21 февраля Госдума направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность действий мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. По распоряжению главы города была демонтирована стела "Героям-доваторцам". На фоне недавнего скандала по поводу решения эстонского парламента снести памятник советскому Воину-освободителю эта история выглядит особенно странно, считают депутаты. "Для Ставропольского края генерал Доватор и его кавалеристские полки были, есть и будут героями всегда.
Когда было принято решение о сносе памятника, это вызвало бурю возмущения не только в Ставрополе, но и во всей стране. 21 февраля Госдума проголосовала за парламентский запрос генеральному прокурору, чтобы выяснить, кто принимал это решение, насколько это было законно. Нельзя стирать человеческую память одним росчерком пера чиновника", - заявил первый зампред комитета Госдумы по безопасности, председатель комиссии ГД по противодействию коррупции Михаил Гришанков.
Тридцатиметровый монумент, посвященный памяти казаков-доваторцев, простоял в Ставрополе 31 год. Формально стелу снесли по причине ветхости. Якобы металл сгнил на 70%, и в любой момент конструкция могла разрушиться. По другой официальной версии памятник, стоящий на пересечении двух улиц, мешал строительству новой транспортной развязки. "Я не верю в то, что невозможно было найти такое решение, при котором памятник остался бы на своем историческом месте", - говорит вице-спикер Госдумы Владимир Катренко.
Парламентарий напомнил, что по закону "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" сохранение и реставрация памятников войны обеспечивается из местных бюджетов, если это памятники муниципального значения. Другой закон - "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" гласит, что "пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления". "Таким образом, в прямые обязанности мэрии входит уход за памятником и сохранение его в надлежащем виде. А значит, использованный повод - ветхость памятника - не имеет права на существование. Мэрия обязана была не допустить разрушения памятника", - подчеркнул Катренко.
"Местные власти обманули ветеранов", - считает депутат Госдумы от Ставропольского края, член фракции "Единая Россия" Павел Воронин. По его словам, городские власти сначала заявили, что восстановят памятник в другом месте. Но вместо этого уничтожили его и сделали автомобильную развязку. А сквер, в который обещали перенести стелу, застроили. "В комитет по делам ветеранов обратилось много людей с просьбой разобраться в ситуации. Госдума в свою очередь направила парламентский запрос генеральному прокурору. На наш взгляд, налицо нарушение как минимум трех федеральных законов. Органы местного самоуправления, по решению которых была снесена стела, имеют право только охранять и осуществлять ремонт памятника. Полномочий его демонтировать у них не было. Поэтому мы рассчитываем, что на основании нашего запроса будет возбуждено уголовное дело.
Результаты проверки должны быть готовы через месяц". Тем временем решение ставропольского градоначальника стало поводом для упреков со стороны официального Таллина. И как это ни прискорбно, справедливых. Выступая 20 февраля в парламенте Эстонии в рамках дискуссии о внешней политике страны, министр иностранных дел Урмас Паэт не преминул упомянуть о снесенном недавно в Ставрополе монументе. "Это к слову о беспокойстве российской стороны по поводу памятников", - сказал Паэт. Таким образом, речь идет не только о попрании памяти героев Великой Отечественной войны, но и о подрыве авторитета России на внешнеполитическом уровне.
Источник: katrenko.ru 26 февраля 2007 г.