01 марта 2006
5854

Координация борьбы с международным терроризмом

На пространстве СНГ сегодня наиболее часто фиксируются террористические угрозы в Центрально-Азиатском регионе. Источником таких угроз по-прежнему остается территория Афганистана (ИРА). Несмотря на наличие в регионе значительного контингента иностранных войск, вооруженные формирования международной террористической организации "Аль-Кайда", Исламского движения талибов (ИДТ) и Исламской партии Афганистана продолжают осуществлять диверсионно-террористическую деятельность. Исламисты сохраняют высокую интенсивность партизанских действий, направленных против правительственных и иностранных войск, в том числе за счет переброски подготовленного резерва с территории Пакистана. Наиболее сложная обстановка сохраняется в южных и юго-восточных районах ИРА.

КНБ Республики Казахстан отмечает, что на территории Турции, Пакистана, Афганистана и ряда других государств осели боевики "Исламской партии Туркестана", которые используются глубоко законспирированной террористической группировкой, так называемым "Джамагатом моджахедов Центральной Азии" (структурное подразделение "Аль-Кайды"), для совершения террористических акций в республиках Центральной Азии.

Начало в 2003 году военных действий в Ираке стало дополнительным фактором обострения обстановки на центрально-азиатском пространстве. Действительно, в большинстве государств мусульманского мира действия США и их партнеров в Ираке, не получившие одобрения ООН, воспринимаются не как превентивный антитеррористический удар, а как проявление американской экспансионистской внешней политики. Такие взгляды разделяют широкие слои населения и в странах Центрально-Азиатского региона, где фиксируются антиамериканские и в целом антизападные настроения. Это обстоятельство активно используют руководители таких, например, экстремистских сообществ как Исламское движение Туркестана и "Хизб-ут Тахрир".

Опыт нашей деятельности на пространстве Содружества позволил сформулировать основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях, по которым осуществляются конкретные мероприятия международного сотрудничества в данной сфере. Этими направлениями стали:

- участие в разработке нормативной правовой базы координации деятельности национальных компетентных органов;

- обеспечение координации и взаимодействия государств-участников СНГ при проведении совместных и согласованных антитеррористических мероприятий;

- информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с терроризмом на основе открытого и непрерывного обмена информацией между участниками антитеррористической деятельности на пространстве СНГ;

- постоянный обмен опытом проведения антитеррористических мероприятий и расследования преступлений террористического характера;

- организация обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений.

АТЦ СНГ осуществляет координацию усилий с другими рабочими органами СНГ, участвующими в борьбе с терроризмом. Нами подписаны соглашения об обмене информацией с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств-участников СНГ и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками государств Содружества.

Деятельность Центра осуществляется в тесном взаимодействии с антитеррористическими органами других региональных организаций - Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и ОДКБ, а именно с Постоянной оперативной группой Штаба коллективных сил быстрого развертывания, с которыми также заключены соответствующие соглашения.

Государствами Содружества решается крайне актуальная задача по разработке конкретных правовых механизмов всестороннего, многоаспектного и эффективного сотрудничества.

Ее решение идет по нескольким основным направлениям, которые включают в себя формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера. Реализация этих мер осуществляется в рамках программ сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

АТЦ СНГ совместно с Межпарламентской ассамблеей прилагает также усилия по формированию единого правового пространства, позволяющего эффективно противостоять терроризму. Принятие модельных законов и иных нормативных актов в указанной области, безусловно, способствует сложным процессам формирования национального законодательства в странах Содружества на единой методологической основе.

К числу основополагающих документов, служащих основой для осуществления взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма, относится Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года. Он ратифицирован 8 государствами Содружества из 9 подписавших (кроме Грузии).

В его развитие 7 октября 2002 года главами 10 государств Содружества подписан Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ, ратифицированный 9 государствами Содружества из 10 подписавших (кроме Грузии). Этот документ имеет исключительно важное практическое значение, поскольку в нем определен правовой механизм, позволяющий объединить силы и средства государств, задействованные в целях пресечения террористических актов.

Наряду с этим, государствами-участниками СНГ были заключены и другие соглашения, призванные обеспечить их взаимодействие в области борьбы с терроризмом. Это Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ, Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Одновременно с Программой сотрудничества на 2005-2007 годы Советом глав государств была утверждена Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. В государствах Содружества проходит согласование проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом.

Еще одним инструментом организации совместной антитеррористической деятельности, позволяющим повысить эффективность координации и взаимодействия усилий компетентных органов государств региона является унифицированный понятийный аппарат. Нам удалось привлечь ученых и экспертов 11 государств Содружества для выработки согласованных определений, относящихся к борьбе с терроризмом, при этом рассматривались различные подходы и оценки: политические, исторические, социальные, правовые. В итоге Центром был издан и направлен в заинтересованные ведомства государств СНГ "Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом".

