06 августа 2007
9236

Концепция непрерывной информационной подготовки юриста

Глобальная информатизация и широкое внедрение информационно-компьютерных средств, ресурсов, технологий, а также разномасштабных информационно-коммуникационных сетей и систем обусловили возникновение в начале XXI в. новых возможностей и стимулов для развития экономики и изменения общественно-производственных отношений, включая появление так называемых информационных отношений (отношений в информационной сфере), а также нового вида правоотношений - информационных.

Для эффективного правового урегулирования возникающих информационных правоотношений необходимы создание, разработка и постоянное развитие адекватной нормативно-правовой базы, а также ее грамотное применение, что возможно не только при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов в информационно-правовой области, но и при целенаправленном повышении общего уровня информационной подготовки практикующих юристов1.

Уровень информационной подготовки юристов в наступающем глобальном информационном обществе - юристов XXI в. определяется не только глубиной и качеством самой информационной подготовки (обучения), но и ее непрерывностью, которую можно и нужно обеспечить, начиная от школьной скамьи, в юридических колледжах и вузах, аспирантурах и докторантурах, в учреждениях (на факультетах) повышения квалификации.

В учебных планах юридических вузов и колледжей современной России предусмотрен и апробирован ряд учебных дисциплин "информационного" цикла, читаемых главным образом в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента и дисциплин (курсов) по выбору студента, устанавливаемых вузом:

"Информатика", "Информатика и математика", "Правовая информатика", "Информационные технологии в профессиональной деятельности (ПД)", "Информационные технологии в юридической деятельности", "Правовая информология", "Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) судопроизводства", "Системология научных исследований" и др. - информационно-кибернетические дисциплины;
"Юридическая статистика" ("Правовая статистика", "Судебная статистика"), "Информационное право", "Интернет-право", "Правовые основы информационной безопасности" и др. - информационно-правовые дисциплины.
В существующем Государственном образовательном стандарте (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по специальности 030501 - "Юриспруденция" (от 27 марта 2000 г.) предусмотрена только одна учебная дисциплина "информационного" цикла: "Информатика и математика" (в составе федерального компонента общих математических и естественнонаучных дисциплин; ЕН.Ф.02 - индекс дисциплины).

В существующем ГОС среднего профессионального образования по специальности 030503 - "Правоведение" (от 1 сентября 2002 г.) предусмотрены две учебные дисциплины "информационного" цикла: "Информатика и математика" (в составе федерального компонента математических и общих естественно-научных дисциплин; ЕН.01 - индекс дисциплины) и "Информационные технологии в профессиональной деятельности" (в составе федерального компонента специальных дисциплин; СД.07 - индекс дисциплины).

Практика преподавания в юридических колледжах и вузах учебных дисциплин "информационного" цикла в нашей стране и за рубежом, а также международные технологические достижения и требования к качеству регулирования правоотношений в информационной сфере позволяют определить рациональный состав комплекса учебных дисциплин "информационного" цикла (включающего как информационно-кибернетические, так и информационно-правовые дисциплины) и логическую последовательность их изучения в образовательных учреждениях различного уровня.

Причем одни учебные дисциплины и их отдельные разделы являются базовыми, а другие - формируемыми. Например, дисциплина "Информатика и математика" является базовой для формируемых на ее основе статистических правовых дисциплин ("Юридическая статистика", "Правовая статистика", "Судебная статистика"), информационно-кибернетических дисциплин ("Правовая информатика", "ИКТ судопроизводства", "Информационные технологии в профессиональной деятельности"), юридической дисциплины "Криминалистика"; ее раздел "Теория вероятностей" является базовым для юридической дисциплины "Страховое право" (в частности, для количественной оценки различных рисков и случайности событий), раздел "Числа" - для дисциплины "Право социального обеспечения" (в частности, для расчета величины пенсии), раздел "Функции" - для дисциплины "Информационное право" (в частности, для оценки соответствия электронно-цифровой подписи электронному документу) и др. Дисциплины "Правовая информология" и "Правовая информатика" являются базовыми для правовых дисциплин, широко использующих информационные отношения в качестве средства достижения профильных целей2.

В целом выявление и рационализация соответствующей структурно-логической схемы изучения дисциплин учебного плана, сопровождаемых определением перечня новых актуальных дисциплин и коррекцией содержания "старых", позволяет обеспечить определенный рост педагогической эффективности обучения.

В частности, предлагаются следующие состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин "информационного" цикла, в целом обеспечивающие (как показывает практика) выполнение современных требований3 по глубине, качеству и непрерывности информационной подготовки юристов различного уровня квалификации (см.приложение).

1. В образовательном учреждении среднего образования (школа):
(информационно-кибернетические)

"Математика" (изучает числа, функции, арифметические, алгебраические и геометрические операции);
"Информатика" (изучает элементы архитектуры, состав внутреннего программного обеспечения и основы работы на компьютере);
(информационно-правовая)

"Правовая статистика" (изучает элементы правовой деятельности, раскрывая ее динамику и структуру) - в специально созданном "юридическом классе".
2. В образовательном учреждении среднего профессионального образования (юридический колледж):
(информационно-кибернетические)

"Информатика" (изучает архитектуру, элементы внутреннего и прикладного программного обеспечения ЭВМ, основы обработки на компьютере правовых документов);
"Информатика и математика" (изучает основные системы счисления; элементы базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ; архитектуру и элементы аппаратно-программного обеспечения компьютерных сетей; принципы автоматизированной обработки информации на ЭВМ);
"Информационные технологии в профессиональной деятельности" (изучает простейшие информационно-компьютерные технологии поиска экономической и юридической информации в различных компьютерных информационно-справочных базах данных, сортировки найденных правовых документов и первичного правового анализа сформированной подборки документов);
(информационно-правовая)

"Юридическая статистика" (изучает элементы как правовой, включая правонарушаемость, преступность и судимость, так и иной юридически значимой деятельности, раскрывая их уровень, динамику и структуру).
3. В образовательном учреждении высшего профессионального образования (юридический вуз).

3.1. Бакалавриат:
(информационно-кибернетические)

"Информатика и математика" (изучает элементы теории множеств, математической логики, теории вероятностей, математического анализа; применение базовых аппаратно-программных средств компьютерной техники для создания и обработки правовых документов);
"Правовая информатика" (изучает технологические процессы компьютерной переработки юридически значимой (правовой) информации; процессы создания, внедрения и применения в правовой сфере средств электронно-вычислительной техники и ИКТ; правовые и иные юридически значимые свойства информации; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную и служебную тайны; методы защиты информации);
(информационно-правовые)

"Юридическая статистика" (изучает как правовую, так и иную юридически значимую деятельность);
"Информационное право" (изучает способы правового регулирования целевых4 информационных правоотношений5, из которых (в зависимости от величины информационной составляющей) основными (предметными, отраслевыми) являются "чисто" информационные правоотношения (четыре группы): правоотношения в сфере информационной безопасности (включая институт тайны), электронного документооборота, средств массовой информации, глобальных информационно-вычислительных сетей (типа сетей "Интернет", "Релком", "Ситек", "Sedab", "Remart" и др.); дополнительными (смешанными, двухотраслевыми) - "смешанные" информационные (информационно-имущественные, информационно-производственные, информационно-хозяйственные и др.) правоотношения: в сфере правовой информатизации, интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы, в сфере компьютерной информации и др.; факультативными (практически других отраслей) - "частично" информационные правоотношения в области употребления (использования) информационных средств и ресурсов: в области библиотечного дела, архивов и др.).
3.2. Магистратат (юридический вуз судебной системы):
(информационно-кибернетические)

"Правовая информология" (изучает природу, виды, свойства и качественные формы проявления информации в правовой сфере, рациональные формы ее представления, а также концептуальные и методологические основы различных информационно-правовых теорий - управления, идентификации, оценивания и др.);
"ИКТ судопроизводства" (изучает организационные аппаратно-программные средства, ресурсы, технологии и системы, применяемые в судебной системе);
(информационно-правовые)

"Судебная статистика" (изучает преступность и судимость; а также меры социально-правового регулирования, совершенствования правовой системы государства, развития законодательства и др.);
"Интернет-право" (изучает правовые аспекты виртуальных сред, особенности информационных правоотношений в глобальной сети Интернет).
3.3. Специалитет (юридический вуз судебной системы):
(информационно-кибернетические)

"Информатика и математика";
"Правовая информатика";
"ИКТ судопроизводства";
(информационно-правовые)

"Юридическая статистика";
"Информационное право".
4. В аспирантуре при юридическом вузе:
(информационно-кибернетические)

"Системология научных исследований" (изучает системный и комплексный - информационно-кибернетический подходы к исследованию сложноорганизованных объектов; методы научного моделирования и методы принятия юридического решения по формализованному критерию; средства научно-методического обеспечения видов деятельности и др.).
(информационно-правовые)

"Правовые основы информационной безопасности" (изучает особенности правовой защиты информационных потребностей личности, общества и государства; защиты субъектов информационных отношений в сфере массовой информации; правовые режимы хранения информации - виды тайны);
"Информационное право" (спецкурс для аспирантов, обучающихся по научной специальности 12.00.14 - "Административное право; Финансовое право; Информационное право").
5. В образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (учреждение или факультет повышения квалификации судебной системы):
(информационно-кибернетические)

"ИКТ судопроизводства" (изучает наиболее практически значимые информационные аппаратно-программные средства, ресурсы, технологии и системы, применяемые в судебной сфере);
(информационно-правовые)

"Судебная статистика" (изучает информационно-правовое и программно-методическое обеспечение учетно-отчетного документирования количественных показателей работы судов и судимости);
"Информационное право" (изучает практические аспекты правоприменения и судебной статистики правонарушений в информационной сфере, виды ответственности за информационные правонарушения).
Для юридических вузов, осуществляющих традиционную пятилетнюю подготовку юристов - дипломированных специалистов:

учебная дисциплина "Судебная статистика" включается в учебную дисциплину "Юридическая статистика" как базовый раздел;
учебная дисциплина "Интернет-право" не читается (при этом возможно ее включение в программу аспирантской подготовки как самостоятельной дисциплины или в рамках учебной дисциплины "Правовые основы информационной безопасности").
В настоящее время учебные дисциплины "Информационное право" и "Интернет-право" читаются в различных юридических вузах как дисциплины специализации, "Правовая информатика" - как дисциплина по выбору студентов, а "Правовая информология" и "ИКТ судопроизводства" - факультативно. Вместе с тем потребности практики, связанные со стремительным развитием информационного сектора экономики всех стран мира, а также внедрение крупномасштабных правовых автоматизированных информационных систем (типа Integrated Court Management Systems - США, ГАС "Правосудие" - РФ и др.) обусловливают необходимость образовательной стандартизации этих учебных дисциплин и включения их в ГОС ВПО нового поколения.

Таким образом, для обеспечения непрерывности фундаментальной информационной подготовки современного юриста представляется целесообразным дополнительно ввести в федеральный компонент ГОС ВПО по специальности 030501 - "Юриспруденция" такие обязательные для юриста XXI в. учебные дисциплины, как:

"Правовая информология" (в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - ГСЭ.Ф.00);

"Правовая информатика" (в блок общих математических и естественно-научных дисциплин - ЕН.Ф.00; причем с передачей в дисциплину следующих учебных вопросов из стандартизованной дисциплины "Информатика и математика": основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, поскольку последние не входят в предмет стандартизованной дисциплины);

"Информационное право" (в блок общепрофессиональных дисциплин - ОПД.Ф.00).

Учебные дисциплины "ИКТ судопроизводства" и "Интернет-право" можно рассматривать в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО. Кроме того, назрела практическая необходимость введения в учебные планы вузов в качестве учебной дисциплины по выбору студента, устанавливаемой вузом, дисциплины "Международно-правовые основы глобального информационного обмена"6.

Таким образом, рассмотрены концептуальные аспекты непрерывной информационной подготовки юристов различного уровня квалификации в процессе его последовательного "многоступенчатого" обучения. Предложены педагогически рациональные состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин "информационного" цикла, соответствующие мировому научно-образовательному уровню. Причем учебная дисциплина "Информационное право" занимает центральное место, объединяя необходимые информационные и юридические знания в "единое целое", что в итоге позволяет обеспечить современный уровень требований к квалификации юриста наступающего глобального информационного общества.


1 Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 1 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2006. - 224 c.; Ершов В.В., Ловцов Д.А. Информационное право - базовая дисциплина специальности "Прикладная информатика в юриспруденции" // Информационное право. 2006. No 3. С. 34-38; Ловцов Д.А., Чубукова С.Г. Учебная дисциплина "Информационное право": концептуальные и дидактические аспекты // Информационное право. 2005. No 3. С. 30-33.
2 Сырых Е.В. Информационные аспекты земельного права // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 2 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2007. C. 31-39; Запольский С.В. Информационно-правовая составляющая финансовокредитного механизма рыночной экономики // Там же. С. 21-30.
3 Ершов В.В. Профессиональное образование судей: проблемы и перспективы // Труды Междунар. конф. "Опыт в области подготовки судей: Практика и перспективы (6-7 июня 2001 г.) / РАП. М.: Российская академия правосудия, 2001. С. 90-98.
4 Исключая информационные правоотношения, являющиеся средством достижения конкретных профильных целей (налоговое декларирование и отчетность, процессуальные действия со свидетелями, мониторинг земель и информирование и др.), регулируемые в рамках других отраслей права.
5 Информационные правоотношения - это урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении ее (передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др.).
6 Ловцов Д.А., Миронова Е.Ю. Международно-правовые основы глобального информационного обмена // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 2 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2007. C. 70-81.


Ершов В.В.

ректор Российской академии правосудия, профессор,
заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук.

Ловцов Д.А.

заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики
Российской академии правосудия, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
доктор технических наук.

http://www.infolaw.ru/lib/2007-3-continuous-information-training-for-lawyer
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован