себя согласился с перспективой баллотироваться на выборах. А вот сейчас, когда я пятый год полпредом и посмотрел на работу губернаторов, мне кажется, я бы не пошел, даже если бы мне предложили. Это очень большой труд. Здесь нужны не личные амбиции, а глубокие знания, железное здоровье, чтобы работать, а не отсиживаться в своем кабинете с умным видом. Губернатор до всего в своем регионе должен дойти собственными ногами, руками, мозгами. Для человека старше 40-50 лет это даже физически сложно.

Кроме того, очень трудно, руководя краем или областью, не войти в противоречие с нашим весьма несовершенным законодательством. Оно, мне кажется, порой просто заставляет региональных руководителей поступать не как положено, а "по понятиям" или "по совести". Когда я читаю об уголовных делах, возбужденных против региональных руководителей за "нецелевое расходование средств", положа руку на сердце, не уверен, что меня самого на их месте такая чаша бы миновала.

- Новый закон о порядке избрания губернаторов законодательными собраниями по представлению президента, по-вашему, сможет что-то улучшить?

- Сможет, но, к сожалению, в законе нет критериев оценки деятельности губернатора. Их не было и раньше, но тогда можно было многое списать на выборную систему. Хвали губернатора или ругай, но его избрал народ, уж какой он есть - такой и есть, как может, так и работает. А что сейчас? Губернатор должен быть политически угоден власти? Но в чем такая "симпатия" будет выражаться? В его политических взглядах? В социальных и экономических показателях региона через год его работы? Если год прошел, а ничего не изменилось, доходы региона не растут, зарплата не выплачивается - будет ли ставиться вопрос о недоверии? Нигде это не прописано. А назначать и снимать с поста по принципу симпатии или антипатии - это шаг не к управляемости страной, а наоборот.

Я лично предлагал такую схему еще во времена, когда губернаторов избирали. Пришел человек к власти - пусть правительство с ним первые месяца три-четыре хорошо поработает, изучит всю экономическую схему, оценит источники доходов региона и т.д. Надо составить план работы на те 4 года, которые он пробудет у власти. Определить, какие трансферты правительство будет давать на те или иные федеральные программы, на сколько процентов ежегодно он должен поднять собственные доходы региона. И контролировать все эти этапы. У нас же губернаторы на себе рубаху рвали, объясняя избирателям, какие они хорошие. Выдвигали замечательные программы. А когда оставались один на один со всеми своими проблемами, что толку было от этих программ? Оставалось лишь идти в правительство, показывать свою угодливость и бесконечно что-то выжимать, выжимать... Те же самые трансферты часто воспринимаются как "пряник" за хорошее поведение: одному дадут, а другому - нет. С назначенными губернаторами надо будет работать гораздо более осмысленно, чем это делалось прежде.

- Сейчас функции президентского ставленника-губернатора и полпреда, видимо, будут во многом пересекаться. Нужны ли окажутся полпреды вообще?

- Президент сразу, едва только в прессе началась на этот счет полемика, ответил на нее своим указом, где написано: руководители исполнительной и законодательной власти регионов награждаются государственными наградами по представлению полномочных представителей президента. Здесь, правда, тоже встает проблема оценок и критериев... У меня в округе 10 губернаторов и 10 руководителей законодательных органов. По каким критериям мне их представлять к орденам и медалям? Тоже по привлекательности? И когда? По итогам года или по каким-то результатам? Я пока не тороплюсь и в отличие от своих коллег-полпредов никого к награде не представил.

- Награждение - все-таки функция декораторская. А к назначению новых глав регионов вы как полпред будете причастны или нет?

- Мы еще не знаем, какие у полпредов будут полномочия после введения новой системы выборов. Не буду гадать: решение примет президент. Наверняка каких-то обязанностей станет меньше, каких-то больше. Но мне кажется, что основная функция полпредов - контроль - за нами останется в любом случае. Кроме того, трудно представить, что у нас буквально с нового года вдруг появятся 89 новых руководителей, абсолютно компетентных и полностью преданных президенту. Их же никто не готовил! Пока я по собственной инициативе составил по каждому региону список - 8-10 человек, которые потенциально могли бы быть назначены губернаторами. Кто эти люди? Конечно, действующие губернаторы и их заместители. У нас очень сильное заместительское звено, просто мы этих людей не видим, потому что они не лезут в публичную политику. Иногда даже обещание давали губернатору перед выборами, что сами баллотироваться не станут, а войдут в его команду. Очень сильные у нас руководители муниципальных образований, особенно крупных городов. Они тоже не "публичны" - иногда потому, что их изо всех сил зажимали губернаторы, видя в них опасных противников. Не сразу, не сейчас, но эти люди выйдут на свет. Кроме того, большая половина сенаторов-дальневосточников вполне могли бы стать руководителями регионов (к депутатам Госдумы это тоже относится, но они более политизированы, чем "менеджеры" из Совфеда). Есть еще и федеральные инспектора, и сотрудники полпредств - их тоже нельзя сбрасывать со счетов.

- А силовики? В стране есть несколько так называемых "генерал-губернаторов". Да и вы сами человек военный...

- Среди тех, кто занимается чисто силовой сферой - военных, сотрудников МЧС и т.д., - как ни странно, меньше людей, изъявляющих желание пойти по губернаторской стезе.

Что касается меня самого, то я пошел на эту работу потому, что у меня где-то в генах заложена привычка исполнять приказы. У меня военными были дед, отец, да и мои собственные дети тоже. Если бы тогда, в 2000 году президент предложил бы мне идти командующим войсками военного округа, а не федерального, клянусь, я сделал бы это с большим удовольствием, потому что это моя профессия. Но он сказал так, как сказал. И одной фразой сразил меня окончательно. Я дал согласие стать полпредом, и лишь после этого президент пояснил, в каком округе. В Дальневосточном. А меня с Дальним Востоком практически ничего не связывало, кроме того, что я здесь родился и прожил лет до трех, пока отец служил в Уссурийске. Повисла пауза. Президент добавил: "Вы можете отказаться. Я понимаю, что это сложно, - и округ большой, и от Москвы далеко. Но вы не сомневайтесь: мы вам и здесь предложим не менее достойную должность..." После этого я сразу сказал "да".

- Но несмотря на все его "достоинства", Дальний Восток действительно чисто психологически чувствует себя оторванным от остальной России, которую здесь так и называют - "материк". Вам, например, понятно, куда движется дальневосточная экономика и насколько она связана с экономикой остальной страны?

- Если отвечать вкратце - нет, я не очень-то ощущаю политику правительства в экономическом развитии Дальнего Востока. На словах она есть, а делами почти не подтверждается. В этом нет ничьих "происков". Просто у нас нормальная рыночная экономическая доктрина: деньги, финансы и ресурсы должны вкладываться туда, где они дадут большую отдачу. А Дальний Восток формирует лишь четыре с небольшим процента бюджета страны. Здесь невозможно говорить о быстром возврате вложенных средств. Они вернутся, но уже не к нам - к детям, к внукам... А пока все логично... за исключением того, что мы думаем только о сегодняшнем дне. Но ведь когда-то наступит и момент, когда мы вспомним про Дальний Восток. Когда понадобятся новые месторождения нефти и газа, металл, уголь - все, что у нас здесь есть. Мне жаль, что об этом как будто забыли. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья не действует - мы даже не можем добиться в правительстве ответа, куда и на что пошли выделенные в ее рамках деньги. Просили назначить ответственных за эту программу - нам пошли навстречу, выделили две штатных должности в минэкономразвития. Самых низких в чиновничьей иерархии - консультант и специалист-эксперт. Ничего против двух этих симпатичных молодых людей я не имею, но здесь нужен руководитель в ранге как минимум замминистра...

- Мы успели в разговоре коснуться и стратегических, и тактических проблем Дальнего Востока - от завоза топлива до отсутствия программы капиталовложений. И все-таки какие из них вы считаете самыми острыми? Какие ставите перед президентом, Госдумой, правительством?

- Все те, о которых мы говорили, и не только их. Но вообще у нас заведен такой порядок, что просто "идти к президенту с проблемами" я не могу. Он требует, чтобы были хотя бы намечены пути решения. Желательно в виде проекта постановления правительства, законодательного акта или указа президента. А не просто сломя голову бежать в Кремль, если кто-то замерзает или кого-то затапливает.

Проблема Дальнего Востока не в дальневосточниках. Они выживут. Все, кто хотел уехать, уже уехали. Люди живут, строят жилье - даже при советской власти такого размаха строительства не было. Иногда можно Рублевку перепутать с некоторыми районами Магадана, Хабаровска, Благовещенска или Владивостока. И цены за квадратный метр, кстати, не менее высокие. Но сложность в другом. Опять мы упираемся в отсутствие стратегии, "плановости", как раньше говорили. Я помню, что когда меня только назначили полпредом, я попросился на прием к Виктору Степановичу Черномырдину - просто чтобы "представиться" в новом качестве, хотя мы давно знакомы и нас связывала совместная работа. "Жаль, - сказал он, - что ты попал на Дальний Восток. Могли бы тесно работать, да только у "Газпрома" нет в этом регионе интересов". Прошел год, и интересы эти появились. Так же было с другими крупными компаниями, которые сейчас активно идут в наш регион. Все опять развивается по рыночным законам, но, на мой взгляд, довольно бестолково. Если же у крупных компаний появились деньги, которые они не знают, куда вложить, пусть правительство сыграет здесь ведущую роль. Пусть объединяет и направляет инвесторов. Пусть от сделок будет прибыль не только отдельным компаниям, но и региону в целом - например, в решении транспортной проблемы и многих других. Это и есть та самая "управляемость", которой так не хватает.

- Вопрос с Сахалина от читателя Германа Муфчика, главы родового хозяйства "Вени" (Ногликский район). Он утверждает, что представители коренных народов намерены с 20 декабря провести бессрочную акцию протеста против нефтяных компаний, которые строят трубопроводы, мосты и дороги без согласования с коренными жителями. Вплоть до блокады этих самых строек. Могут ли они рассчитывать на вашу поддержку?

- Если там действительно есть нарушения законов - конечно, могут. Но всякого рода блокады, мне кажется, - это элемент пиара. Все прокладки дорог и трубопроводов, которые у нас идут, обязательно согласовываются, в том числе и с коренными народами. У меня даже при полпредстве работает совет коренных народов, где мы подобные вопросы всегда обсуждаем. Если органы власти прозевали какое-то нарушение - реакция будет сто процентов. С этим случаем надо разобраться отдельно.

- А какие ваши ближайшие планы личного контроля за состоянием дел в округе?

- Собираюсь проехать по трассе от Хабаровска до Читы. Это 2100 км, 28 муниципальных районов. Буду в каждом районе останавливаться и беседовать с главами местного самоуправления по поводу законов о монетизации льгот, о реформе МСУ и так далее. Надо разобраться, что сделано и что предстоит сделать. Затратим на это неделю, не меньше.

- После одной из ваших длинных поездок с товарищем Ким Чен Иром и выхода книги "Восточный экспресс", где вы достаточно непринужденно описали своего собеседника, вас буквально заклевали наши мидовцы. Последовали какие-то "оргвыводы"?

- Книга эта была написана спонтанно, да и писательских навыков у меня нет. Она сложилась из стенографических записей 18 наших бесед с Ким Чен Иром, которые сделал сопровождавший нас сотрудник МИДа, кореевед. Рукопись книги я послал двум компетентным экспертам, в том числе в администрацию президента РФ и самому руководителю Северной Кореи. Поправок практически не было. А книгу издали и у нас, и в КНДР, и в Северной Корее. Ким Чен Ир прислал мне письмо, где было сказано: я с интересом прочитал книгу, вы свободный человек и вольны писать, как вам нравится, а я никаких комментариев делать не буду. И все. После этого никаких претензий не было ни с той, ни с другой стороны.

- Продолжая корейскую тему: корейцы продолжают вырубку дальневосточных лесов по концессии?

- Да. В Хабаровском крае, в Амурской области, в Приморье. Но выгодно для нас это станет только тогда, когда мы внесем соответствующие поправки в миграционные законы. По нынешним правилам рабочих привлекают только на год. Это неквалифицированная рабочая сила, от этих людей - и криминал, и наркотики, и масса других проблем. Если, как мы добиваемся, рабочих станут привлекать минимум на три года, а лучше на пять, то мы сможем их отбирать, обучать, чтобы они занимались не только валкой леса, но и его восстановлением, переработкой. Пока мы находим понимание в Думе, миграционной службе, в МВД и других инстанциях.

- А есть ли средства борьбы с нелегальными мигрантами из Китая? Есть две точки зрения. Одни говорят, что скоро мы "потеряем Дальний Восток, который станет китайским". Другие считают, что ничего страшного не происходит, - идут нормальные миграционные процессы. Вы как полпред ощущаете "китайскую угрозу" или нет?

- Мы боимся ее меньше, чем, скажем, сибиряки или москвичи. Китайцы, которые официально въезжают в Россию по квотам, определенным губернаторами, все на виду и под контролем. А нелегальные мигранты у нас не задерживаются - они стремятся в европейскую часть страны и дальше на запад. Но в целом проблема есть, и серьезная. У них огромное население, у нас - громадные неосвоенные территории. Пока, я считаю, нынешнее законодательство никак не стимулирует решение этого вопроса. Между тем в России есть опыт еще екатерининских времен, когда казаки заселяли Кавказ. Императрица разрешала в казаки принимать всех - даже мусульман, даже инородцев. Но только при одном условии: все льготы и "казацкое гражданство" они получали только во втором поколении. Не те армяне или черкесы, которым на окраине станиц выделяли землю и разрешали строить дома, а их дети. Так же можно поступить и сейчас. Нам катастрофически не хватает людей - что ж, пусть они придут из Китая или Индии. Но не как временщики. Если бы они работали на будущее собственных детей, то не стали бы, как сейчас, ловить в наших реках всю рыбу - до мальков - сетками с ячейками, как марля. Не вырубали бы леса. Не растаскивали, а создавали бы основные фонды... Ничего невероятного в этом нет. И возможности есть. Те же китайские бригады у нас собирают не 7-7,5 центнера сои с гектара, как мы привыкли, а 37! Чем плохо? Есть разные методы, чтобы люди разных национальностей могли цивилизованно жить рядом. Но, к сожалению, у нас упор делают на запретительные меры.

Кстати, это относится не только к иностранным гражданам, но и к своим собственным. Возьмите для примера Еврейскую автономную область. Она на моих глазах за эти годы просто оживает и оживает. Причина в том, что там созданы условия для развития малого бизнеса, обеспечена стабильность, - и в область поехали жители неблагополучных республик СНГ, с Кавказа, с Украины.

- Вы недавно побывали в Южной Корее. Продвинулось ли дело с осуществлением проекта Транскорейской магистрали и продолжением туда Транссиба?

- Пока только на словах. Корейцы - от мэров городов до премьера республики - высказывают огромное стремление это сделать. В России они хотят видеть гаранта договоренностей между Югом и Севером. Пока достигнуты предварительные договоренности, подписано тройственное соглашение о создании общего научного центра между тремя университетами - Дальневосточным, Кённамским (Южная Корея) и Пхеньянским. Пока он на бумаге, конечно, так. Теперь нужны конкретные шаги и гарантии на уровне первых лиц наших стран.

- Константин Борисович, насколько актуальна для ДВФО идея слияния регионов? Эта перспектива, например, беспокоит жителей Магаданской области...

- Думаю, что укрупняться мы должны и главный принцип - экономическая и социальная целесообразность. Укрупненные регионы должны стать экономически самодостаточными (в идеале - донорами).

Здесь не все однозначно. Объединять, скажем, Хабаровский край и Еврейскую автономную область нецелесообразно. А вот Камчатку и Корякский автономный округ, наверное, надо. Для Камчатки, возможно, это будет несколько накладно. Но для Корякии и для страны в целом - во благо. КАО - это субъект, где 26 тысяч населения. И из них 12 тысяч чиновников. Все исправно получают зарплату. В центре округа - поселке Палане - ничего не производится вообще, только сидит чиновник на чиновнике.

По нашим северным территориям пока сложно даже представить что-то подобное. Раньше Чукотский автономный округ входил в Магаданскую область - и ничего от этого хорошего не было, слишком большие расстояния. Правда, и раздел не очень-то улучшил положение, разве что на Чукотку пришел крупный бизнес в лице "Сибнефти". Когда офисы ее дочерних предприятий были зарегистрированы в округе и пополнили его бюджет своими налоговыми отчислениями, Чукотка стала единственным регионом на Дальнем Востоке, где налоговые поступления в федеральный бюджет сравнялись с трансфертами, которые получают из него.

- А вы, кстати, за кого болеете - за Хабаровский "Амур" или за "Челси"?

- За обе команды.

- Константин Борисович, вы наверняка уже успели освоиться в своем округе. Но есть ли что-то, к чему вы привыкнуть так и не смогли?

- Не могу привыкнуть, что когда в Москве 17 часов, у нас полночь. Сижу в Москве на Совете безопасности - а он длится часов до 9 вечера, - стараюсь что-то говорить. А мозг, чувствую, уже спит: по нашему-то 4 утра... Медики ничем тут помочь не могут, хотя я им уже предложил поставить на мне эксперимент по адаптации. Но знаете, какая штука? В первый год после переезда на Дальний Восток я комфортно чувствовал себя уже на вторые-третьи сутки после возвращения в Москву. Как будто так здесь и жил. А сейчас все наоборот: в средней полосе никак, даже в отпуске, адаптироваться не могу, возвращаюсь в Хабаровск - через сутки все нормально.

- То есть теперь ваш дом - на Дальнем Востоке?

- Получается, что так.

http://www.rg.ru/2004/12/16/pulikovsky.html
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N3655 от 16.12.2004

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован