
Рис.8
Это, соответственно, время (t) , а по оси "у" расцвет организации, будем говорить так. Здесь t, а здесь, я не знаю, то, что Сергей Иванович назвал "power" тогда.
Потемкин. Эффективность, мощь.
Голубкова. Мощь, эффективность, не знаю.
Соколов. Жизнь.
Голубкова. Жизнь, да, G. Большое G. Вот так вот.
Соколов. Потому что организация - это она, да? Женщина, поэтому большое G. Правильно, правильно.
Голубкова. Женский род. Язык - он огромное на нас влияние оказывает, мы даже не можем...
^ Флямер. Самое большое на нас оказывает влияние русский язык.
Голубкова. Ну, как родной, если для кого-то родной.
Флямер. Да.
Голубкова. Вот. И вот так организация начинает жить, и где-то она доходит до своей верхней точки. Это банальная вещь, и она описана, и даже можно об этом не говорить, если бы не одно "но": что Сергей Иванович, говоря об организациях своих, не фиксирует, где эта организация находится сейчас в своем жизненном цикле.
Почему? Потому что он говорит: "Я не могу это сказать, потому что она живет, и может быть это здесь, а может здесь, а может она уже здесь". И эта хаотизация может и означать начало роста и начало, так сказать, ветвления этой структуры, её развитие, а может и означать то, что она уже прошла свои лучшие периоды.
Котельников. Не только я. Это никто не может сказать.
Голубкова. Нет, ну в данном случае кто у нас докладчик, Вы?
^ Розин. И что? Подожди, и что ты спрашиваешь?
Голубкова. Вот. А я говорю вот о чём: что меня очень заинтересовало после одного из наших разговоров в позапрошлый раз, а где возникает управление? Потому что где-то на вот этой стадии, когда она ещё очень маленькая, или когда она уже клонится к закату, там уже такие процессы (либо бурные процессы роста ещё, либо, наоборот, деградационные), что об управлении говорить нельзя. Мы всё время утыкаемся в то, что мы, во-первых, не знаем, какое состояние организации мы обсуждаем, а во-вторых, мы не выяснили, а где состояние именно управления возможно. То, что Сергей Иванович приходит и там показывает чудеса, и ему верят, и он заставляет в это поверить, и я могу поверить в то, что он заставляет поверить. А вот насколько там осуществляется управление - это большой вопрос.
Гиренко(?). В каком смысле?
Голубкова. Сейчас поясню. Потому что если мы берем и рисуем схему для стабильного общества, неважно какого - европейского, американского(?), которое не переживало тот кризис, который пережило наше общество... Если у нас бы заводы продолжали работать, советские заводы продолжали бы сейчас работать в том цикле, на который они были спроектированы, как сейчас работают заводы американские. Может, они в Китае работают, но они работают; неважно. Вот. То там бы мы видели (это я посылала в одном письме, просто хочу сейчас тут показать), что даже в одной организации (учреждении, говоря в Вашем различении) мы бы видели много циклов жизни бизнеса, линии бизнеса, направления деятельности (рис.8 нижняя часть), и они бы все как-то перекрещивались там, и управление бы возникало (и, соответственно, точка приложения усилий Сергей Ивановича, который прилагает их к системе управления организацией) не вот в этих частях. Оно бы где-то всё время возникало вот здесь, где как раз вот эти линии бизнеса или направления деятельности организаций переживают свою лучшую фазу. И вот здесь, как мне кажется, мы и должны говорить об управлении, вот в этой части. А поскольку мы всё время натыкаемся на то, что тот объект, про который говорит Сергей Иванович, он неопознанный и нелетающий, то у нас всё время и вопрос, а что там Сергей Иванович с организацией делал. Явно, что он делал что-то хорошее, но насколько он там влиял на систему управления - это большой вопрос.
Потемкин. Можно я к Вам уточняющий вопрос? Вот можно так понять, что Вы говорите о том, что если описывать коммерческую организацию, например, как организацию, имеющую как бы ряд направлений продуктов, то, с Вашей точки зрения, я так понимаю, главным вопросом для управления такого рода компанией является вопрос управления портфелем продуктов?
Голубкова. Нет.
Потемкин. А что тогда?
Голубкова. Вот этот цикл жизни - это не только продукты. Здесь могут продукты сменяться много раз, и за счет этого этот цикл жизни реализуется. Это целое - это организация как организм, но не учреждение, потому что там может быть много учреждений.
Потемкин. А что там множество тогда внизу (рис.8) задаёт? Множество чего там отражено? Параллельно существующих организационных структур?
Голубкова. Параллельно существующих организованностей, параллельно существующих видов деятельности, параллельно существующих продуктов, параллельно существующих процессов, где каждый из них образует вот эту целостность, про которую Вы, Николай, говорили, что её начинают осмыслять сейчас в западном менеджменте. Вот это то, вот цикл того, для чего сейчас этого слова нет. Это не фирма. Ну, это может быть отдельно взятая фирма, но это как некоторый случай. Это то, что можно выпилить и...
^ Флямер. Это был вопрос, или что это было?
Голубкова. Нет, это у меня был комментарий по вашей полемике относительно того, что понимать под управлением. Я предлагаю рабочее понятие управления. Но мы его не можем ввести на примере тех организаций и того способа деятельности, который в этой организации Сергей Иванович наблюдает, потому что мы не понимаем, на каком витке своего развития находится вот то (я даже не знаю, как это назвать), куда Сергей Иванович приходит. Нет у меня для этого названия. Ну, заказчиком Вы его называете всё время. Вы же даже не организацией его называете. Вы называете заказчиком. Это некоторое вот то, к чему Вы приходите...
^ Флямер. Сейчас, секундочку. А это представление управления - оно какой вопрос разрешит, снимет какой вопрос?
Голубкова. Оно снимет тот вопрос, об управлении, о чем ведется речь.
^ Флямер. В смысле?
Голубкова. Ну, был вопрос, в каком смысле понимается управление.
Соколов. Вадим Маркович задавал этот вопрос, когда я употреблял это слово.
Флямер. Вадим Маркович просто указывал на то, что в какой-то момент коллеги начали не понятийно двигаться; отметил по их поводу.И приняли это замечание, да, как бы сказали: хорошо бы продумать для масштаба M2, каким...
Соколов. Понятием управления надо пользоваться.
^ Флямер. И для чего. У меня-то вопрос, для решения какой задачи? Потому что я сейчас замечание делал про что? Про установление задачи.
Голубкова. Нет, вопрос был в том можно ли управлять циклом - Вы спрашивали.
Соколов. Воспроизводством.
Голубкова. Ну, воспроизводством, да.
Соколов. У Вас какой ответ?
Флямер. Нет, а что это за вопрос такой? Можно ли управлять им. Гадать будем?
Голубкова. Почему, нормальный вопрос.
Соколов. Нормальный вопрос.
Котельников. Термин "цикл" и представление цикла используются не так, как у меня, поэтому не задавай вопросы. Потому что сначала нужно разгрести.
^ Флямер. Надо, да. Это действительно.
Котельников. Первое. Зарисовка, которую я рисовал в форме петли (имеется в виду доклад Голубковой) - это из учебников менеджмента. А здесь тем же самым словом обозначаю совершенно другое. Я говорю странную вещь: "Цикл - это рефлексия цикла", - и дальше начинаю массу разных баек рассказывать, что там Форд, Рузвельт, какие-то переломы. На этих переломах происходит резкое увеличение набора позиций, которые участвуют в каком-то целом; не очень ясно, в каком. Допустим, условно, автомобили, хотя дело не в автомобиле. Потом выясняется, что проектировщик - это Рузвельт, что это цикл жизни американцев. Раз цикл нижнего уровня - хозяйственный - имеет циклическую природу, то и верхний, рефлексивный должен иметь цикл, точнее циклическое средство управления. Это схватывается в оргтехнической схеме.
Рузвельт сказал: "Наше американское хозяйство будет управляться циклом жизни среднего американца. Это значит, что ребенок должен уйти из семьи и строить свой цикл жизни, тогда каждое следующее поколение будет покупать новые модельные ряды товаров и услуг, чтобы не было кризиса перепроизводства. У нас будет либеральный индивидуализм в чистоте своей, а не как в Европе, с ее соцобеспечением пенсионеров, чтобы они няньчили внуков. Понятно, товарищи американцы?" Американцы ответили - "понятно" и трижды проголосовали за Рузвельта. А кризис и война помогли ему перестроить все институты. Американцы построили эту бесперебойную мегамашину, сделали ее соблазном для мигрантов и заменили ею золотой стандарт.
Дальше. В этих циклах всё время происходят переломы, сломы. Соответственно про управление можно говорит в двух смыслах. Первый - каждый шаг (слом) проектируется и программируется. Второй: эти проекты и программы управляются из цикла следующего уровня - рефлексивно.
Голубкова. Понятно.
Котельников. В тот момент, когда происходит это изменение..., либо, в искусственном залоге: как можно искусственно вводить это новое? Что делает программист? Собирает новый конгломерат позиций, части позиций ещё нет, их нужно сделать, начинает с ними работать, потом уже оргпроектировщик говорит: "Ребята, мы тут поработали - существующую оргструктуру компании придется изменить, иначе мы не успеем перейти на следующий шаг".
И второй смысл, которым я говорю о цикле, уже в масштабе M2. Предполагается, что есть гигантские циклы - я их еще называю "большими технологиями" и на примере Рузвельта это описал. А вот в них в каком смысле об управлении говорить? Если функция перехода от одного к другому, в масштабах управляемого кольца выполняется нормально (скажем, программистом и оргпроектировщиком), то в "больших циклах" в каком смысле говорить об управлении? Вот как я понял вопросы, которые задаются.
^ Флямер. Ну да.
Розин. Но, кстати, то, что она говорит, тоже не противоречит, потому что нижний её график (рис.8) - ведь смотри: что он на самом деле показывает? Что управление есть возможность вовремя поменять всё, то есть вовремя поменять. А дальше вопрос возникает, а куда менять, в каком направлении? Ты отвечаешь. Ты говоришь, что на самом деле, мы понимаем, то там есть два вот этих уровня. Один - это как бы действительно те разрывы, которые приходится всегда ликвидировать, как бы текущие, но есть реальность за этим - другая - этого цикла... Вот, кстати, очень интересно: если мы угадали эту реальность, потому что тут всегда есть опасность ошибки. Вот это момент уже искусственно-естественного.
Ты говоришь - вот дизайн. Это что значит - дизайн? Когда ты сказал "дизайн", ты по сути дела ведь выбрал другой способ социального существования. Ты на самом деле сказал: "С точки зрения моих ценностей (я так немножко рефлективно уже) на самом деле вот это настоящая жизнь и вот это будущее, а не вот то, что...>>
То есть на самом деле происходит очень интересная вещь. Методолог-управленец (я не знаю, как назвать его) осуществляет социальное действие и выбирает тип реальности. Но одновременно он угадывает. В этом смысле угадывает: выбирает - угадывает. Он угадывает некоторый реальный цикл, который разворачивается, потому что он может не попасть, может промахнуться, в том смысле, что ему может показаться, что это разворачивается, и что это будущее, и что это есть жизнь. Может оказаться, что это не так, но это неважно. Важно, что он выбирает это, задает, и тем самым он определяет стратегию изменения управления внутри.
Котельников. Это я уловил. Я просто различил моё употребление цикла.
Голубкова. Угу.
Котельников. Это я уловил. Да, это остается, конечно. У меня, кстати, возникло одно подозрение. Читая недавно какой-то текст Петра, я вдруг с ужасом обнаружил, что он управленца, инженера и еще там кого-то ставит в ряд: что нужно насытить какую-то сферу (по-видимому, об Атомпроме речь шла ... забыл о ком) еще рядом позиций. Ну, тогда управленец как программист и оргпроектировщик на микроцикле, не в большом - он этим и занимается. А "большим циклом" заведует кто-то другой или кто-то другие.
^ Розин. Тут культурологи нужны, социологи, философы.
Котельников. Конечно.
Розин. Так ребята, давайте заканчивать.Хотя очень интересно всё это.
^ Флямер. Ну что, как бы финиш, как я понимаю?
Розин. Да.
Флямер. С выступлениями сейчас закончим. У нас есть возможность заключительные реплики сделать от участников.
Голубкова. Давайте пойдем...В ту сторону. Чтобы завершить Сергеем Ивановичем.
Гиренко. То есть я первый, да?
Флямер. Да. Если уважить предложение Людмилы, то да.
Гиренко. На самом деле очень интересно, то есть последний график, рисовка - мне кажется, она поясняет то, что Рац пытался нам донести, вот эту его четырехслойку. То, что Вы нарисовали - фактически это ведь есть нормоконтроль, по-моему. То есть фактически, чем занимается управленец в Вашей трактовке - это нормоконтроль.
Голубкова. Не совсем.
Гиренко. Ну, мне так показалось. И по поводу технологий и различного рода масштабирований и так далее. То есть технологии большого стиля, о которых Вадим Маркович говорил, там постав и так далее, - это то, что, наверное, составляет некий универсум. И вот интересно, каким образом вот эта верхняя M2 вот этого большого универсума создает что-то, что потом вырождается ... не вырождается, а, может быть, появляется в виде вот этих онтологем, о которых шла речь. И, что самое интересное, это вот онтологемы, и в частности вот та онтологема, которую Сергей Иванович презентировал, очень интересную, - она ведь ретроспективна, то есть это уже то, что произошло, то, что уже есть и то, что работает и существует. И это всё здорово, то есть уловили, поняли, как работает, попытались онтологизацию какую-то провести, всё хорошо. А вот, по всей видимости, вот этот верхний контур - он дает что-то новое, что позволяет двигаться, в том числе, может быть, тому, что находится или что является предпринимательской деятельностью или находится в предпринимательском самоопределении. И в этом смысле это по сути дела вот тот второй заказчик, который может быть у Вас на Вашей онтологеме. Но это то, чего ещё нет. Не то, что уже есть на самом деле (ну, "на самом деле" выбрасываем; есть), а то, что может быть, то есть то, что в возможности. И вот эта самая онтологема - ну, это, по сути, будущее.
Всё.
Соколов. Два слова. Мне показалось, Сергей Иванович сегодня пытался работать двумя категориями: первая "предмет - объект", вторая "процесс - механизм". В первой, наверное, он как бы полагал... ввёл онтологическую такую работу и её показывал, проведенную раньше, а через вторую пытался положить объект. Ну что? Надо слушать этот семинар, как-то разбирать, получилось... можно ли так работать, нельзя ли. Эти категории - они вот так могут быть использованы, не могут? Не знаю. Но как эксперимент - интересно.
Пешкун. Три реплики буквально, маленькие.
Можно тоже к графику прицеплюсь? Конкретный пример - это принцип хозяевания швейцарских банков, установки управленческих команд. Они имеют свои циклы, и вот когда та или иная команда, какой-то филиал банка начинает снижать свою эффективность - они находят какую-то молодую перспективную команду, которая только начинает свой цикл вот этого становления, они рьяные, они агрессивные. Они их привлекают и трансплантируют в тело этого банка, убирая предыдущую. Тем самым они постоянно поддерживают в активном молодом состоянии организм управления системы, и система продолжает "нести золотые яйца". Вот та схема внизу - она полностью вот это описывает. Это как пример четкий, конкретика.
Второй момент. Что касается "больших технологий". В плане маленькой, M1 - там всё более-менее понятно лично для меня. Но в плане M2, "большой технологии" - ведь тот пример, который Вы описали, он не полностью, но относительно случайным образом зависим друг от друга. То есть, там действительно Гении Форд - это автомобиль. Действительно, был огромный приток эмигрантов. Действительно, кейнсианская политика потом, развитие инфраструктуры; дальше многие организации взялись обустраивать эти сети инфраструктуры и так далее. Пошла новая культура, можно сказать, вот эта "дорожная", а дальше на основании её выработались какие-то новые стандарты, критерии оценки и так далее, которые, в свою очередь, переложились, опять же, уже на новые замыслы, образы и так далее автомобилей и новые технологии, которые начали в них воплощаться. В принципе - да, красиво всё это. Но мне кажется, что здесь не видно какого-то действительно толкающего фактора. Вот я не вижу, этого. Это просто система цепляется одна за другую в какие-то моменты, она связывается, и она - да, образует вот эту "мегасистему", "большие технологии", "мегамашины" или что угодно; как ни назови - одинаково, тот же смысл.
Ну и мне очень понравилась мысль о том, что каждый участник какого-то процесса видит часть и понимает хотя бы примерно, кто делает и что делает перед ним и кто и что делает после него. И при этом он держит в голове весь процесс, а точнее - даже не процесс, а вот эти этапы прохождения, вот этот сегмент процесса, и в то же самое время у него четкий образ всего цикла. Вот это всё дает возможность действительно более концентрированно, более четко и более правильно понимать какой-то свой момент поведения, для того чтобы правильно что-то сделать. Потому что в ситуации нестандартных, асимметричных каких-то моментов он просто ориентируется на то, что должен делать за ним и что сделал перед ним. И тогда он может как-то этот перекос в его сегменте, в его этапе пытаться исправлять. Вот это, конечно, мне очень понравилось, но здесь, я вижу, всё-таки какая-то цикличность по принципам Дёминли(?), задавания стандартов, или, там, Нилана(?), я не знаю, когда они задают не только стандарт на каждый сегмент, но и общий.
Спасибо большое, очень интересно.
Потемкин. Наверное, постараюсь быть очень кратким.
Мне кажется, что то, что в последней части разворачивал Сергей Иванович в докладе, резко отличается от того, что было в первой, по одному простому основанию. Прошу меня простить за, так сказать, излишнюю такую резкость предположения. Мне кажется, что можно тем самым четко различать организацию хозяйства (ну, некий "домострой") и проблематику управления в смысле управления кораблем, в первоначальном смысле, кибернетику, то есть тут есть весло, им надо рулить и весь этот корабль куда-то направлять. И если первая часть - это как бы то, что в старину называлось "экономия" (а в переводе на русский - "домострой") в античности - надо уметь организовать хозяйство и наладить там все эти процессы, то вторая часть - она собственно прокладывание курса, и не зря мелькал там Рузвельт. Но парадоксальным образом получается, что управление в смысле прокладывания курса - это не менеджеральная дисциплина, а социокультурная работа. Ну и вот я пока не знаю, что это значит для практики формирования управленцев.
У меня единственная гипотеза. Сейчас вот понял, что то, что на самом деле имеется в виду в менеджеральной литературе под vision - это не внутренние упражнения, на тренинге достигаемые. Это некоторая социокультурная функция, которой обладают считанные единицы. Ну, в американском том же бизнесе их там три-четыре человека. Все остальные отрабатывают в хозяйстве свои функции. Поэтому если вот так посмотреть на "большие циклы" - нет проблем. Надо вырастить одного-двух своих...
Ну, вот как бы это обостряет проблематику, - что именно можно положить на место vision. Потому что точно известно, что их - один-два. В IBM один, в Google один. Люди, про которых говорят: "Вот он есть vision нашей корпорации". Поэтому тогда Ваша проблема "больших технологий" - она как бы (ну, я тут в шутку скажу) легко решается. Нужно, там, на страну четыре человека таких, и "большие циклы" можно разворачивать.
Реплика. У нас два есть.
Потемкин. Осталось ещё двух где-нибудь взять.
Розин. Я давно не видел такого содержательного обсуждения, во-первых. Я хочу отметить, что, во всяком случае для меня, это выглядит, во-первых, как настоящая коллективная мыследеятельность, здесь была. Это редко бывает, то есть это вот настоящее событие произошло, мне кажется.
^ Флямер. Это Вы Галине Алексеевне расскажите.
Розин. Хорошо.
Голубкова. Она услышит.
Розин. Для меня это так. Причем понятно примерно, за счет чего. За счет того, что было несколько сильных игроков, каждый из которых на этом материале, на самом деле, вроде бы разворачивал свою проблематику, но за счет этого как раз создавалось новое содержание, которое именно возникает "между". Вот оно возникло между этим вещами. Это первое.
Второе. Вообще всё это обсуждение, мне кажется, очень содержательное, и несмотря на то, что действительно первая часть и вторая часть имеют разрыв и так далее, они всё равно взаимосвязаны, и с точки зрения методологической проблематизации это как раз очень интересно - и эти разрывы, и эти связи, то есть, мне кажется, это очень содержательные и важные ходы.
И третье, последнее. Я очень радуюсь, потому что для меня сегодняшнее обсуждение - это настоящий пример современной методологической работы, где оказываются взаимосвязанными собственно мышление и вся очень важная социокультурная проблематика. Вот это действительно пример, вот как-то получилось так - мы вышли очень красиво, я считаю, красивый пример. И, на мой взгляд, современная методология всегда должна быть завязана на социокультурную проблематику. А здесь это просто очень красиво развернулось всё, то есть я крайне доволен сегодняшним обсуждением.
^ Флямер. Эстетическое отношение.
Голубкова. Сергей Иванович, я увидела в Вашей работе очень добротную, хорошо выстроенную, редко встречающуюся работу консультанта - консультанта по управлению. Это было явлено. Методологическую работу я увидела на самом семинаре; это тоже было явлено. Что Вы там делали как методолог, и какая была там коллективная мыследеятельность с предметом или без - это я просто не увидела; возможно, я этого просто не поняла - и, наверное, понимать не должна. Это льет воду на мельницу одной из наших гипотез, что, может быть, между управленцем и методологом кто-то должен быть. Этот кто-то - мы к этому подбираемся уже некоторое время - это управленческий консультант. И, может быть, в следующие разы поставить себе задачу проанализировать именно работу консультанта, а не методолога на площадке? Это тогда нам позволит понять, в чём различие между "управленцем-развивальщиком" и консультантом и, с другой стороны, между консультантом и методологом. Вот это очень важное различение. Оно нигде почему-то, мне уже кажется - специально в других каких-то обсуждениях не распознается, а склеивается. И если мы это различим - это уже будет большой вклад по крайней мере в консультирование.
Ну и дальше очень коротко. Очень много мифов, которые мы здесь прокручиваем и повторяем. Это мифологизация, во-первых, всего западного менеджмента. Здесь очень интересно вычленить мифологемы, но это, наверное, даже не тематика нашего этого семинара; это должны быть какие-то отдельные обсуждения или личные исследования. Потому что через каждые несколько слов повторяется какой-нибудь миф. Ну, например, о том, что в Америке есть определенные типы структур, которые функционируют хорошо, что они там есть, что они именно так работают и так далее. Весь западный менеджмент, транслируемый к нам - это сплошной миф. Вот мифологемы нужно брать, специально изучать. Мы с трудом можем это делать, потому что для этого надо там жить и работать, причем работать внутри, а не снаружи, не быть эмигрантом на вэлфере, а именно вот трудиться - и трудиться много лет. Поэтому если есть какая-то возможность у кого-то какой-то материал притянуть не из литературы, не из сторонних наблюдений, а изнутри - это вот было бы очень интересно. Работая в иностранных компаниях, я могу сказать, что все "родовые пятна", о которых Вы сегодня говорили, нашего российского бизнеса там встречаются в крупных организациях повсеместно, в крупнейших. Тем не менее, они там преодолеваются, но за счет другого механизма: что там такие люди, как Вы, сидят наверху, в управляющих органах, на уровне управляющих.
Котельников. Срочно эмигрирую.
Розин. Поздно уже, поздно.
Голубкова. Возможно, мы все тут опоздали, но это не повод складывать крылышки. Просто это нужно как-то осознавать: что где-то есть пласт впечатлений, где-то пласт мифов, где-то пласт пропаганды - и это надо опять же расклеивать.
Очень важный пункт, который всё время у нас крутился: о том, что существуют определенные представления - скажем, жизненные циклы, процессы, механизмы. Это понятие уклада индустриального, и мы совершенно не обсуждаем тот уклад, который нарождается сейчас, а именно - сетевой. В сетевом укладе эти понятия будут жить - или уже живут! - какой-то своей жизнью и совершенно по-другому себя проявляют. Они уже есть, но они скрыты от знания коллективного, поэтому мы вынимаем то знание, которое уже есть, а вот то, о чем Николай говорил сегодня - это важно, и то, что Вы, Сергей Иванович, говорили о том, что Вы называете, - об инфраструктурах. На самом деле это новый нарождающийся уклад, который поверх, как сетка, как матрица накладывается на деятельность. Но это не управление. Это нечто, какая-то другая форма взаимодействия, и его надо изучать - сто пудов.
Ну и, наконец, очень важное у Вас было, как-то впроброс, замечание о том, что смещается в цепочке деятельности, в типах деятельности ценность, причем ценность не только понятая как ценность бизнеса, но и как ценность социальная. Что если раньше мы наблюдали ценность, зашитую в производстве, сам продукт был ценностью, качество продукта было ценностью, то потом это перешло в логистику; это тот этап, который Вы фиксируете в той компании, с которой Вы работаете, и в её окружении. Это, возможно, проходит у нас в определенной отрасли определенный этап развития. А дальше смещается от "харда" к "софту", от материального к нематериальному, то есть дальше то, что Вы говорили - дизайн, дальше - бренд. Ну, когда Вы приводили пример с дизайном, евроремонтом: что начинают совершенно другие образы в сознании потребителя доминировать, и если бизнес к этому не готов - он просто живет на предыдущем витке. Это не хорошо и не плохо. Вот когда у вас отказался этот "дверной король" с вами взаимодействовать - он проживет, и возможно, он как раз сейчас на пике роста по этой схеме, и будет там до определенного момента. На его жизнь может хватить. Вопрос в том, что уклады могут существовать, что и сейчас существует крестьянский уклад, индустриальный, сетевой, постиндустриальный. *, но просто не надо его туда и тащить было, очень правильно сделали, что отказались.
Всё.
^ Розин. Давайте быстрее. Миша, поехали.
Флямер. Значит, два замечания только будут у меня.
Первое касается вот этой последней дискуссии про управление. Я бы предложил ориентироваться не на представления, а на задачи. В этом смысле я считаю, что ценным является выкладывание представлений как таковых. Ну, например, вот управление можно помыслить вот так: как работающее с регулярно возникающими одного и того же типа сюжетами, ситуациями. Но когда мы так говорим, мы перестаём ориентироваться на задачу, а именно - на задачу, собственно говоря, реконструкции тех ситуаций, которые породили представление о менеджменте, сам менеджмент в виде его конкретных технологий, выраженных вот таким образом. Эту задачу я бы предложил держать и как с таковой с ней работать и больше рассказывать об опыте работы с такой задачей, нежели с представлениями уже о каком-то там... Да? Как таковом, например, про управление. То есть как-то связывать эти вещи. Если у нас не будет удержания задач, то мы никогда не дойдем до проблем, то есть до разбора, что мы не можем решить. Если мы не влезаем в задачу, то мы не ответим себе на вопрос, что мы не можем.
Другая такая задача - это собственно задача выделения и оформления объекта как такового.
Котельников. А первая какая?
Флямер. Реконструкция ситуации порождения менеджмента или технологии менеджмента. Реконструкция как задача.
Соколов. Нет, под какие задачи эти представления, которые выкладываются, были сделаны.
Голубкова. Угу.
Соколов. Потому что если мы не выясним, под какие задачи, то можно ходить годами.
Флямер. Секундочку. Это понятно. Я говорил сейчас о другом. Я говорил, что ориентация на представления - это одна ориентация, а ориентация на удержание задач, в рамках которых эти представления сформированы, - это другая, и надо как бы и задачу тоже выделять и про её решение рассказывать, и это не менее важно, чем про сам результат.
Второй момент. Мы имели материал на этом заседании для обсуждения задачи по формированию или по очерчиванию методологического рабочего пространства, в котором задается объект, включая связку с распредмечиванием и опредмечиванием, категориальный ход про цикл и попытку из этой категории выявить этот объект. Думаю, что это задачей нужно заниматься специально. Считаю, что это ответственность методолога.
И последнее замечание про связку позиций: методолог - консультант - заказчик. Если стремиться разделить эти позиции: методолог, консультант и заказчик, который то ли управленец, то ли руководитель - я бы к этому стремился. Потому что мне кажется, что невозможно проанализировать ситуацию вот этого консультанта, если не понимать, что он встроен в обе системы отношений: и с методологом и его объектными конструкциями, и консультант в определенном смысле отвечает за их содержательное удержание в этой связке, а с другой стороны, с заказчиком в конкретной ситуации. И вот эта специфика положения вот этого консультанта - она, на мой взгляд, тоже как бы проявилась. Но чтобы её до конца как бы проанализировать, нужно отдельно выделять деятельность консультанта, а отдельно - обсуждать ту систему, в которой он является как бы местодержателем; два разных объекта обсуждать.
Всё.
Котельников. Я помню насчет верстака и пространства. Всё время пытаюсь это как-то строить. Ситуация хаотическая. И докладываю я не в твоей норме, - задачи, потом представления. Задачи трансформируются в связи с появлением новых ориентиров или стремлений, понимаешь? Я докладываю последние как бы мысли, рассчитывая на то, что семинар, как я в начале сказал, отлично выполняет ориентирующую функцию. Поэтому что я могу сказать про задачи? Привести в порядок кучу объектов, которые мы настрогали. Мы их строгаем там... Сами видели: я называю схему покупки механизмом, как бы предполагая, что есть какой-то естественный процесс и связка "процесс - механизм"; в другом месте я предполагаю, что покупка может вообще чуть ли не рамочную функцию какую-то выполнять. И у меня всё время пространство, эти конструкции всё время перемещаются, понимаешь?
^ Флямер. Да. Это меня не пугает.
Котельников. Ну, я прямо даже не знаю, какой сделать следующий шаг.
Флямер. Надо взять время подумать тогда.
Котельников. Там-то я знаю, что делать.
Голубкова. Там мы все знаем, что делать. Вот что делать здесь.
23-го последний семинар. Будет возможность сказать каждому, какой следующий шаг.
Приложение.1
Котельников С.И, Нани К.Я.
Опыт формирования предмета КМД и объекта управления.
^ Тезисы доклада
Доклад имеет жанр обмена опытом по объявленной теме на материале консультирования.
2. Вместе с М. Флямером (1) принимаем в качестве рамочной схему (рис. 1), изложенную в докладе Г.П.Щедровицкого 1972 г.(2)

Рис .1
Отталкиваемся от тезисов М. Флямера о функциях объекта рефлексивной кооперации в производственно-технологическом менеджменте:
"Можно сфокусироваться на организованности - получение (определенным) объектом рефлексивного употребления, статуса основы организационно-кооперативной связи*. Подобные способы рефлексии уместны в рамках технологического менеджмента, использующего транслятивные тексты (типа технологических карт), призванного удерживать в понимании всех участников производственной ситуации нормативно-технологическую действительность производства и содержание дисциплины.
*Выбор предметизации этой схемы (рис.1, - примеч наше) через категорию организованности был использован в моем докладе на 12 Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого в форме тезиса "о тенденции приватизации интеллектуальных ресурсов организационными машинами" и последствиях этой тенденции. См. стр.69- 70, стр. 75. сборника Чтений за 2006-2007 г.г." (1, п.12 А)
^ Ставим вопрос о механизме формирования такого предмета и объекта и о функции такого объекта быть объектом управления.
Объект (управления) формируется управленцем или управленцами, - при полифокусном управлении, - (совместно с консультантом), при этом оба работают в рамочной оргсхеме из двух мест (3): объект управления, - управляемый процесс (процессуальная структура) КМД, - и средства ОРУ (рис.2). 
Рис.2
Оба места должны быть заполнены и активированы в КМД, это необходимое условие появления объекта управления и предмета КМД.
Заказчиком на консультирование была поставлена задача блокирования хаоса неорганизованных взаимодействий и "конфликта интересов" в КМД коммерческой логистики, связанной с проводкой грузов от производителя до склада (каждая позиция имела собственную действительность, - см. рис.1). В место объекта управления была помещена схема (рис. 3) инфраструктуры (проводки грузов), а в место средств управления - идея интерактивного табло проводки грузов, как средства организации взаимодействия пользователей инфраструктуры и операторов проводки грузов. Элементом табло стала типология ситуаций взаимодействия разных позиций (она же типология состояний груза).
Рис.3.
Нами не обсуждается задача конфигурирования действительностей участников КМД - этого не понадобилось. В функции конфигуратора применена типология ситуаций взаимодействия: груз может принимать разные типологические состояния на трассе проводки, однозначно определяющие режимы взаимодействия. Таким образом, типология ситуаций взаимодействия "наклеивалась" на объектное основание: схему инфраструктуры проводки грузов. Всё вместе: объект (управления) и средства управления конституировали предмет КМД коммерческой логистики. Выяснилось, что предмет общего пользования имеет организационный потенциал: к предмету присоединились коммерческие директора, которые, зная точное время прибытия товара и его типологическое состояние, получили возможность сократить транспортные издержки, применив торговлю "с колес", заключая соответствующие договора.
Наличие предмета КМД является условием существования института собственности (на деятельность) и менеджмента в компании (1). Рискнем утверждать, что феномены хаотизации и конфликта интересов, вызвавшие обращение собственника к консультантам в данном случае, должны быть рядоположены с другими эффектами в "системе 2", обсуждавшиеся на докладах Голубковой. Хотя их "природа" и объясняющие ее теории могут быть различными, какое-то количество "феноменов хаоса" может быть купировано конкретным предметом КМД (общего пользования), в чем и заключается функция ОРУ.
В нашем примере таким предметом (оперативной системой) является (инфра)структура: оперативный объект "проводка грузов, - бизнес-процесс + интерфейс", знаковая плоскость "интерактивное табло проводки грузов с набором правил взаимодействий и операций" и средство интерфейса (фактически, - инструмент операций замещения и отнесения): типология состояний груза.
Источники
1. Флямер М.Г. Управленческое консультирование российской компании. Артикуляция рабочего объекта практики.
Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности, стр. 116.
Щедровицкий Г.П. ОДИ 1//, Организационно-деятельностные игры. М.: Наследие ММК. 2006 г, - 720 с, стр.297.
Приложение 2.
Типология управленческих ситуаций
(к докладу Котельникова и Нани 09.06.2011)
| Ситуации руководства | Ситуации Организации | ^ Ситуации управления | |
| Типовые феномены фрагментации управляемой КМД | Хаотизация | В предметизованной рефлексии: конфликт интересов, прямые и скрытые контракты Ореховского | Деградация менеджмента, падение капитализации. Проблематизация возможностей заимствования объектов управления |
| ^ Примеры объектов ОРУ | Покупатель - среда Бизнеспроцесс-продукт Инфраструктура. Карты Портера. Карта зон. | Позиционная картаПредмет КМД | Ромб Анисимова. Цикл жизни бизнеса. |
| Позиция - средство | Менеджер (оперирование в пределах полномочий) | Организатор (полагание, заимствование объектов ОРУ для менеджеров) | Управленец (программирование) |
| Собственность на деятельность | Пользование объектом ОРУ | Распоряжение | Владение |