Факт остается фактом: сегодня в 98 процентах общеобразовательных учреждений юга области созданы управляющие советы. Но до сих пор большинство людей не может понять, в чем суть нововведения? Чем, к примеру, управляющий совет отличается от привычного попечительского или совета школы, которые тоже являются органами государственно-общественного управления образованием.
Управляющий совет - это орган прямого общественного участия в управлении школой, и прежде всего стратегического управления. В его составе - не только педагоги, представители структур детского самоуправления, родители, но и работодатели, представители бизнес-сообщества... Ведь без взаимодействия власти и широких слоев общественности, подчеркивал губернатор области Владимир Якушев, невозможно достичь эффективной работы учебных заведений, высокого качества обучения.
Введение управляющих советов, по большому счету, способно воплотить в жизнь важнейший, демографический, принцип политики государства в сфере образования. И стать одним из важнейших условий существования современной отечественной образовательной системы.
Второй год шагает по стране приоритетный национальный проект "Образование", цель которого не только финансово поддержать школы, учителей и учеников, но также и стимулировать становление гражданских институтов как социальных партнеров образовательных учреждений. Сегодня организация в учебном заведении органа государственно-общественного управления - один из критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения государственной поддержки в рамках ПНПО.
Но еще за два года до старта национального проекта Тюменский областной государственный институт развития регионального образования выиграл грант Национального фонда подготовки кадров и приступил к осуществлению проекта "Общественная ответственность за образование".
- Чтобы обучать других, - сказала ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат, - нам самим требовалось четко представлять, какая модель участия гражданского общества в управлении образованием должна существовать на той или иной территории. В городе проще: есть большая школа - есть и управляющий совет при ней. Но каким должен быть общественный совет учебного заведения в глубинке, в сельском районе, где существуют базовая и маленькие школки?
Поэтому сотрудниками института была разработана вся нормативно-правовая основа государственно-общественного управления образованием, изучен опыт конкретных школ городов и районов региона по созданию управляющих советов, который в качестве методических рекомендаций был предложен как руководство к действию другим общеобразовательным учреждениям.
Подчеркнем: в этой, прямо скажем, пионерской работе, ее исполнителям помогло распоряжение правительства области, касающееся данной проблемы, изданное в сентябре 2005 года, после которого процесс пошел широко. Кстати, в том же 2005-м, а потом и в 2006 году от руководства Тюменской области ТОГИРРО получил заказ на учебу работников местных органов управления. С помощью областных департаментов удалось обучить около двух тысяч муниципальных служащих. В программу была включена тема государственно-общественного управления образованием, и ответственные работники муниципалитетов получили представление о новой структуре, чем она должна заниматься. По всему, это был правильный и своевременный управленческий шаг, благодаря которому Тюменская область имеет сегодня такой охват школ (98 процентов!) новыми органами государственно-общественного управления.
Уже сейчас можно говорить об образовательных учреждениях (школа No70, гимназии No16, 17 и 49 Тюмени, школы No4 и No7 Тобольска, школа No7 Ишима, Слободобешкильская средняя школа Исетского района и многие другие), где все важнейшие вопросы школьной жизни рассматриваются коллегиально, совместно с управляющими советами. Что включить в содержание школьного компонента? Преподавать ли по воскресеньям курсы православной культуры, вносить ли изменения в расписание уроков? Выбор школьной формы, определение платных образовательных услуг, которые могут оказывать школы, их стоимость - эти темы тоже в компетенции управляющих советов.
- Важно, - подчеркнула заведующая информационно-методическим центром комитета по образованию администрации Тобольска Раиса Ракетская, - что теперь родители получили возможность участвовать в оценке и программ, и всех направлений инновационной деятельности учебного заведения, в выборе учебно-методических комплексов для начальной школы, доступных первоклашкам и не вредящих их здоровью. Общественная экспертиза - не дань моде, а то необходимое нововведение, которое поможет школе верно сориентироваться, быть конкурентоспособной. И вырваться из прежней, замкнутой на себя, закрытой системы.
Подчеркнем, что управляющий совет не вправе вмешиваться в профессиональные вопросы преподавательской деятельности и оценивать уровень учителей. Это прерогатива руководителя школы. Но члены совета могут и должны участвовать в совместном обсуждении программы развития образовательного учреждения и даже в распределении премиального фонда, предусмотренного новой системой оплаты труда педагогов. Сегодня решение, за что и какие премиальные получит учитель из стимулирующей (30 процентов) части оплаты труда, принимает директор образовательного учреждения совместно с его управляющим советом. Такова принципиальная позиция.
- Сегодня роль общества в управлении школой гораздо шире, - резюмировала Ольга Ройтблат. - И если директор учебного заведения понимает и не боится поделиться своей так называемой властью, то управляющий совет - главный его советник и помощник в работе. Подобное прозрение, возможно, произойдет не сразу. Да и не может все случиться мгновенно и так, как мы представляем в идеале. Но жизнь бесспорно будет вносить свои коррективы в процесс, набирающий обороты.
"В процессе модернизации предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения) и их взаимодействия. Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании". (Из Концепции модернизации российского образования до 2010 года).
Елена Елкина
газета "Тюменские известия" No203
03.11.07
http://pnp.admtyumen.ru/smi/031107_pnpob