Кто придумал Снегурочку.

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) новогодняя Троица – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. Хотя чаще всего в новогодние дни мы встречаем все-таки Деда Мороза и Снегурочку. С Дедом Морозом я разобрался в своей предыдущей публикации. «Кто придумал Деда Мороза». А откуда взялась снежная внучка?  Существует официальная версия возникновения этого персонажа. Первоначально этот образ возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако, существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома – не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка.

Существовал такой весенне-летний обряд «Похороны Костромы», связанный с прощанием с весной и окончанием Русалочьей недели. Ведь недаром Снегурочка состоит, все-таки, из воды.
Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит её с образом Снегурочки.

Жители Костромы утверждают, что Кострома четырежды родина Снегурочки:
– первое рождение – возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу;
– второе рождение Снегурочки – в весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской земле;
– третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы.
– четвёртое – воплощение образа в живом человеке, играющем роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

В Костроме у Снегурочки тоже есть и терем, и гостиная, где она радушно принимает и развлекает своих гостей любого возраста.

Однако существует и мнение, что Кострома никак не связана со Снегурочкой. Особенно название города или реки. И это название означает, что река Кострома является восточным притоком (Ка) и ее устье (сты) находиться на  Волге (Ра), и в зимнее время использовалось в качестве дороги (ма).

(см. «Об этимологии угро-финских этнонимов»)

Однако сами жители Костромы связывают название своего города с языческой богиней Марой-Костромой.  

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.
Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома — не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома...) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы).

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов, иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. 

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

Снегурочка – литературный персонаж

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Славянской Богиней Снегурочку сделал под влиянием исследований А.Н. Афанасьева в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах. Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и даёт возможность отдохнуть от своих проблем.

Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Вот такая она – официальная история снежной внучки –Снегурочки.

Но я полагаю, что у этого персонажа существуют более глубокие исторические корни.

Начнем со Снеговика.  На Руси во времена язычества существовали идолы, материальные изображения племенных богов из дерева или камня. Их назначение сводилась к исполнению роли оберегов от злых сил  и напастей. А Снеговик исполнял роль идола Деда Мороза на протяжении всей зимы. Такова была традиция. Правда моя бабка утверждала, что Снеговики с палками вместо рук ползимы «отгоняли» от зимних загонов со скотом волков. А когда под весну Снеговиков засыпало, то волки заглядывали в окна домов по сугробам, которые надувало под подоконники домов.

И Снегурочек тоже иногда лепили из снега.

Во-первых, одинокие дед и баба  с пожеланием появления внуков в их семье совершали магический обряд – лепили из снега тотемический образ, пожелание появление внучки. Этот образ должен был быть освящен магическим ритуалом оживления в канун Рождества магическим персонажем Дедом Морозом- Мараузом, мужем Мары. Что и совершалось ежегодно на Руси.

Во-вторых, роль Деда Мороза, как правило, исполнял языческий жрец, самый уважаемый глава Рода или селения. И святочные гуляния на Руси с Дедом Морозом сопровождались обрядом  сватовства, когда бедных сиротиночек община во главе с ее жрецом старалась пристроить  в зажиточный дом в качестве невесты. И кто бы посмел отказать в этом самому Деду Морозу. И на роль Снегурочек в этом обряде даже существовала очередь. Про этот обряд забыли, но традиция сопровождения Деда Мороза Снегурочкой осталась. И некоторые исполнительницы роли Снегурочек и в наше время обращали внимание на то, что их удачные браки в следующем году каким-то чудесным образом были связаны с магическим влиянием Деда Мороза в новогодние праздники. И сами Снегурочки оказались весьма полезны в качестве сопровождающего лица страшного Деда Марауза, успокаивая детей добром и лаской, и сдерживая нрав своего покровителя в различных злоупотреблениях. И очень жаль, что с нынешнего года украинские Снегурочки остались без этого полезного обряда. Святому Николаю, как и Санта Клаусу Снегурочки по штату не положены.   

         В.А. Лекомцев.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован