Аплодисменты, прозвучавшие в зале заседаний городской Думы Краснодара, ознаменовали утверждение местного бюджета на 2006 год.
Процедура принятия этого важнейшего для города решения заняла немногим более часа. Само обсуждение прошло в конструктивных и достаточно тактичных тонах. Но, как сказал корреспонденту газеты "Краснодарские известия" в кулуарах внеочередного заседания депутат Батырбий Тутаришев, это была верхушка айсберга: на заседаниях комитетов спорили до хрипоты. К докладу же первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар Александра Домбровского позиции были, как говорится, согласованы.
Александр Домбровский сообщил, что проектом бюджета предусмотрена социальная направленность бюджетной политики, а по напряженности он не отличается от своего предшественника. Доходы бюджета-2006 определены в 5 млрд. 978 млн. рублей, причем 79 процентов их составят собственные доходы, а остальные будут переданы из краевого бюджета. Особенностью года будет прекращение поступления акцизов. Налоговые доходы планируется увеличить с 55 до 75 процентов. Неналоговые доходы, таким образом, снизятся. А значит, надо будет больше заниматься экономикой предприятий и отслеживать зарплату на них.
На заседании было рассмотрено два десятка поправок в проект решения о местном бюджете-2006 (почти половину их внесла администрация города). Все они принимались абсолютным большинством голосов. Единственное исключение - вопрос об увеличении расходов на благоустройство территорий округов. Первоначально предполагалось добавить по 18 млн. рублей Западному и Центральному округам и по 10 миллионов - карасунцам и прикубанцам. После голосования с незначительным перевесом голосов возобладала другая точка зрения: всем округам - независимо от того, центральные они или периферийные - добавить поровну.
Депутат Игорь Самохин предложил добавить в бюджете-2006 4 млн. рублей на спорт. "Откуда возьмем?" - резонно спросил его председатель гордумы Николай Котляров, который вел заседание. "Коллеги подскажут", - с верой в коллективный разум ответил депутат. Судя по реакции зала, коллеги к такому предположению отнеслись скептически. Положение спас глава города Владимир Евланов, заявивший, что физическую культуру и спорт развивать, конечно, надо, но не путем изменений в практически сверстанном бюджете, а за счет наращивания доходной базы и корректировки к лету "сметы" расходов.
Александр Домбровский докладывал и по второму и третьему вопросам повестки дня - о тарифах на услуги по водоснабжению, водоотведению и вывозу твердых бытовых отходов, а также о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения и тарифах на оплату коммунальных услуг. Вопросы, что и говорить, болезненные и, если честно, мало зависящие от городских властей. Оптовые цены на природный газ и электроэнергию, например, утверждаются Федеральной службой по тарифам, а розничные - устанавливаются региональной (краевой) энергетической комиссией.
Размер же оплаты энергоресурсов, как известно, напрямую влияет на себестоимость практически всех видов работ или оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Особенно в таких энергоемких сферах, как тепло- и водоснабжение. Каждое очередное повышение цен на энергоносители сводит к нулю все проводимые мероприятия по снижению издержек при оказании услуг ЖКХ.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, оказывающих эти услуги, не позволяет нормально эксплуатировать жилищный фонд, инженерные сети и коммуникации, в должном объеме производить текущий и капитальный ремонт. Качество услуг ЖКХ вызывает серьезное недовольство у населения.
По расчетам департамента городского хозяйства администрации Краснодара, на сегодняшний день с учетом инфляционных процессов население возмещает не более 90 процентов затрат предприятий ЖКХ. Общее увеличение оплаты краснодарцами жилищно-коммунальных услуг в 2006 году должно составить в среднем 11 процентов, что не превышает общего индекса инфляции в экономике.
Из вышесказанного ясно, что рассмотрение "тарифных" вопросов для депутатов явилось как бы маневрированием между Сциллой (неотвратимостью очередного повышения цен на услуги ЖКХ хотя бы для того, чтобы система жизнеобеспечения не развалилась) и Харибдой (недовольством населения как ростом стоимости, так и качеством этих услуг).
Следует отметить, что в 2006 году малообеспеченным гражданам будут, как и прежде, предоставляться субсидии. Если федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установлен в размере 22 процентов совокупного дохода семьи, то в Краснодаре - 15 процентов.
Депутаты приняли решение о создании на ближайшем заседании постоянно действующей комиссии по тарифам на услуги ЖКХ, утвердили план работы городской Думы на первое полугодие 2006 года, рассмотрели вопрос о согласовании создания муниципального учреждения "Управление земельных отношений".
30.12.2005
www.regions.ru