Практическим инструментом обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом, позволяющим реализовывать взаимодействие компетентных органов при проведении совместных и согласованных мероприятий, служит межгосударственная автоматизированная информационная система - Специализированный банк данных АТЦ СНГ, регулярно обновляемая копия которого размещается в региональном отделении Центра. Накапливаемые в его информационных массивах сведения активно используются нами для анализа обстановки по различным аспектам межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Так, по результатам анализа имеющихся в банке данных сведений о более чем 80 лицах, подвергшихся экстрадиции в государствах Содружества, можно сделать вывод о том, что большая их часть являются гражданами стран Центральной Азии, а наибольшую активность в вопросах выдачи разыскиваемых лиц проявляют Республика Казахстан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика и Республика Таджикистан.

Большое значение придается Центром оказанию технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств-участников СНГ, включая проведение ежегодных совместных учений.

Хотелось бы отметить, что на учениях "Каспий-Антитеррор-2005", также, как и на последнем, 19 заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, в качестве наблюдателей присутствовали и представители государств "большой восьмерки".

Они также приглашены на совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Атом-Антитеррор-2006" в г. Мецамор, Республика Армения, посвященное вопросам обеспечения безопасности от угроз террористического характера объектов атомной энергетики, проведение которого запланировано на сентябрь этого года.

Уже несколько лет в процессе ежегодно проводимых Центром совместных антитеррористических учений осуществляется апробация Положения "О порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств". Результаты учений позволяют корректировать направления деятельности силовых и межгосударственных структур в сфере борьбы с международным терроризмом и эффективно развивать правовую платформу их взаимодействия.

На наш взгляд, для повышения эффективности решения задач по подготовке и проведению совместных антитеррористических мероприятий на территории государств Содружества необходимо: разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных национальным законодательством процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формированиями; установить компетентные органы, ответственные за проведение совместных антитеррористических мероприятий; определить состав участвующих в них специальных антитеррористических формирований; совместно с АТЦ СНГ разработать программы дополнительной подготовки личного состава специальных антитеррористических формирований и организовать его обучение, как на своей национальной учебной базе, так и в учебных центрах других государств Содружества; организовать совместную подготовку специальных антитеррористических формирований в ходе проведения оперативно-стратегических и оперативно-тактических учений.

Продолжая тему практических инструментов совместной антитеррористической деятельности, актуальных для государств региона, нельзя не остановиться на еще одном важном направлении деятельности Центра.

Трансграничный характер деятельности международный террористических структур и расширение масштабов их преступной деятельности придает особую актуальность международному сотрудничеству в сфере взаимного признания организаций террористическими и экстремистскими и формирования их единых списков в рамках международных и региональных организаций.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что при выработке подходов к их формированию Антитеррористический центр СНГ руководствуется, прежде всего, важнейшими принципами организации борьбы с терроризмом - законностью и неукоснительным соблюдения прав и гражданских свобод человека.

В этой связи АТЦ СНГ были получены копии Решений Верховных судов четырех государств Содружества (России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), либо выписок из них, о признании ряда организацией (например, религиозно-политической партии "Хизб-ут Тахрир") террористическими или экстремистскими и запрете их деятельности на национальных территориях.

Именно эти Решения являются основанием для включением партии "Хизб-ут Тахрир" и других организаций в проект единого списка террористических и экстремистских организаций, подготовленный специалистами Антитеррористического центра СНГ, который в настоящее время проходит процедуру согласования в органах безопасности и спецслужбах государств Содружества.

Что же касается формирования направлений научных разработок в области повышения эффективности антитеррористического сотрудничества, то, на наш взгляд, следовало бы использовать имеющийся в России научно-интеллектуальный потенциал для проработки следующих тем:

социальная база современного терроризма;

причины и движущие силы терроризма;

взаимосвязь терроризма и организованной преступности;

вопросы противодействия угрозам технологического терроризма;

идеологические концепции современного терроризма и противодействие их распространению;

источники финансирования терроризма и борьба с ним;

направления и формы международного сотрудничества в противодействии террористическим угрозам;

национальные, региональные и международные антитеррористические структуры, направления и формы взаимодействия;

роль и место вооруженных сил в борьбе с терроризмом;

использование институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом;

религиозный экстремизм и организация противодействия ему.



Разработка перечисленных тем представляется особенно актуальной в условиях, когда в России принят новый Федеральный закон "О противодействии терроризму" и изменена система организации антитеррористической деятельности.

www.atcsng.ru

01.03.2006

Борис Мыльников
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован