27 октября 2004
942

Куда плывут сормовские корабелы?

Только с четырнадцатой попытки крупнейшему акционеру знаменитого судостроительного завода "Красное Сормово" удалось добиться изменения устава общества и получить в Совете директоров не два, а четыре места. Закончилась длительная борьба генерального директора предприятия и обладателя самого крупного пакета акций.

Этому предшествовала встреча всех заинтересованных сторон в кабинете вице-премьера Правительства Ильи Клебанова.
Именно там обладателям государственного пакета акций (а это 33,8 процента) было настоятельно рекомендовано голосовать за приведение устава АО "Красное Сормово" в соответствие с действующим законодательством. Дело в том, что после акционирования предприятия на "Красном Сормове" Совет директоров формировали в соответствии со специальным решением Правительства, которое предусматривало назначение четырех директоров из девяти.
И только пятерых акционеры избирали по своей воле.
Тринадцать раз за три последних года обладатель крупнейшего пакета акций (свыше 40 процентов) Каха Бендукидзе инициировал внеочередные собрания, пытаясь добиться изменения такого положения и увеличить число своих ставленников в Совете директоров. Но каждый раз руководители завода и представители государства голосовали против. Дошло до того, что в марте нынешнего года К. Бендукидзе пообещал заводу 20 миллионов долларов за два дополнительных кресла в Совете директоров. Не помогло.
Теперь изменен и устав акционерного общества, и состав Совета директоров, на первом организационном заседании которого председателем избран Валерий Павлович Королев - заместитель генерального директора Российского агентства по судостроению.
Вообще-то прекращение трехлетней борьбы гендиректора и коллектива завода против притязаний олигарха на два дополнительных кресла в Совете директоров оказалось неожиданным даже для тех, кто был прекрасно осведомлен о раскладе сил и расстановке ключевых фигур.
Казалось бы, с назначением Сергея Кириенко полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе и Сергея Обозова главным федеральным инспектором по Нижегородской области позиции гендиректора Николая Жаркова резко усилились. Ведь и С. Кириенко, и С. Обозов начинали трудовые биографии именно как сормовские корабелы. Могли ли они забыть "ту заводскую проходную, что в люди вывела" их обоих?
И вот усиленная такими мощными фигурами команда Жаркова проигрывает последний, четырнадцатый бой. Точнее, не проигрывает, а заключает перемирие. Надолго ли? И что, собственно, изменилось на заводе через месяц после собрания? С этими вопросами корреспондент "Российской газеты" обратился к Николаю Жаркову.

- Все пока без изменений. Возможно, они произойдут после декабрьского собрания, - говорит генеральный директор. - А вообще-то Бендукидзе появился у нас три года назад с предложением - создать холдинг на базе "Уралмаша" и "Красного Сормова". Мы отвергли это предложение, потому что "Уралмаш" тогда не платил зарплату, а мы уже на ногах стояли. Какой смысл был объединяться? Сейчас "Уралмаш" вроде на ноги встал. Средняя зарплата там такая же, как и у нас, - 2 тысячи рублей. У нас такая же без премии, а с ней - 3100. Поэтому сейчас вопрос об управлении нашими финансовыми потоками, о чем не раз заявлял Бендукидзе, наверняка снова встанет. Однако надо принять все меры, чтобы не пострадал завод. Мы, нижегородцы, хорошо помним, к чему привело управление финансами дзержинских предприятий московской фирмой "Русхим". Прекрасные заводы легли и до сих пор не могут подняться.

- Николай Сергеевич, естественно, всех интересует, как сейчас живет завод?

- Прекрасно. Нынешний год мы очень хорошо завершаем. Рост объемов производства составит около 10 процентов к прошлому году. Завтра подписываем акт сдачи последнего, восьмого по счету корабля. Всего мы построили два танкера, два сухогрузных теплохода и переоборудовали четыре нефтеналивные баржи. Работали, конечно, день и ночь. Особенно монтажники, корпусники, сборщики, сварщики. Иногда утренняя смена растягивалась до десяти вечера. В субботние и выходные дни работали.

- Почти как в былые времена.

- Да, работали здорово. Поэтому на берегу, там, где проводили швартовые испытания, где достройка шла, основные специалисты зарабатывали по 4-5 тысяч рублей в месяц. Это деньги нормальные, поэтому никого не приходилось принуждать работать. С апреля у нас пущен завод стиральных машин, который стоял три года. Пока выпускаем по тысяче стиральных машин в месяц - таков спрос. Ежемесячно изготавливаем 200 отопительных котлов для коттеджей, дач, частного сектора. Поставляем дробилки, концентраторы, сепараторы и крупяные мельницы для села. Все это та продукция, которую мы и раньше делали. По межзаводской кооперации достаточно много поставляем поковок, штамповки и отливок. У нас есть и стальное, и цветное литье. И литейка приносит солидную прибыль. Все это обеспечило хорошую загрузку людей.

- А есть ли заказы на будущий год?

- В будущем году мы должны построить еще восемь кораблей, но объем работ предстоит выполнить гораздо больший, потому что все заделы мы "съели". Придется работать еще напряженнее. Кроме того, нам дает заказ "Уралмаш". Раньше он по заявкам нефтяников изготавливал одну-две буровые установки в год. А сейчас спрос на них резко возрос. Старые, видимо, износились, а новых все эти десять лет почти никто не заказывал... Так вот, сейчас "Уралмашу" заказали 10 установок. А у них, так же, как и на многих других заводах, станочников, корпусников не стало. Объемы упали - люди разбежались.
Для буровых установок мы будем делать так называемые циркуляционные системы, которые обеспечивают охлаждение бура на глубине до 4 тысяч метров. На такую глубину мы должны подать охлаждающую смесь, потом отсосать ее, опять туда подать водички. Сложная, но и интересная работа. Мы 10 штук таких систем делали еще в 1993 году, поэтому у нас нет вопросов.

- В связи с ростом объемов вы не увеличиваете численность рабочих?

- Ведем постоянный прием. Но берем не всех. Принимаем станочников, сварщиков, резчиков, рубщиков, слесарей-монтажников, электриков. В этом году коллектив вырос на 150 человек. Но даже при такой зарплате (а мы считаем ее очень неплохой) большого потока желающих нет. Мы не можем сейчас полностью укомплектовать свои потребности в квалифицированных кадрах, несмотря на то, что даем объявления везде, где можно.

- А в более отдаленное будущее вы заглядываете, Николай Сергеевич? Хотя бы на два-три года вперед...

- Сейчас можно уже определенно сказать, что портфель 2002 года у нас забит заказами под завязку. А портфель 2001 года уже скомплектован. Подход такой: брать все, что представляет хоть какой-то интерес с точки зрения прибыли. Конечно, нет крупных заказов. Таких, скажем, как построить 10-15 сухогрузов. Таких серий нет. Поэтому об объемах 2003 года я ничего сказать не могу, хотя, не сомневаюсь, работа у нас будет.

- Военные заказчики пробудились от спячки? Хотя бы после гибели "Курска"?

- Понимаете, что произошло. Последний титановый "Бестер" мы сделали в 1997 году. Сдавали очень просто. Дизельная подводная лодка легла на дно Черного моря, наш глубоководный аппарат нашел ее (там никаких подводных течений нет), присосался, три человека из команды подлодки перешли в "Бестер", комиссия зафиксировала факт. И все. Как выяснилось, они за эти годы ни одного учения не провели ни с одной подводной лодкой. На "Бестере" стоит пять двигателей. И надо вовремя включить тот или другой, чтобы точно маневрировать. Нужен опыт, навык. Кроме того, и аккумуляторные батареи оказались старые. Хотя "Бестер" стоит в 50-процентной готовности. Для него надо покупать оборудование: манипуляторное устройство, пять двигателей, аккумуляторную батарею. А потом там, как на маленькой подлодке, есть свои системы локации, навигации, связи. И на все нужны деньги, а их нет.
Недавно я был на приеме у главкома ВМФ В. Куроедова, просил открыть заказ хотя бы на одну дизельную подводную лодку. Потому что не хочется терять квалификацию. Ну что такое сухогрузы-танкеры? Это работа третьего разряда. А подлодка - уже пятый-шестой разряды. Ведь когда мы работаем на продукции, не требующей большого мастерства, происходит утеря прежних навыков. К сожалению, получить заказ от ВМФ не удалось.

- Но вы верите, оно придет?

- Конечно. Россия без подводного флота не будет.

www.rg.ru

27.10.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован