"Он пришел с миром".
(Наталья Барсукова "Коммерсант - Сибирь" 26.12.02)
Александр Хлопонин не оправдал надежд на послевыборные имущественные войны. Он демонстрирует готовность идти на компромисс с финансово-промышленными группировками, выторговывая у них средства на выполнение своих предвыборных обещаний. Пример этого - разрешение ситуации с проводимой группой МДМ ликвидацией Красноярской угольной компании (КУК).
ОАО "Красноярская угольная компания" - крупнейшее угольное предприятие Сибири. Объем добычи превышает 40 млн тонн в год. В текущем году два крупных пакета акции "Красугля" перешли к компании СУЭК, входящей в группу МДМ: один в результате судебных разбирательств, другой - по решению Александра Лебедя. В итоге МДМ сформировала пакет акций КУК в 75,6%. Для руководства группы существование "Красугля" как самостоятельной компании является препятствием в переводе всех угольных активов на единую акцию.
Александр Хлопонин, столкнувшись с проблемой ликвидации "Красугля" уже в качестве губернатора Красноярского края, вынужден был искать компромисс. Не желая пренебрегать мнением депутатов, требующих проверить законность передачи акций КУК группе МДМ, или действовать против дружественной ему группы, Хлопонин предложил отложить вопрос о ликвидации "Красугля". Предлогом стало формирование комиссии, призванной проверить законность передачи краевого пакета акций КУК группе МДМ. Таким образом, ликвидация Красноярской угольной компании, запланированная на 31 октября, была отложена до окончания работы комиссии. Итогов этой работы ждали 15 ноября, однако их нет и сейчас.
По информации "КС", за это время руководство МДМ получило от властей неформальное одобрение данной процедуры в обмен на обещание помочь в решении вопроса о снижении энерготарифов в крае и гарантии того, что компании, входящие в СУЭК, сохранят местную регистрацию, а значит, будут сохранены и налоговые платежи в бюджет.
Как сообщил источник "КС" в краевой администрации, об этой проверке мало кто помнит, во всяком случае "нет никакой информации о ее работе". Также было отмечено, что приоритеты властей в споре вокруг "Красугля" изменились: "Мы не будем ломать копья из-за пакета акций, за которым уже нет активов. В данной ситуации для нас важнее договориться с СУЭК о совместной работе по снижению энерготарифов и иметь гарантию регистрации в крае компаний, подконтрольных МДМ. Результатом данного взаимодействия станет существенное пополнение бюджета".
Работа по снижению энерготарифов еще не закончена, однако уже есть первые результаты: с 15 ноября расценки для населения уменьшились на 15%. Вероятно, именно это дало СУЭК повод для опережения событий: пресс-службой МДМ было официально объявлено о состоявшемся собрании акционеров, ликвидировавшем компанию "Красуголь", однако чуть позже та же пресс-служба принесла публичные извинения, сообщив, что подсчет голосов акционеров еще не закончен.
В настоящее время в администрации края заканчивает работу комиссия, которая определит энерготарифы для предприятий. Ее результаты ожидаются после 20 декабря. Приблизительно в это же время, по словам руководителя пресс-службы МДМ Ивана Слепцова, планируется огласить результаты голосования акционеров по вопросу о ликвидации "Красугля". "Мы выполнили договоренность с Хлопониным и дали краевой администрации время на всевозможные проверки, - подытожил Иван Слепцов. - Как и было обещано, с активами компании в этот период не проводилось никаких операций".
Александру Хлопонину удалось достичь компромисса не только с главой СУЭК Олегом Мисеврой, но и с краевым Законодательным собранием, которое при. Александре Лебеде и слышать не хотело о передаче "Красугля" группе МДМ. "Вернуть краевой пакет невозможно, - комментирует депутат ЗС Игорь Захаров. - Если мы и вернем краевые акции, то это будут лишь номинальные бумаги, за которые, однако, придется заплатить существенную сумму из бюджета. Прежние протесты депутатов и их обращения в прокуратуру относительно передачи МДМ краевого пакета КУК имели в себе долю популизма. Сегодня тем более нет смысла разжигать конфликт, так как в последнее время Мисевра демонстрировал готовность к компромиссу. От компаний, подконтрольных СУЭК, ожидается поступление в краевой бюджет-2003 порядка 500 млн рублей и поддержание низких фиксированных цен на уголь. Договоренность в большей мере неофициальная, однако у губернатора достаточно рычагов, чтобы ее выполнение носило обязательный характер".
"Наследник Гайдара?".
(А. Бурлаков "АиФ на Енисее" 26.12.02)
НА ВЫБОРАХ я был против Хлопонина. И первые, шаги нового губернатора, к сожалению, подтверждают мою правоту. Александр Геннадиевич, похоже, вообразил себя хирургом, который, воспользовавшись выданным ему мандатом доверия, сразу решил резать по живому. А как иначе расценить идеи его команды по так называемому реформированию ЖКХ?
ДАЖЕ сами чиновники сквозь зубы признают, что очередная шоковая терапия ударит в основном по карману "среднего" класса, в том числе - по бюджетникам. Очевидно, что доходы семей учителей, милиционеров, врачей, хоть не намного, но превышают планку, которая позволяет рассчитывать на субсидии. Следовательно, и без того еле сводящие концы с концами бюджетники вовсе будут обречены на полуголодное существование. Нечто подобное с нами уже проделали десять лет назад мальчики из команды Гайдара. Не забудьте, что в следующем году нас ждет еще резкое повышение цен на бензин, а следовательно, по цепочке и на все остальные товары повседневного спроса.
И не надо нам пудрить мозги пропагандистскими акциями по снижению энерготарифов и речами о "социально ориентированном бюджете". Эти копейки наших потерь не компенсируют. Впрочем, от представителя олигархии трудно было ожидать иных действий. Удивляет другое: неужели Хлопонин настолько в себе уверен, что не боится в итоге лишиться поддержки даже тех жителей края, которые в сентябре поверили ему? Не удивлюсь, если через год всерьез встанет вопрос не об "экономическом рывке", а об импичменте.
"Прозрачные" цифры бюджета".
("Красноярский рабочий", 26.12.02)
С 16 ПО 20 ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА в тыс. руб.
Всего доходов 613 740
Всего расходов 381 176
На выплату заработной платы 42 411
На оплату медикаментов 13 300
На питание 15 000
Для расчетов за энергоресурсы 6 000
На поддержку племенного дела 1 000
На реализацию краевых программ 801
На санавиацию 11 000
В Фонд обязательного медицинского страхования 60 000
Капитальные вложения 10 000
Субвенция по федеральному закону "О ветеранах" 39 125
Субвенция на опекунов 36 200
На подвоз угля 4 963
Расчеты с ЖКХ 48 200
Возмещение убытков по транспорту 11 800
Гашение процентов и основного долга по кредиту 2 847
На обмундирование работников УВД, противопожарной службы 4 000
На выплату стипендий 900
Текущие расходы на уголь из Фонда финансовой поддержки 23 030
Прочие текущие расходы (оплата услуг связи, ГСМ и др.) по краевым учреждениям бюджетной сферы 39 699
На текущее финансирование территориям края 10 900
Большая разница между доходами и расходами объясняется тем, что деньги на счет пришли поздно в пятницу и будут израсходованы на текущей неделе.
На прошедшей неделе краевая администрация полностью рассчиталась с территориями по заработной плате работникам бюджетной сферы.
По статье "Реализация краевых программ" деньги истрачены на оздоровление и отдых детей. По статье "Капитальные вложения" средства ушли в Манский, Саянский, Новоселовский, Курагинский и Минусинский районы, в города Дивногорск, Лесосибирск, Канск, Минусинск, Красноярск.
"Замороженные" обещания народного избранника".
("Известия-Красноярск", 26.12.02, Тимур Докторов)
Похоже, первыми "жертвами" реформы ЖКХ стали депутаты. В крае начали создаваться инициативные группы граждан, желающих отозвать своих избранников.
В Законодательное собрание пришло письмо из Заозерного, подписанное двумя тысячами горожан. Конкретный адресат избирательского послания - депутат Игорь Исаков, зампредседателя комиссии по аграрной политике, продовольствию и землепользованию, а также член комиссии по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммунальному комплексу. Заозерцы обвиняют господина Исакова в том, что заявленная им предвыборная программа, которую он назвал "народной", на сапам деле оказалась популистской и "не выполняется ни т одной позиции, если не считать мелких гуманитарных подачек с бутылкой водки и пачкой "Примы".
Сигналом к действию приславшей это письмо инициативной группы, которую возглавил секретарь Рыбинского райкома КПРФ Геннадий Анисимов, стала почти двухмесячная "отсрочка" отопительного сезона - у половины жителей Заозерного батареи нагрелись лишь к началу ноября. Но эта ситуация, уже сама по себе неприятная, стала лишь подоплекой для избирательского демарша. Основное же требование к своему депутату заозерцы выразили так: "Игорь Анатольевич! Если Вы поддержите переход на 90% оплаты коммунальных услуг, Вы пойдете против большинства избирателей города... Считайте законом наши требования не повышать тарифы на энергоносители, на жилищно-коммунальные услуги без опережающего роста доходов населения..."
