Как известно, лето в культурной сфере - это как затяжной прыжок. С одной стороны, у работников музеев, по логике, должно появляться больше работы: вроде как время-то туристическое, а вот у библиотек - застой, особенно учитывая, что практически все студенты покинули пределы Сибирских Афин сразу же после последнего сессионного испытания. Театры, как правило, летом сезон закрывают, директоры кинотеатров тоже на особый наплыв публики не надеются. А потому лето для некоторых областей культурной сферы - еще и время гастролей (вот эту-то деятельность застойной никак не назовешь).
Томские коллективы (театральные, музейные и разнообразные творческие), к примеру, по области гастролируют, да и студенты вместе с преподавателями из музыкального училища и колледжа культуры тоже совсем не прочь пробороздить просторы родного региона. Даже известное лишь с недавних пор творческое объединение "Чеховские пятницы" (те самые барды, что у памятника Чехову собираются и поют свои странные песни о быте, веревках, скалах, любви и несостоявшейся жизни) в этом году присоединилось к числу гастролеров. В общем, районам "засохнуть" в жару не дадут. Да и, как показал опыт первых концертов этого лета, прошедших в Кожевниковском и Кривошеинском районах, людям действительно интересна такая "выездная" культура.
Самый страшный суд. Для актеров и режиссеров - суд зрителей, конечно, какой же еще? Вот в Томском ТЮЗе в конце июня состоялась премьера нового спектакля по пьесе Олега Багаева "Страшный суп". Само по себе событие беспрецедентное: летом - и театральная премьера. Зрители, весь день изнывавшие от жары, с радостью рассаживаются в кресла в относительно прохладном зале, и вот, действие начинается... и повторяется, и повторяется, и повторяется. Вкратце фабула сего произведения напоминает американский фильм "День сурка", где герой "застревает" в одном дне и нет никакой надежды на то, что он из одних и тех же фраз, поступков и погодных условий выберется.
Примерно то же самое предлагается увидеть и в ТЮЗе. То же, но не совсем. Во-первых, действие постоянно связано с философскими (превращающими "супчик" в "страшный суп") и не очень выступлениями господина Некто (как впоследствии выясняется, архангела Гавриила и вестника иных цивилизаций в одном флаконе), а во-вторых, "застревают" все герои даже не в дне, а банально в одном часе, и кроме того, оказывается, что "застряли" вообще все жители планеты. Страшное дело и страшный суд. Последнее - по реакции зрителей, поскольку далеко не все выдержали, простите за неверное употребление литературоведческих терминов, "кольцевую композицию", немного нудновато представленную актерами. А в общем и целом - и такое видение жизни тоже имеет право на существование, хотя блестящей премьеру тоже не назовешь. С другой стороны, провалы в постановках - вещь закономерная, опять же все по той же повторяющейся линии жизни. А значит, впереди у Томского ТЮЗа - новые феерические постановки, в конце концов - кто ищет, тот всегда найдет.
Перерассчитывая на лучшее. А тем временем в Госдуме Томской области работникам культурной сферы был подготовлен вполне материальный подарок. Это субвенции местным бюджетам районов для стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений культуры и искусства. Данный проект разработали в комитете по труду и социальной политике, возглавляемом Владимиром Резниковым. Закон, принятый на последнем собрании областного парламента, будет действовать до конца 2006 года с момента официального опубликования. Ну а в случаях "нецелевого" использования или неиспользования выделенных средств органами местного самоуправления до 25 декабря 2006 года субвенции подлежат возврату в бюджет области. По районам они распределены пропорционально численности работников культуры и с учетом разницы повышающего коэффициента (расчет такой: районный коэффициент + северная надбавка + надбавка за работу в сельской местности).
Лидия Ильина, по-прежнему и.о. начальника департамента по культуре, на заседании Думы, напомнила депутатам, что вопрос о социальной защищенности работников культуры не поднимался довольно длительное время. В результате предложенный проект особых прений не вызвал (что, в общем-то, было и во время его подготовки комитетом). Да и кому в нашей стране неизвестно, что именно работники "бюджетной культуры" получают одну из самых низких заработных плат, в Томской области лишь "подползающую" к отметке четыре тысячи рублей, и то лишь в самом оптимистичном случае. Совершенно понятно, почему учреждения культуры страдают от нехватки "молодой крови" и постоянного урезания штатных единиц, особенно актуального для сельской местности. В свете всего этого культурной революцией в нашем государстве вполне можно было бы назвать всеобщее увеличение заработной платы работникам этой сферы до общечеловеческого уровня.
По итогам Дней Москвы в Томской области
Дни Москвы прошли ведь не только в Томске, и не только новостью о масштабной застройке Московского тракта, курируемой из столицы, были примечательны. Для районов это "мероприятие" оказалось весьма полезным в сфере культуры. Так, Асиновская центральная и Новокусковская библиотеки получили в дар от москвичей тысячу художественных и исторических книг, а также справочников. Столицу на торжественном вручении представляла Анна Попова, заместитель председателя комитета по культуре правительства Москвы, и Светлана Просекова, директор библиотеки им. Некрасова. В Кожевникове же состоялся концерт с участием Льва Лещенко, Надежды Кадышевой и ансамбля "Золотое кольцо", Елены и Бориса Мирошниченко.
12.07.2006
mediacratia.ru