22 октября 2002
4838

Кризис без конца

Вокруг России

По официальной версии, Карибский кризис - конфликт между СССР и США, возникший после размещения на Кубе советского ядерного оружия, полностью разрешился осенью 1962 года. Проведенный "Итогами" анализ недавно рассекреченных архивных документов заставляет в этом усомниться. Судя по всему, советское тактическое ядерное оружие оставалось на острове еще долгие годы

Кто миротворец?

В истории Карибского кризиса разногласий не вызывает лишь вопрос, кто спровоцировал конфликт, едва не приведший к войне. Решение разместить на Кубе ядерное оружие принял в мае 1962 года лидер ЦК КПСС Никита Хрущев. Причем до того, как превратить Кубу в непотопляемый авианосец, в Москве рассматривали самые экзотические варианты размещения ядерного оружия поближе к потенциальному противнику.

Так, например, за год до установления дипломатических отношений с Гаваной - в мае 1959-го - на стол Хрущева легла совсекретная докладная записка о необходимости строительства в нейтральных водах вблизи берегов США искусственных островов. Помимо запланированного размещения госсимволов СССР, на них должны были быть построены стартовые площадки для ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Предполагалось, что 20-25 островов диаметром 100 метров кардинально повлияют на стратегический баланс сил в мире. Никите Сергеевичу идея приглянулась. Правда, начальник Генштаба маршал Василий Соколовский не оставил от "плана века" камня на камне.

В отличие от знания имени "поджигателя войны", кому принадлежат лавры миротоворца точно не известно. Свидетели событий и данные рассекреченных архивных материалов сходятся в одном: точкой отсчета урегулирования конфликта является день и вечер 26 октября 1962 года по вашингтонскому времени (в Москве было раннее утро)...

По версии, которой придерживаются американские, а теперь и российские исследователи, миротворцы сидели в Москве: мирные инициативы Кремля якобы были переданы американской стороне через резидента советской разведки в Вашингтоне Александра Феклисова.

Как утверждает разведчик, инициатива об условиях перемирия (СССР вывозит с Кубы ракеты под контролем ООН, США снимают блокаду и берут на себя обязательства не вторгаться на Кубу) исходила от американской стороны. Проект соглашения был получен им лично от влиятельного американского журналиста Джона Скали, приятеля президента США Джона Кеннеди.

- Александр Семенович, посол СССР в США Анатолий Добрынин обвиняет вас в том, что на самом деле вы не только мир не спасли, но даже не поспевали за развитием событий...

- А Добрынин ничего не прозевал? Пора бы уже знать, что я не имею отношения к инициативе по урегулированию кризиса. Эта заслуга полностью принадлежит президенту США. После подтверждения данных о том, что ракеты с ядерными боеголовками находятся на Кубе, кризис возник моментально. Что я мог прозевать? Кстати, когда я разговаривал с Андреем Громыко (тогдашний министр иностранных дел СССР. - "Итоги"), он у меня спрашивал: "Ну как, ругаетесь с Добрыниным?" Я ответил, что не ругаемся, просто не могу понять, почему посол не отправил 26 октября мою телеграмму с предложениями американцев. Громыко согласился со мной и сказал, что Добрыниным была совершена грубая ошибка.

- Бывший посол в США считает, что он не обязан был отправлять телеграмму от своего имени с информацией об американских условиях перемирия. Вы могли воспользоваться своими каналами.

- Это неверно. Посол является главой всех руководителей ведомств в стране (разведка, военный атташе и другие). Начальник разведки при назначении посла сообщает, что все важные телеграммы будут ему докладываться. В том случае Добрынин, советник-посланник Корниенко и советник Зенчук четыре часа изучали подготовленную мной телеграмму. Потом Добрынин сообщил мне неуверенным голосом, что он не может подписать телеграмму, потому что МИД не давал ему указания вести такие переговоры.

- Получив отказ Добрынина подписать телеграмму вы все же направили ее своему начальству в Москву?

- Да. Я не мог ждать, страны находились на грани войны.

- Некоторые исследователи утверждают, что план урегулирования конфликта был вам спущен из Москвы в качестве ориентировки на переговорах со Скали. Есть, мол, такой документ, который обсуждался на заседании Президиума ЦК КПСС.

- Это вранье.

- Но этим "враньем", например, академик Фурсенко поделился с коллегами на заседании Президиума РАН в 1999 году. По Фурсенко, план Кеннеди накануне вашей встречи со Скали уже обсуждался на заседании Президиума ЦК КПСС.

- И никто из членов Президиума РАН не протестовал во время заседания, слушая эту глупость?

- Судя по стенограмме, нет.

"Итоги" провели собственное расследование истории возникновения "академической" версии, поставившей Феклисова по крайней мере в двусмысленное положение. Мы попытались найти документ ЦК, повторяющий положения мирного плана Кеннеди. Но никаких следов в материалах Президиума ЦК КПСС за последнюю декаду октября 1962 года не обнаружили. На всякий случай посмотрели более поздние документы и нашли протокол заседания Президиума ЦК КПСС, на котором был одобрен "Проект декларации правительства СССР в Совбезе ООН", действительно поразительно созвучный плану Кеннеди. Скорее всего именно он и лег в основу версии Фурсенко. Только вот датирован документ не 26 октября, а 26 ноября 1962 года!

О "плане ЦК" мы расспросили посла СССР в Вашингтоне Анатолия Федоровича Добрынина.

- Анатолий Федорович, что вы можете сказать о плане урегулирования кризиса, якобы выработанном в Москве накануне встречи Феклисова со Скали? Будто бы детали этого плана были переданы разведчику для ориентировки...

- Такого документа я не видел. Как член ЦК я имел доступ к решениям Президиума, и когда был после кризиса в Москве, я просил в Общем отделе ЦК выписки по работе посольства. Да и не было такой практики, чтобы нас информировали в виде выписки из протокола заседания Политбюро. Никто вам не будет в шифропереписке писать о каких-то деталях плана.

- Какова, на ваш взгляд, роль Феклисова?

- На мой взгляд, здесь вся штука в том, что он как руководитель разведки прозевал все это дело - в отношении того, что и как делали американцы. Тот факт, что резидент никого из своего аппарата не послал, а сам пошел на встречу со Скали в ресторан на полпути между посольством и Белым домом, - это тоже показательно. Хоть что-нибудь надо было получить! Я его не осуждаю. В такой сложной обстановке, когда была реальная угроза военного столкновения, все средства хороши.

- Так был ли у одной из сторон заранее подготовленный план разрешения кризиса или все решала импровизация?

- Москва получает послание Кеннеди, которое звучало как ультиматум. Экстренно собирается Политбюро. Обсуждают, что делать. Обстановка была лихорадочная, заседания были почти непрерывными и многочасовыми, так как все передавалось через несколько рук, плюс шифровка, дешифровка. Мне трудно предположить, что в такой обстановке можно было выработать какой-то план. Все слишком быстро менялось.

- В ходе ваших переговоров с американцами поднимался ли ими вопрос о количестве и характеристике советских вооружений на Кубе?

- Такого рода переговоры вел Кузнецов (Василий Кузнецов - первый замминистра иностранных дел. - "Итоги") в Нью-Йорке. В моих разговорах с американцами эта тема не затрагивалась...

Ракетно-ядерный остаток

Василий Кузнецов до 40-летнего юбилея Карибского кризиса не дожил. Поэтому детали договоренностей о вывозе с Кубы советских ракет и ядерных боеголовок сегодня можно почерпнуть лишь в недавно рассекреченных архивных документах. И открытия здесь можно сделать самые неожиданные.

Например, инспекции ООН, которые согласно договоренностям между Москвой и Вашингтоном должны были подтвердить вывод вооружений, так и не состоялись. Фидель Кастро ни на какие уступки не пошел и принимать ооновских инспекторов наотрез отказался. Но ведь какая-то проверка должна была быть. Не поверил же Кеннеди Хрущеву на слово.

Инспекция действительно была, только весьма причудливая. Договорились, что вывозимые с Кубы ракеты расположат на палубах кораблей без маскировки. (На Кубу 25-метровые ракеты доставлялись в трюмах торговых кораблей, а на палубах - сельскохозяйственная техника). Американцы должны были визуально "инспектировать" образцы советского ВПК со своих эсминцев и производить фотосъемку с самолетов, пролетавших на максимально низкой высоте. Понятно, что результаты такой проверки были не более чем фикцией. Тем не менее 20 ноября президент Джон Кеннеди объявил: "Данные, которыми мы располагаем, Й указывают на то, что демонтаж всех ракетных сооружений, о существовании которых нам известно, закончен. Ракеты и дополнительное оборудование погружены на советские корабли. Инспекция этих отплывающих кораблей, произведенная нами в море, подтвердила, что все ракеты, число которых было указано советским правительством и которое точно соответствовало нашим собственным сведениям, с Кубы теперь удалены Й советское правительство сообщило, что с Кубы удалено также все термоядерное оружие". Президент США поторопился. Согласно советским документам вооружения вывозились с Кубы и после 20 ноября. Дело, впрочем, не в датах. В заявлении Кеннеди речь идет только о 42 ракетах средней дальности, которые, базируясь на Кубе, могли бы достать до Вашингтона и Нью-Йорка. Между тем ядерный арсенал, размещенный на Кубе, был куда больше.

Наиболее полный перечень ввезенных на остров ядерных боезарядов, согласно архивным данным, включает: 60 боеголовок для ракет средней дальности Р-12 и Р-14, 80 для тактических ракет, 12 для ракет ближнего радиуса действия "Луна", 6 авиабомб для Ил-28 и даже 4 ядерные мины. Американцам пришлось удовлетвориться подтверждением факта вывоза ракет Р-12 и Р-14 и боеголовок к ним. Относительно тактических носителей, в радиус действия которых попадал американский флот, базировавшийся у берегов Кубы, и даже побережье Флориды, никакой информации Вашингтону предоставлено не было. Примечательно, что Кеннеди имеет в виду вывоз всего ядерного оружия. Это почти мегатонные боеголовки к ракетам средней дальности. А, к примеру, на тактических ракетах "Луна" стояли "обычные" атомные двадцатикилотонные боеголовки. Насчет того, что и они были 40 лет назад эвакуированы с Кубы, существуют серьезные сомнения. Визуально проинспектировать вывоз тактических ракет и самих боеголовок у американцев не было никакой возможности. Они в отличие от 25-метровых ракет средней дальности на палубах не лежали. А анализ противоречивых документов, фиксировавших количество судов, заставляет усомниться, что с Кубы в то время было эвакуировано все ядерное оружие. Число советских кораблей, доставлявших оружие на Кубу и вывозивших его, с трудом поддается учету.

Есть свидетельства, что ядерные боезаряды доставлялись на двух судах: первое - "Индигирка" - прибыло на Кубу 4 октября, второе - "Александровск" - 25 октября. Морская блокада Кубы, действовавшая с 23 октября, доставке груза не помешала - американцы так и не решились останавливать советские суда. Кроме того, в книге сына Никиты Хрущева Сергея упоминается третье судно - "Лена", пришедшее на Кубу в десятых числах октября. Между тем ядерные вооружения, доставленные первыми двумя кораблями, якобы были 1 декабря вывезены на одном сухогрузе "Архангельск" (примерно того же тоннажа, что и "Индигирка"). О том же, что домой вернулся груз, доставленный "Леной", вообще никаких сведений нетЙ Самое примечательное, что в СССР вовсе не скрывали, что часть вооружений, возможно, осталась на Кубе после официально объявленного окончания кризиса. Ведь 26 ноября 1962 года Москва взяла на себя четкие обязательства "вывезти с Кубы при соответствующей проверке ракетное оружиеЙ а именно баллистические снаряды средней дальности действия с ядерными зарядами и бомбардировщики Ил-28". Сомнений в исполнении этого обещания ни у кого вроде бы нет. Американцы брали на себя ответное обязательство вывезти ракеты средней дальности из Турции, что и было сделано в апреле 1963 года. О тактическом же ядерном оружии, которое рассматривалось как оборонительное, речь попросту не шла. Если вычесть из доставленного к 25 октября советского ядерного потенциала на Кубе оружие по вышеупомянутому обязательству СССР, то окажется, что тактические ракеты, судя по всему, Кастро оставил у себя в качестве гарантии неповторения американского вторжения. Но документы об их дальнейшей судьбе, очевидно, будут еще долго находиться под грифом "секретно"...

Денис Бабиченко

www.itogi.ru

22.10.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован