В основе российско-американских или американо-российских отношений, безусловно, лежит целый комплекс различных факторов. Это, прежде всего, и внутриамериканские экономические, и внешнеполитические факторы.
Однако говорить о том, что США и Россия являются конкурентами или партнерами, полагаю, что не только не стоит, это на самом деле не так. Мы не конкуренты и не партнеры по определению, т.к., во-первых, сравнение экономической мощи Штатов не идет ни в какое сравнение с экономическим потенциалом России, а, во-вторых, в военном плане мы далеко не партнеры, а скорее, противники.
Да, наш ядерный потенциал сравним с американским, это правда, но в военной сфере мы никогда не были партнерами и не будем в обозримом будущем.
Противостояние США и России, это большая и, прежде всего, системная проблема Штатов. Так, нынешний глава Пентагона Эштон Картер как-то назвал Россию «экзистенциальной угрозой» для США, а до этого глава Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд охарактеризовал Россию как «угрозу номер один».
Скорее всего, так оно и есть. Россия для США – «угроза номер один».
Но есть ли возможность в ближайшее время наладить отношения США с Россией?
Полагаю, что американцам это не нужно, ни сейчас, ни в в ближайшее время. В настоящее время конфронтация с Россией американцам, с одной стороны, обходится сравнительно недорого, а, с другой стороны, позволяет держать под контролем слабеющую Европу.
Но раз это стоит не дорого, то у американцев естественно может возникнуть соблазн задавить Россию или прогнуть ее под себя?
Наверное, мысли такие американскую элиту посещают, но это им не удастся сделать по нескольким причинам. Во-первых, сейчас же не 90 годы прошлого века, когда Россия ходила по миру с протянутой рукой. Мы окрепли, перевооружили свои вооруженные силы, в стране растет патриотизм даже среди элит.
Но здесь есть другая опасность и она, кстати, лежит не на американском континенте, а в России, скорее, в российской элите. Наша элита проявляет жесткое желание на конфронтацию с американцами, в российском обществе просто обществе нагнетается антиамериканизм.
Есть ли в этом смысл?
Не думаю, внешний враг нужен российской элите лишь для того, чтобы при наличии внешнего врага оправдать нежелание проводить внутренние реформы.
Однако внешнее противостояние с Россией американской политической элите, впрочем также как и европейской тоже выгодно, Эта конфронтация нужна и тем, и другим для решения своих внутренних проблем. У американской элиты, как и у российской, есть сегодня потребность во внешнем враге. Для европейской элиты, это имеет важное значение с точки зрения объединения Европы перед угрозой, которую представляет Россия.
Однако ни американцы, ни европейцы, ни российская элита не смогут решить свои внутренние проблемы за счет конфликта, вот, что главное.
Есть предположение, что Соединенные Штаты потерпели в последние годы ряд крупных политических поражений. К их числу относят, прежде всего, внешнеполитические провалы в Ираке и Афганистане и потерю сфер влияния в странах Центральной Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Но так ли это?
В определенной степени это так, но только на первый взгляд. В Ираке и в Афганистане позиции Штатов еще достаточно сильны. Они не только контролируют политическую элиту, но и определяют внешнеполитический и экономический вектор этих стран, финансово подкармливая местных правителей и активно спонсируя конфликтующие стороны, талибов в Афганистане или курдов на севере Ирака. Общеизвестна роль американских эмиссаров в поддержании боевиков «Исламского государства» в Ираке, Сирии и Ливии.
Что касается стран Центральной Азии, то здесь американский фактор остается значимым, несмотря на определенные потери, например, аэродрома Манас и военной базы в Киргизии. В странах Латинской Америки США сейчас значительно укрепили свои позиции, прежде всего, в Аргентине, где на президентское место Кристины Киршнер пришел к власти Маурисио Макри, абсолютно проамериканский политик. Пошатнулась позиция и президента Николаса Мадуро в Венесуэле и опять же не без помощи американцев, в парламент страны прошли в основном оппозиционеры, поддерживаемые и финансируемые США.
Сейчас американцы решили наказать Россию, вводя санкции и проводя явно антироссийскую политику как на Западе, так и на Востоке.
В США в следующем году президентские выборы. Новая администрация будет придерживаться этой же стратегии?
Полагаю, что кто бы не сел в кресло президента США, его действия будут носит антироссийский характер. Просто так устроен американский истеблишмент. Президент США человек подневольный и без разницы, кто он республиканец или демократ…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Международная панорама» 28.12.2015 года.