Установление различия между умеренным и радикальным доказывает незнание корней идеологии, предшествовавших их современному виду, т.е. доктрины рекомендаций типа "творить добро и не грешить", а также общественной практики гражданской обороны, преобладающей в исламском мире, по меньшей мере, с XIV века. Эта доктрина с руководством по ее осуществлению в ХХ веке радикализовались, потому что опасность стала особенно острой: речь больше не идет о борьбе против верующих, нарушивших божественные предписания, или о наставлении на путь истинный беспечных правителей.
Само государство стало активным поборником чужих, прежде колониальных идей; его воздействие не ограничивается небольшими элитами, а распространяется на массы населения; которому через масс-медиа "промывают мозги"; режимы больше не ограничиваются ролью "ночного сторожа", а все чаще пытаются формировать все жизненное пространство и даже вмешиваться в личную жизнь.
Сегодня радикальные исламисты взяли власть только в Судане и Афганистане, в Турции они входили в правительственную коалицию до конца июня 1997 г., а в Йемене - до мая 1997 г. Во всех других странах они находятся в оппозиции, причем довольно часто их загоняют в подполье как, например, в Сирии, Ираке, Алжире и Тунисе.
Успех радикального ислама нельзя объяснить только притягательной духовной силой. Он обладает бесспорными коммуникационными способностями, и, прибегая к историческому и вульгарному сходству, умело манипулирует установившимся политическим языком, распространяемым затем через современные масс-медиа и Интернет.
Ему удается обойти государственную монополию на телевидение, предоставляя голос прежде немому или лишенному возможности изъясняться гражданскому обществу. На этом фоне сложился социальный климат, способствовавший массовым протестам в том виде, как они вскоре были инсценированы радикальными мусульманскими активистами, взявшимися за проведение религиозных дебатов в СМИ о социальной справедливости.
Радикалисты быстро расширили круг своих сторонников в добровольных обществах, создав таким образом солидную социальную базу, прежде всего, среди тех, кто больше всего пострадал в результате продолжавшегося кризиса, городских низов среднего класса, пролетариата и безработных выпускников университетов и средней школы, т.е. всех тех, кто был разочарован модернизацией, проповедуемой государством.
Внутри своего объединения радикалы ввели систему равенства, которая придает страдавшим от отсутствия социального порядка городским жителям и мигрантам из сельских районов чувство солидарности и силы, которого у них не было в прежней жизни....
"Международная панорама"