Центральная Азия в настоящее время представляет собой сформировавшийся в новых геополитических условиях регион, общность государств которого базируется на исторических корнях, экономическом сотрудничестве и духовной близости народов.
Государства региона в силу своего географического положения, обладания громадными сырьевыми ресурсами и значительным промышленным и военным потенциалом играют особую роль в системе мировых геополитических координат, а нарушение политического равновесия в Центральной Азии может вызвать серьезнейшие изменения сложившей относительной социально-экономической и политической стабильности на всем евразийском континенте.
Этими факторами обуславливаются активные устремления к дестабилизации обстановки в странах Центральной Азии со стороны международных террористических и религиозно-экстремистских организаций.
Особую озабоченность органов безопасности и спецслужб государств региона вызывает рост числа проявлений насильственных форм экстремизма в сфере межэтнических и межконфессио-нальных отношений.
События последних лет свидетельствуют о том, что идеологическая основа деятельности большинства террористических организаций, особенно на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, ассоциируются с понятием "религиозный экстремизм", который стал реальным фактором, негативно влияющим на состояние безопасности не только на национальном и региональном, но и геополитическом уровне. Он превратился в один из главных источников конфликтного потенциала и питательную среду международного терроризма.
Религиозная идеология является хорошим прикрытием для действий большинства отмеченных в регионе экстремистских организаций. В некоторых государствах Центральной Азии религиозный экстремизм представляет собой внушительную политическую силу, претендующую на создание оппозиции конституционным органам власти. "Тихая" экспансия, осуществляемая его приверженцами под видом оказания благотворительной помощи различным слоям населения путем предоставления гуманитарной и иной помощи через различные неправительственные фонды и организации, а также проводимая пропагандистская работа в учебных заведениях и медресе, постепенно уступает свое место радикальным методам действий.
Все это позволяет констатировать тот факт, что страны Центральной Азии находятся в зоне повышенной террористической опасности. Однако не меньшая опасность исходит и из неблагоприятной социально-экономической и общественно-политической обстановки в ряде государств региона.
На ситуацию в центральноазиатском регионе оказывают сильное влияние ряд внешних, в том числе геополитических, факторов, в частности, соперничество в вопросах регионального доминирования ведущих мировых держав - США, России, Китая, государств Европейского Союза и ряда стран исламского мира. Их особое внимание к региону обусловлено тем, что Центральная Азия является частью континентальной геополитической силы - Евразии, а значит, борьба за глобальное доминирование приводит, соответственно, и к борьбе за влияние в регионе.
Эффективная организация борьбы с терроризмом и экстремизмом, в свою очередь, предполагает создание интегрированной системы координации и взаимодействия антитеррористических структур стран Содружества.
Анализ мер, принимаемых в странах СНГ по противодействию терроризму свидетельствует о достаточно высоком уровне эффективности создаваемых механизмов реагирования на экстремистские проявления.
При этом главным критерием эффективности системы должен быть предотвращенный ущерб интересам личности, общества и государства.
Касаясь вопроса о роли Антитеррористического центра государств - участников СНГ в координации совместного противодействия странами региона угрозам терроризма в Центральной Азии, следует отметить, что Центром с момента создания предпринимаются шаги по гармонизации законодательного регулирования актуальных проблем борьбы с терроризмом и формированию механизма превентивного реагирования на террористические проявления.
Основными направлениями деятельности Центра по координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях, по которым осуществляются конкретные мероприятия международного сотрудничества являются:
- участие в разработке нормативной правовой базы координации деятельности национальных компетентных органов;
- обеспечение координации и взаимодействия государств-участников СНГ при проведении совместных и согласованных антитеррористических мероприятий;
- информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с терроризмом на основе открытого и непрерывного обмена информацией между участниками антитеррористической деятельности на пространстве СНГ;
- постоянный обмен опытом проведения антитеррористических мероприятий и расследования преступлений террористического характера;
- организация обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений.
Для повышения результативности решения этих задач в Центральной Азии, по предложению Антитеррористического центра государств-участников СНГ, в апреле 2001г. было принято решение о создании в г.Бишкеке Кыргызской Республики Оперативной группы АТЦ СНГ по центральноазиатскому региону.
Анализ поступающей информации из компетентных органов государств Центральной Азии и прогнозирование развития ситуации в регионе предопределили необходимость наращивания усилий АТЦ СНГ в формировании системы мер по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в регионе. В этой связи в декабре 2001 г. были подготовлены соответствующие документы о создании на базе Оперативной группы - Отделения АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону, одобренные решением Совета глав государств Содружества 7 октября 2002 г.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день Антитеррористический центр СНГ и его региональное отделение в Бишкеке является единственной не только межгосударственной, но и межведомственной структурой, объединяющей работников органов безопасности, спецслужб, министерств внутренних дел, пограничных служб и министерств обороны государств Содружества.
Деятельность Центра в регионе осуществляется в тесном взаимодействии с антитеррористическими органами других региональных организаций - Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и Постоянной оперативной группой Штаба коллективных сил быстрого развертывания, с которыми заключены соответствующие соглашения.
Данные документы являются составным элементом нормативной правовой базы антитеррористического сотрудничества в регионе, базирующейся, прежде всего, на международных договорах в сфере борьбы с терроризмом, заключенных в рамках ООН, ее специализированных учреждений, МАГАТЭ, Совета Европы, а также других международных организациях.
Учитывая, что уровень сотрудничества государств в рамках вышеуказанных документов явно недостаточен для того, чтобы поставить надежный заслон распространению международного терроризма, государствами Содружества решается крайне актуальная задача по разработке конкретных правовых механизмов всестороннего, многоаспектного и эффективного сотрудничества.
Ее решение идет по нескольким основным направлениям, которые включают в себя формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера. Реализация этих мер осуществляется в рамках программ сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, разрабатывавшихся при активном участии АТЦ СНГ.
За прошедшее время в СНГ было разработано четыре таких программы, последняя из которых, охватывающая период 2008-2010 годов принята Советом глав государств Содружества 5 октября 2007 г.
К числу основополагающих документов, служащих основой для осуществления взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма, относится Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года. Он ратифицирован 8 государствами Содружества из 9 подписавших (кроме Грузии).
Еще одним инструментом организации совместной антитеррористической деятельности, позволяющим повысить эффективность координации и взаимодействия усилий компетентных органов государств региона является унифицированный понятийный аппарат. В его формировании в рамках Содружества Независимых Государств большую роль играет деятельность Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ, которым, в частности, был подготовлен "Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом".
Одной из приоритетных задач АТЦ СНГ и его отделения остается повышение эффективности взаимодействия при проведении совместных мероприятий, направленных, в первую очередь, на предупреждение, выявление и пресечение актов терроризма и иных проявлений экстремизма, розыск и экстрадицию лиц, причастных к террористической деятельности.
Практическим инструментом обмена информацией в данной сфере, позволяющим реализовывать взаимодействие компетентных органов при проведении совместных и согласованных мероприятий, служит межгосударственная автоматизированная информационная система - Специализированный банк данных АТЦ СНГ, регулярно обновляемая копия которого размещается в региональном отделении Центра.
Центром в непрерывном режиме осуществляется сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития обстановки по линии борьбы с международным терроризмом, готовятся соответствующие аналитические документы, а также рекомендации, пособия и обзоры.
Антитеррористическим центром государств-участников Содружества предпринимаются реальные шаги в целях обобщения опыта и наработки навыков действий в условиях, максимально приближенных к боевым. Так, вскоре после создания, в январе 2001 года специалисты АТЦ приступили к разработке "Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ". Основные идеи проекта Положения были апробированы на ежегодных, начиная с 2001 года, совместных командно-штабных учениях "Антитеррор", проведенных на территориях Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Украины, Молдовы и Армении. Учения в целом подтвердили правильность основных принципов и идей, заложенных в нормативном акте.
Ежегодно на учениях, проводимых под эгидой Антитеррористического центра СНГ, отрабатываются меры по пресечению реальных ситуаций, возникновение которых может нанести не только огромный материальный ущерб, но и существенно повлиять на политический имидж страны. К примеру, три предыдущих учения - "Каспий-Антитеррор-2005" в Казахстане (освобождение условных заложников на танкере и нефтяном терминале, расположенном на морском побережье), "Атом-Антитеррор-2006" в Армении (обезвреживание "террористов" на АЭС) и "Байконур-антитеррор-2007" (организация маневров на уникальном ракетно-космическом комплексе Байконур (Казахстан), - получили достаточно высокую оценку специалистов мирового уровня и позволили определить четкий алгоритм действий руководителя и членов Оперативного штаба по руководству контртеррористической операцией.
Реализация указанных мер по повышению уровня координации антитеррористических усилий и налаживания все более тесного сотрудничества на национальном и региональном уровне направлена на обеспечение адекватного реагирования на угрозы безопасности государствам региона со стороны международного терроризма и насильственного экстремизма.
Применительно к Центральной Азии конечной целью этой деятельности является построение надежной и эффективной региональной системы безопасности, важным составным элементом которой являются механизмы оказания технического содействия и предоставления необходимой помощи заинтересованным государствам для налаживания их систем противодействия терроризму.
www.atcsng.ru
01.06.2008
Аманжол Уразбаев