Надо сказать, делать из своей инициативы публичного скандала избиратели Исакова не желали. Сначала они обратились к депутату напрямую - мол, начните же, наконец, выполнять свои обещания, и мы не станем вас отзывать. Не дождавшись ответа из "серого дома", Геннадий Анисимов отдал письмо в местную газету "Голос времени", сообщив о грядущей публикации в приемную Исакова. Депутат таки отреагировал и позвонил в Заозерный. Правда, не авторам письма, а редактору "Голоса" Антониде Дубре. Буквально перед подписанием номера в печать редактор успела подверстать к письму устный ответ Исакова своим избирателям. Он был однозначным: голосовать за 90% тариф я не буду! Антонида Ильинична напечатала "стенограмму" своего разговора с депутатом и решила, что поставила точку в этой истории. Однако Игорь Исаков проголосовал за бюджет.
Почему же депутат не отреагировал на письмо своих избирателей и ограничился лишь невыполненным телефонным обещанием? Помощник Исакова Ольга Силина утверждает, что, напротив, это послание прошло самую тщательную проверку. Правда, под "микроскоп" попали не сами изложенные в письме претензии, а подписи - те самые, 2000 "автографов", что были приложены к обращению. Оказалось, что чуть не половина из них фальшивы.
- Видно, что там подписывались человек тридцать, - сообщил "Известиям" Игорь ИСАКОВ.
- А значит, депутат не обязан принимать во внимание это письмо и как-то на него реагировать, - добавила Ольга СИЛИНА
Но инициативной группе такое объяснение показалось банальной подменой сути - Геннадий АНИСИМОВ не собирается снимать своих обвинений с депутата:
- Если господин Исаков и дальше будет игнорировать нас и не начнет выполнять свою "народную" предвыборную программу, мы инициируем отзыв депутата. И советуем избирателям, живущим в других городах, поступать так же.
Время покажет, можно ли назвать этот конфликт закономерным отголоском реформы ЖКХ, или же это исключительный, случайный инцидент. Но в любом случае, имеет ли право народный избранник, игнорируя "сигналы с мест", дискредитировать этим не только своих коллег по депутатскому корпусу, но и саму законодательную власть?
"Владимир Чащин: "Стоимость услуг ЖКХ нужно было повышать постепенно".
("Сегодняшняя газета", 26.12.02, Анна Вялкова)
В течение этой недели в городском совете Красноярска будет обсуждаться проект городского закона об основных принципах социальной защиты населения в связи с реформой ЖКХ. В понедельник председатель Горсовета Владимир Чащин рассказал журналистам об основных положениях этого законопроекта.
В 1998 году Законодательным Собранием края был принят краевой закон об основных принципах защиты населения. Этот закон предполагал участие краевых властей в организации льгот и субсидий для населения. В этом году вместе с принятием краевого бюджета груз защиты населения был переложен на органы самоуправления. Это Владимира Чащина совсем не радует. По его мнению, контроль за соблюдением организации льгот и субсидий должны осуществлять органы государственной власти, то есть край.
Вместе с повышением оплаты услуг ЖКХ населением до 90 процентов в жилищно-коммунальных трестах ожидается наплыв горожан. До настоящего момента правом субсидий пользовались лишь полпроцента жителей Красноярска. На самом деле социально незащищенных в городе намного больше - за 40 процентов. Следовательно, почти половина Красноярска будет осаждать отделы субсидий.
В среднем квартплата возрастет в 3-4 раза. Так, допустим, стандартная 3-комнатная квартира площадью 60 кв. метров будет обходиться трем ее жителям в 1234 рубля. Однокомнатная с одним проживающим - в 497 рублей. Двухкомнатная с двумя жильцами - в 1111 рублей. Эти цифры могут измениться с принятием закона и пересчетом, но не намного.
Однако те, кто получит право на субсидию, не будут оплачивать жилье по полной программе. Для них разработаны более мягкие тарифы. Рассчитываются они из минимального прожиточного минимума, утвержденного на территории края, и размера совокупного дохода на одного члена семьи. Планируется, что в 2003 году этот минимум составит 2380 рублей. Однако пока эта цифра не принята и субсидии будут рассчитываться из прошлогоднего минимума -1817 руб. Семьи, имеющие совокупный доход на одного члена меньше прожиточного минимума, будут платить 50 рублей с проживающего. Высшая планка оплаты -1997 рублей с человека. Такие деньги будут платить зарабатывающие более 9000 рублей на члена семьи. Между этими полюсами и будет разработана схема оплаты услуг ЖКХ для Красноярска.
Жителей столицы края ждет несколько приятных сюрпризов. Так, одиноко проживающие пенсионеры не будут переплачивать за дополнительную площадь, как это будет происходить для жителей края. Кроме того, бюджетникам тоже облегчат бремя оплаты коммунальных услуг.
Платить в 3-4 раза больше за жилье тяжело и физически, и психологически. Тем не менее, повышение оплаты услуг ЖКХ необходимо. Наш край практически единственный в СФО имел оплату услуг ЖКХ в размере 40 процентов с 1998 года. Это значит, что при губернаторе Лебеде эта цифра не поднималась ни разу. Между тем процент оплаты услуг ЖКХ говорит о состоянии экономики региона. И когда в прошлом году в Минфин потянулись высокопоставленные просители кредитов из Красноярского края, в Москве сильно удивлялись: почему же вы такие бедные, если такие богатые? Повышайте процент по оплате ЖКХ, тогда и поговорим. В итоге край имеет через четыре года бюджет выживания с заложенной в него 90-процентной оплатой услуг ЖКХ.
Красноярск принято считать городом, который может постоять за себя В следующем году именно таким городам края придется несладко. Все бремя оплаты коммунальных издержек ляжет на плечи города. Из краевого бюджета планируется получить не более 1,5 миллиарда рублей. Между тем только на оплату тепла и электричества потребуется более 2 миллиардов (при условии разумной тарифной политики "Красноярскэнерго"). А еще есть холодная вода, канализация, вывоз мусора, за которые тоже нужно платить Нужно что-то делать с аварийным и ветхим жильем, количество аварий на объектах ЖКХ в Красноярске уже становится притчей во языцех. Поэтому город соглашается на 90-процентную оплату - иначе коммуналку не потянуть.
Какой выход из этой тяжелой ситуации видит Владимир Чащин? Сейчас - практически никакого. Раньше надо было думать. Есть федеральный закон, принятый в 1992 году. Этот закон предусматривает рост оплаты услуг ЖКХ населением до 100 процентов в течение 15 лет. То есть мы должны полностью оплачивать жилье только к 2008 году. Это был бы очень мягкий рост цен Правительство обошло этот закон, мягко порекомендовав регионам уже в этом году довести искомую цифру до 90 процентов, срезав таким образом у реформы пять лет В Красноярском крае эта ситуация по указанным выше причинам приняла еще более крутой поворот - планка повышается сразу с 40 процентов до 90. Да еще и бремя ответственности переложено на муниципальные образования. Таким образом, в грядущем году Красноярск пройдет проверку на прочность коммунальной реформой. Не получится - не обессудьте...
"Диалог молодежи и власти".
("Красноярский рабочий" 26.12.02)
В Законодательном Собрании края прошла встреча "Молодежь и власть. Проблемы и взаимодействие".
В дискуссии, состоявшейся по инициативе Светланы Андроновой, помимо депутатов ЗС участвовали председатель комитета Совета администрации края Вадим Медведев, руководители краевого комитета по молодежной политике и делам молодежи, представители молодежных организаций и объединений края. Выступающие сошлись во мнении, что молодежный парламент открывает широкие возможности для участия представителей молодежных организаций в разработке законопроектов, касающихся молодежной политики, в первую очередь "Закона о молодежи Красноярского края". Участники встречи сочли целесообразным привлечение делегатов от молодежных общественных объединений к обсуждению путей стратегического развития молодежной политики в крае и разработке новых проектов молодежных программ.
"Планы серьезные и дерзкие".
(Борис Золотарев, губернатор Эвенкийского автономного округа "АиФ на Енисее" 26.12.02)
ЗА ПОСЛЕДНИЕ два года увядшие было связи между Красноярском и Эвенкийским автономным округом стали возрождаться. Свою роль сыграли в этом и "Аргументы и факты на Енисее", которые объективно освещали жизнь нашего округа.
Уходящий год был для Эвенкии очень насыщенным - наш регион, без всякого преувеличения, достиг большого прогресса в различных сферах: информатизации, связи, экономике, социальной сфере. Огромным достижением для нашей земли стало создание новой системы власти -власти, решающей проблемы ежедневно и ежечасно в каждом эвенкийском поселке. Следующий год у нас станет годом строительства жилья и досуговых центров высокого уровня, годом развития собственного топливно-энергетического комплекса и подъема эвенкийских факторий. Планы серьезные и дерзкие, но останавливаться нам нельзя - в этом наше настоящее и будущее.
В канун наступающего Нового года я от всей души желаю всем читателям "АиФ на Енисее" свершения самых дерзких планов, осуществления самых серьезных проектов, жизненной энергии и радости от результатов вашего труда, благополучия во всем и процветания.
"Квартира в Красноярске за пять лет".
("Красноярский рабочий", 26.12.02)
Молодым учителям, работающим в факториях Эвенкии, гарантируется квартира, а также открывается накопительный счет.
Об этом ванаварским выпускникам и преподавателям рассказал губернатор округа Борис Золотарев. Для этого преподаватель должен отработать на любой эвенкийской фактории пять лет. Одновременно с приездом на его имя открывается накопительный счет, куда кладется определенная сумма. По словам губернатора, средств, накопленных за пять лет, хватит на покупку квартиры и в Красноярске. Своими средствами учитель будет распоряжаться сам. Вдруг он решит остаться в округе и купит квартиру в Туре, Ванаваре или Байките? Округ нуждается и в других специалистах. Старшеклассники эвенкийских школ могут получить услуги платного обучения в любом вузе страны. Для этого выпускник подписывает с администрацией контракт, согласно которому обязуется по окончании обучения три года отработать в Эвенкии.
"Не протокольный визит".
("Красноярский рабочий", 26.12.02, Татьяна Макогонова)
Приезд министра МПС в краевой центр развеял многие кривотолки, связанные с судьбой Красноярской железной дороги. Сегодня можно сказать твердо, что на первом этапе реформы МПС дорога не утратит свой статус. Сохранятся важнейшие ведомственные объекты соцкультбыта, такие, как стадион "Локомотив", железнодорожная больница, ДК железнодорожников. Есть надежда на безболезненное решение вопроса сокращения кадров (путем естественного оттока). Льготы железнодорожников сохранятся в полном объеме. Заработная плата вырастет в будущем году в среднем на 30 процентов и будут созданы условия для строительства жилья путем ипотечного кредитования. В федеральном бюджете на эти цели выделено 5 миллиардов рублей, правда, с расчетом на всю страну.
Еще недавно Геннадий Фадеев, из Москвы наблюдая за финансово-хозяйственной деятельностью Красноярской железной дороги, то и дело повторял: "Так работать нельзя!" Свой приезд он намечал еще на июль. Не сложилось. Однако у красноярских железнодорожников было время наверстать упущенное, что-то исправить. Может быть, поэтому теперь федеральный министр больше вспоминал о достижениях КЖД.
Встречу с активом дороги он начал с приятного момента - вручения высоких отраслевых наград своим землякам. Министр вглядывался в лица и только успевал приветствовать Иван Иваныча, Ивана Петровича, Ивана Сидорыча...
Чего они ждали от министра? По сути немногого - нормальных условий для работы и ответа на наболевший вопрос: что будет завтра?
Фадеев, отчитываясь о своей работе перед красноярцами, напомнил присутствующим о ситуации, в какой пребывала сеть российских дорог, доставшаяся ему в наследство от предшественника Николая Аксененко, в начале года: миллиардная кредиторская задолженность, нескончаемые разбирательства с правоохранительными органами и потеря доверия к МПС.
Сегодня министерство стало дисциплинированным налогоплательщиком. Улучшается психологический климат в коллективах, увеличивается заработная плата работников. Хотя она и раньше заметно росла, но кое-где (в том числе на КЖД) необоснованно. Фадеев же считает, что это должно происходить только параллельно с повышением производительности труда. Сегодня по стране денежное вознаграждение за труд железнодорожников увеличилось на 50 процентов (на КЖД только на 42,6). И министр полагает - не предел, отстаивая свою позицию в правительстве, где ему это ставят в укор - "добрый дядя". Лишь премьер Михаил Касьянов такой подход к делу поддерживает.
А почему Красноярская железная дорога недобирает свою зарплату? Да только потому, что в регионе катастрофически упали объемы перевозок. Потери их за прошлую зиму составили семь пар поездов за сутки.
"Нам всегда в Красноярске не хватало вагонов, а теперь эти вагоны простаивают,- адресовал Геннадий Матвеевич свои упреки Петру Григорьевичу Кучеренко. - Своя погрузка определяет доходную часть дороги. Одним транзитом КЖД не прожить".
Наличие остатков грузов в крае давно равно нулю. Снизилась перевозка угля и лесных грузов. Значит, железнодорожникам надо самим искать выход.
На станции Базаиха, где побывал министр в первый день своего визита, Геннадий Матвеевич вдруг вспомнил случай из своей практики.
"Когда-то я, молодой, был начальник отделения в Нижнеудинском. Наше отделение было передовое, все в знаменах, и вдруг... "горит" погрузка. Я на "селекторе" главному инженеру дороги говорю: "Лев Яковлевич, нам два дня осталось, мы все выполняем, квартал заканчиваем, но помогите полувагонами. Мы же выходим в сетевом соревновании победителями". И мне отвечают: "А вы что, один у нас начальник? Нет полувагонов!" Хорошо, думаю, без вас погружу, да и вслух это же сказал".
Звонит Геннадий Фадеев на угольный разрез. Ему идут навстречу, только одна закавыка: "Куда выгружать?" "Да на наши склады топлива",- не долго раздумывал Фадеев.
"И мы нагрузили около тысячи платформ, запрудив все станции за два дня".
Энергичный молодой руководитель поставил "в ружье" все краны, восстановительные поезда, и за неделю полувагоны были опорожнены. Так Фадеев вышел из щекотливой ситуации, его отделение получило очередное знамя, а он на всю жизнь запомнил, что все свои проблемы нужно решать самому, ни на кого не надеясь. Может быть, потому и стал министром?
Тарифная политика МПС сегодня построена таким образом, что металл, уголь, лес, доставляемые из Зауралья, Сибири и Дальнего Востока, могут конкурировать на равных. Дело за малым - за наличием их. Красноярская дорога не загружена примерно на четверть своих пропускных возможностей. Не слишком ли дорогое удовольствие для государства - содержать в резерве столько свободных мощностей? "Поэтому меня как министра,- выразил обеспокоенность Геннадий Фадеев,- очень интересует, как в будущем году будет развиваться в крае собственное производство".
Нынешнее руководство края у министра МПС вызывает симпатию. Александр Хлопонин побывал на приеме у главы данного ведомства еще до выборов, желая узнать, как живет и чем "дышит" МПС. Они договорились встретиться после вступления Александра Геннадиевича в должность губернатора. Причем глава края, желая ускорить этот визит, приобрел для КЖД красавицу электричку. Дал повод. И попал в цель. Ведь парк электропоездов давно устарел и морально, и физически, а собственных средств у МПС на его замену не хватает.
Такое положение не только на Красноярской железной дороге. Оно повсеместно. Только в Москве на линии Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово "летает как птица" электричка нового, четвертого поколения. О подобном комфорте нам, красноярцам, пока можно разве что мечтать. Серийный выпуск суперэкономных по энергопотреблению электропоездов начнется, по-видимому, не скоро. Это понимал машинист первого класса Эдуард Тороп, получая ключи от "голубого вагончика" из рук губернатора края. Он не растерялся и тут же публично высказал надежду, что к началу летних перевозок краевая власть приготовит еще один "сюрприз" на колесах.
Организация пригородных перевозок - это своего рода лакмусовая бумажка, показывающая готовность региональной и федеральной власти включаться в решение социальных задач, а также проблем железных дорог, ведь, по оценкам специалистов, почти каждый житель страны не менее восьми раз в году пользуется электропоездами. В нынешний приезд Геннадий Фадеев договорился с Александром Хлопониным о том, чтобы путем льготного налогооблажения не завышать тарифы на пригородные перевозки, хотя все знают, что они убыточны, и дать возможность дороге, пусть постепенно, но пополнять собственный парк электропоездов. Ведь с каждым годом в нашем крае заметен прирост данных перевозок. И пассажиров терять нельзя.
В бюджете государства на следующий год предусмотрено инвестиций для МПС 18 миллионов рублей. "Каким же образом можно тогда оздоравливать наши предприятия? - задает вопрос Геннадий Матвеевич в разговоре с журналистами и сам же на него отвечает: - Нужно изменить форму собственности некоторых из них, при этом сохраняя железные дороги в едином управлении в руках государства, вместе со всем имущественным комплексом стоимостью более триллиона рублей".
Нынешний министр путей сообщения РФ сам неоднозначно подходил к выбору приоритетов реформы, но у него была твердая позиция, от которой он не отступил, - железные дороги не могут быть распроданы. Они должны быть защищены законодательными актами и Конституцией РФ. Тогда не будет позволительно ни самому правительству, ни высшему политическому руководству принимать иные решения.
Несмотря на то, что в федеральном бюджете заложены минимальные средства на развитие российских железных дорог, МПС имеет банки на выбор для получения "длинных" кредитов. Кредиторы уверены, что при таком денежном обороте, какой имеет министерство, а оно в следующем году должно получить доход в 506 миллиардов рублей, будет полезно сотрудничество.
Говоря о будущей реформе МПС, Геннадий Фадеев отметил, что в общероссийской сети дорог не может одна из "сестер" быть сильной и статной, а другая больной и немощной. Все дороги - это звенья одного конвейера. И если где-то появится слабое звено, конвейер остановится. К примеру, если здесь - электрификация, а там - тепловозная тяга - это уже барьер. Нужно так развивать систему дорог, чтобы был баланс. Поэтому старт реформы МПС будет дан одновременно для 17 железных дорог страны.
Суть железнодорожной реформы можно выразить в двух словах - свертывание монополии. Российские железнодорожники вместе с энергетиками и коммунальниками готовы шагнуть в рынок. Единый хозяйствующий субъект -компания "Российские железные дороги" - выделится из МПС, отдав в частные руки все непрофильные предприятия, чтобы "оптимизировать" железнодорожные тарифы, сделать их конкурентоспособными на мировом рынке.
25 декабря в Госдуме депутаты должны приступить к рассмотрению законопроекта о реформе МПС в третьем чтении. Предположительно пакет необходимых для начала реформы нормативных актов будет принят не раньше, чем в конце первого квартала будущего года.
"Полку "миллионеров" прибыло".
("Труд-Енисей", 26.12.02, Виктор Николаев)
За одиннадцать лет рыночных реформ в России было, разумеется, не только плохое ("распад", "развал" и т.п.). Стремительно развивалась сфера торговли и услуг (особенно информационных), граждане получили доступ практически ко всем благам современной цивилизации: от компьютеров, "видиков" и мобильных телефонов до "тойот", "фордов" и "мерседесов" (как говорится, были бы деньги). Но цифры, характеризующее производство в реальном секторе экономики, были неумолимы: по сравнению с советским периодом отмечалось повсеместное падение объемов, причем в разы. И хотя в последние годы наметилась тенденция к заметному росту, достижение "доперестроечных" показателей во многих отраслях народного хозяйства сейчас считается делом в принципе невозможным, либо обещающим затянуться на десятилетия. Тем удивительнее на этом фоне было услышать сообщение их Ачинска...
А произошло вот что: на Ачинском комбинате еще до окончания 2002 года была получена МИЛЛИОННАЯ тонна глинозема. И это при том, что в советские времена рекордным для АГК считался 1989 год, когда выпустили 903 700 тонн основной продукции (такова была проектная мощность предприятия). А ведь каких-то 5-6 лет назад речи не шло не то, что о миллионе тонн - не надеялись даже на достижение среднего уровня доперестроечной эпохи.
Но "глаза боятся, а руки делают". С включением АГК в состав компании "Русский алюминий" начался бурный рост, казалось, затухавшего производства. В 2000-м году удалось приблизиться вплотную к средним показателям 80-х (было получено 862 тыс. тонн глинозема), а в 2001 -м их превзойти (965 тыс. тонн). Более того, итогом нынешнего года, судя по всему, станет число 1 035 000, а в году следующем коллектив АГК планирует произвести 1 050 000 тонн.
На пресс-конференции, состоявшейся 24 декабря (после торжественного взятия пробы из юбилейной миллионной тонны), исполняющий обязанности генерального директора АГК Андрей Пихтовников весьма доходчиво объяснил впечатляющие успехи ачинских металлургов. По его словам, все дело в том, что на заводе появился рачительный хозяин, думающий о перспективах производства и готовый вкладывать в его развитие столько денег, сколько для это потребуется. Предприятие перестали "доить" и растаскивать - его начали развивать. Достаточно сказать, что годовой инвестиционный бюджет АГК достигает сейчас 17 миллионов долларов, причем деньги вкладываются не только в развитие производства и мощную ремонтную службу (в которой занято около 3 000 человек). Немалые средства выделяются и на модернизацию газоочистного оборудования - до 200 миллионов рублей в год. Результат, как говорится, налицо: объем вредных выбросов в нынешнем году снижен по сравнению с годом предыдущим на 10 процентов. "Посмотрите на наши трубы, дым ведь белый из них идет... А что было раньше?" - обращался к приехавшим на пресс-конференцию журналистам и.о. главного инженера Виктор Евсеев.
Задавались, разумеется, и нелицеприятные вопросы. Например, почему было свернуто производство цемента из выработанных отходов? Но и здесь руководство АГК было достаточно убедительным. По словам Андрея Пихтовникова, посчитав все издержки, на комбинате пришли к выводу, что производить цемент нерентабельно, если объемы будут меньше определенного минимального уровня. В настоящее время потенциальные потребители внутри края и на территории близлежащих регионов готовы востребовать максимум 320 тысяч тонн цемента, чего явно недостаточно. Экспортировать же цемент на дальние расстояния невыгодно из-за высоких транспортных тарифов.
"Остается уповать на грядущий строительный бум в Красноярском крае, - резюмировал Андрей Георгиевич. - Если цемент у нас будет востребован в достаточно больших объемах, то мы готовы возобновить свернутое производство и обеспечить всех желающих своей продукцией".
Впрочем и сейчас делается немало по переработке и использованию отходов огновного производства АГК В нынешнем году 1 600 000 тонн нефелиновых шламов было задействовано при строительстве дорог. Есть и другие современные технологии, научные разработки от получения различных теплоизоляционных материалов до производства стекла Вопрос упирается в потребителя и его платежеспособность.
Кстати, отходов в этом году было получено более 6 миллионов тонн (в среднем на одну тонну глинозема, полученного из нефелиновой руды, приходится 7 тонн отходов), и здесь возникает не только проблема утилизации, хранения и экологической безопасности. Низкое содержание в нефелиновых рудах стартового сырья для получения алюминия (26%) делает производство на АГК более энергоемким и потому более затратным, нежели при получении глинозема из бокситов (содержание "базы крылатого металла" в них колеблется около 50% и достигает на некоторых месторождениях даже 80-ти). Посему на комбинате огромное внимание уделяется снижению издержек по линии энергетической составляющей. В частности, изрядная доля инвестиций направляется на уменьшение себестоимости теплоэнергии При этом выигрывает не только АГК, но и весь город Ачинск, который получает тепло от комбинатовской ТЭЦ.
Вкладываются деньги и в повышение качества глинозема. За последнее время здесь также достигнуты весомые успехи, но нефелины есть нефелины требуется еще около 6 миллионов долларов инвестиций, дабы довести получаемый из кемеровской руды глинозем до уровня "бокситового".
Впрочем, на все минусы базовой технологии производства на АГК есть один очень весомый плюс низкая транспортная составляющая. До КрАЗа, как говорится, рукой подать, и потому в конечном итоге ачинский глинозем оказывается вполне рентабельным ("это вам не из Австралии везти").
За стройными рядами блестящих экономических показателей на АГК не затерялись и простые труженики - те кто непосредственно, своими руками реализует "планов громадье" Если в 2002 году средняя зарплата по комбинату составила 9 368 руб, то в году следующем ее планируется довести до 12 200 рублей Легко посчитать, что уже сейчас при численности трудового коллектива в 10 094 человека годовой фонд заработной платы на предприятии крупно переваливает за 1 миллиард рублей.
Не отстают здесь и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. В нынешнем году они вылились в 1 миллиард 266 миллионов рублей, с перспективой возрасти в году 2003-м до 1 миллиарда 600 миллионов. При этом собственно Ачинск получит 430 миллионов "вместо" 320-ти нынешних.
Как видим, опыт АГК лишний раз показывает, что нет ничего невозможного, что развал многих предприятий и даже целых отраслей российской экономики не является чем-то фатальным. Как говорится, "все - в людях" там, где их труд уважаем, хорошо организован и оплачен, происходят просто чудеса Об этом на торжественном митинге, посвященном миллионной тонне глинозема, говорил и недавний генеральный директор АГК Илай Ахметов (ныне возглавляющий Красноярский алюминиевый завод) "Говорят, "порядок бьет класс", но если порядок на высоте, а при этом еще и специалисты классные, то нет таких вершин, которых не смог бы достичь этот коллектив".
Наша справка:
Ачинский глиноземный комбинат (АГК), пущенный в эксплуатацию в 1973 году, расположенный в непосредственной близости от Красноярского алюминиевого.завода, который и является основным потребителем его продукции. Уникальность АГК в том, что это крупнейшее в России предприятие, на котором получают глинозем не из бокситов, а из нефелиновых руд. Технология, используемая на предприятии, была разработана Всероссийским алюминиево-магниевым институтом (ВАМИ). Она основана на использовании метода спекания руды с известняком с последующей гидрохимической переработкой опека.
26.12.2002
www.regnum.ru