11 октября 2006
2834

`Коренное население` на rеndеz-vоus

Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов попал в ловушку. С одной стороны, со своими коллегами из стран G-8 он обсуждал вчера обеспечение занятости на рынке труда в условиях глобализации, то есть, говоря нормальным языком, использование иностранной рабочей силы. С другой, - в полном противоречии с повесткой международного мероприятия, был вынужден заняться столь тонким делом, как определение "допустимых долей иностранных работников в различных отраслях экономики России в зависимости от профессии, специальности, квалификации, страны происхождения и пр.". Лично мне особенно нравится вот это - "и пр."...

Понятно, что это эмоциональная реакция на грузинские события. Но нельзя регулировать рынки - будь то трудовой, розничный или оптовый - нерыночными методами. Иначе на трудовом рынке не будет рабочей силы, а на оптовом и розничных - помидоров, огурцов, их поставщиков и продавцов.

А между тем, помимо Михаила Зурабова, смежными проблемами займутся его коллеги, например, из Министерства экономического развития - им предстоит регламентировать торговлю на рынках "с учетом упорядочения миграционной ситуации". Ряду других ведомств поручено зарегулировать рынки "в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения". (Эти интересы, заметим попутно, не всегда совпадают, особенно если товар - некачественный, несъедобный и не имеет товарного вида.)

Как будут выходить из положения экономические министры - не вполне понятно. При нынешнем состоянии дел дефицит рабочей силы на рынке труда худо-бедно замещается рабочими-мигрантами. И то ежегодная недостача по импорту трудовых резервов составляет, по разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона работников. А если начать закручивать гайки в миграционном и трудовом законодательстве, в нормативно-правовых актах, регламентирующих "более полное" представительство "коренного населения", то серьезных экономических проблем не избежать.

Заниматься аптекарским измерением "допустимых долей" иностранных работников, да еще в зависимости от профессии и страны происхождения (грузинам нельзя!), могут позволить себе страны с давними традициями тонкой настройки миграционных потоков, например, Канада. В нашем положении - не до выбора. Да и кто в отсутствие Госплана, Госснаба и прочих планово-административных органов будет высчитывать нужное число официантов, дворников, мусорщиков и определять, какой национальности должен быть представитель каждой профессии? Кстати, дворниками в старом Тбилиси всегда были курды - нам что теперь, курдов в пику Саакашвили импортировать?

По словам того же Михаила Зурабова, "глобализация... преподносит новые вызовы, в том числе на рынке труда. Она не всегда сопровождается ростом занятости и зарплаты, иногда эти процессы приводят к увеличению низкооплачиваемых рабочих мест, особенно в секторе услуг". Опять-таки в переводе на доступный язык это означает, что места дворников, строителей, "ассенизаторов и водовозов", торговцев на рынках, те самые низкооплачиваемые и непрестижные ставки, на которые никогда не пойдут представители "коренного населения", останутся незанятыми.

Уже сейчас Россия вынуждена конкурировать за дешевую рабочую силу с быстроразвивающимися национальными экономиками своих соседей, в том числе и по СНГ. Малейшее ужесточение миграционного режима будет иметь своим следствием переориентацию миграционных потоков, допустим, в сторону того же Казахстана или стран бывшего советского лагеря в Восточной Европе. А это значит, что в российских городах некому будет мести улицы, строить и т.д. И это станет абсолютно предсказуемым результатом дискриминации "некоренного населения", чей правовой статус, равно как и юридическое определение "коренного населения", еще предстоит четко сформулировать. (Если это вообще возможно: исторически те же грузины имеют все основания для того, чтобы считать себя одним из российских "коренных народов". Что уж говорить об украинцах...)

Есть и еще одно противоречие. Миграционная политика, в том случае, если она не репрессивная, а направленная на восполнение дефицита трудовых ресурсов, не может быть запретительной. А именно запретительные меры имеет в виду исполнительная власть, когда она говорит о "защите интересов российских товаропроизводителей и населения", о "допустимых долях" рабочих-мигрантов. Поэтому, если быть честным, речь идет не о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности на территории России, а об отвлечении. Причем отвлечении столь масштабном, что никакая родовспомогательная политика, никакие золотые горы, которые обещаны "импортному" русскоязычному населению не помогут избежать демографической катастрофы. Она, разумеется, наступит не сегодня, но и не послезавтра - эффекта можно ожидать в течение ближайших нескольких лет. Так "коренной народ" на rendez-vous, не ровен час, останется один на один с самим собой. Кстати, как раз сразу после 2008 года...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Андрей Колесников

11.10.2006 г.

РИА Новости
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован