02 сентября 2011
8570

Кузьминов: Новая социальная политика и развитие инфраструктуры должны стать главными инструментами роста


Экспертные группы по обновлению `Стратегии-2020` представили в Правительство промежуточные итоги своей работы. Один из руководителей экспертной работы, ректор Национального исследовательского университета `Высшая школа экономики` Ярослав Кузьминов рассказал РИА `Новости` о ряде предложений, содержащихся в докладе.

Основа экономического роста России в 2012-20 гг. должна быть сформирована за счет повышения конкурентоспособности человеческого капитала. Таким образом, задача экономического развития в наступившем десятилетии впервые смыкается с задачей социального развития. Новая социальная политика должна быть не альтернативой развитию экономики, а главным инструментом ее роста.

Это не означает, что другие факторы роста исчезают. Основой благосостояния России все будущее десятилетие будут оставаться доходы от экспорта углеводородов, металлургической и химической промышленности. Но даже при благоприятной конъюнктуре за их счет можно только удерживать достигнутый уровень экономики, рост за счет этого фактора не превысит 1-1,5% ВВП в год.

Сохраняет актуальность и фактор совершенствования экономических институтов: защищенность прав собственности, отказ от избыточного регулирования в большинстве отраслей, снижение налогового и коррупционного давления на предпринимателей. Кузьминов напомнил, что институциональные реформы – это недовыполненная `повестка дня` прошедшего десятилетия. `Практически все они были частью так называемой `программы Грефа`. И в докладе экспертных групп мы снова возвращаемся к этой повестке`, - сказал ректор.

Однако в наступившем десятилетии добавляются новые для России факторы роста. Это реализация человеческого потенциала страны и инфраструктура экономической активности (от нормальных дорог до подключения к информационным сетям).

Накопить человеческий капитал

Фактор человеческого капитала имеет несколько составляющих.

Первое – это креативная экономика, отрасли, построенные на творческом труде. Вклад `креативных отраслей` в экономику развитых стран составляет, по разным методикам расчета, от 25 до 35%, а в России по самым оптимистичным оценкам не превышает 13%.

Успешное формирование креативного класса – задача системы образования, где далеко не все благополучно. Вузы, куда идут больше 80% выпускников школ, не ведут исследования и опытные разработки и, как следствие, выпускают мало инноваторов. Две трети студентов-очников на 3 курсе работают практически полный рабочий день, формально относясь к занятиям. Экспертные группы уже предложили Правительству увеличить бюджетные расходы на образование с 4 до 5% ВВП к 2015 г., значительно увеличив заработную плату преподавателей и стипендии студентам.

Инфографика: формирование креативного класса

Второе - организация рынка квалифицированного труда. Рынок труда в России все еще не имеет `сигналов качества` в виде членства в профессиональных ассоциациях и профессиональных экзаменов. Сегодня профессиональный инженер, работающий на малоизвестном предприятии в глубинке, не только получает на порядок меньше своего коллеги в `Газпроме`, но и не имеет практически никаких шансов заявить о себе на рынке труда. Премьер Путин уже сделал формирование профессиональных ассоциаций одним из трех направлений работы своего Агенства стратегических инициатив. Ассоциации будут проводить профессиональные экзамены, результаты которых станут важным `сигналом` для специалиста на рынке труда. И работодателям станет значительно легче определить, что умеет претендент на рабочее место и сколько он стоит.

Третье – это увеличение продолжительности экономически активной жизни людей. В России – колоссальный потенциал роста в этой области. Смертность в работоспособном возрасте у нас сейчас в 3-4 раза выше, чем в развитых странах, и в 2 – чем в странах Восточной Европы. Конечно, Россия серьезно отстает от развитых стран по расходам на здравоохранение. Дефицит бюджета медучреждений – порядка 3,5% ВВП в год (фактически мы финансируем только половину необходимых расходов). Сразу такие деньги взять неоткуда. Эксперты, говорит Кузьминов, предлагают асимметричный ответ – несколько сотен миллиардов рублей в год, направленные в сферу массового спорта, туризма, на борьбу с курением и алкоголизмом дадут эффект, сопоставимый с дополнительным триллионом рублей `на медицину`.

Четвертое – это прекращение воспроизводства бедности от поколения к поколению, исключение фактической бедности работающих и семей с несколькими детьми. Тех 3% ВВП, которые наша страна тратит на социальную политику, достаточно для полной ликвидации бедности, утверждают эксперты. Рецепт простой – прекратить выплату  социальных пособий на основе формальных статусов людям, которые по своим доходам не должны претендовать на `деньги для бедных`. Неэффективность социальной политики, заявил Кузьминов, это в огромной степени проблема общественной морали. Правительство не может переступить через общественные настроения. Между тем, большинство россиян настаивает на сохранении `статусных выплат`.

Пенсия для среднего класса

Среди предложений экспертных групп по обновлению `Стратегии-2020` – обновление пенсионной системы. Эксперты считают возможным лишь медленное и постепенное повышение пенсионного возраста – и только до 63 лет для мужчин и для женщин. Оно не должно затрагивать тех граждан, кому сейчас близко к 50-ти. `Пенсионный возраст будет повышаться плавно по три месяца в год для мужчин и по шесть месяцев в год для женщин`, – заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Повышение начнется с 2015 года и продлится до 2030 года.

При этом, по словам Кузьминова, ставки страховых взносов необходимо снижать до 20–22%. `Компенсируя понижение, мы предлагаем увеличить порог применения ставки страховых взносов до 60 000 рублей в месяц. Тем самым солидарная система пенсионного страхования будет распространена по крайней мере на нижнюю часть среднего класса. Пенсионное обеспечение к концу 2020 года будет достаточным для обеспечения уровня доходов нижней группы среднего класса`, – добавил ректор НИУ ВШЭ.

Но магистральный путь, которого Россия не может избежать, – это развитие системы частных пенсионных накоплений граждан. Только это позволит стране получить собственные `длинные деньги`, которые сегодня приходится брать из квазибюджетных источников (ВЭБ, ВТБ) или с зарубежного рынка капиталов. Для развития инфраструктуры персональных пенсионных накоплений необходимы гарантии государства путем введения системы требований к прозрачности накопительных выплат. `Граждане должны получать совершенно понятную информацию об инвестиционных стратегиях и результатах деятельности как негосударственных пенсионных фондов, так и ВЭБа`, – отметил Кузьминов. В частности, эксперты сходятся во мнении о необходимости законодательного оформления данного предложения.

По заявлению Кузьминова, часть экспертов `Стратегии-2020` предлагает уже через несколько лет переходить к государственному субсидированию добровольных пенсионных накоплений с целью повышения их доходности и устойчивости. `В результате снижения нагрузки на бюджет от софинансирования солидарной пенсионной системы мы получим источники для этого`, – добавил он.

`Ничего страшного в том, что граждане увидят, что у них есть разные интересы и что эти интересы надо согласовывать`

Самым `дорогим` предложением экспертных групп является дофинансирование создания транспортной инфраструктуры. Как считает Ярослав Кузьминов, в ближайшие 10 лет транспортная инфраструктура не будет являться привлекательной для частного инвестирования. Следовательно, нужно увеличить приблизительно в 2,5, а возможно, в 3 раза объем средств бюджета разных уровней, которые направляются на финансирование транспортной инфраструктуры, финансирование дорог.

Основной смысл `транспортного приоритета`, по Кузьминову, - расширение так называемого агломерационного радиуса крупных городов с нынешних 15-20 км до 50-60 км (в западных странах этот радиус доходит до 120 км). Сеть дорог вокруг городов позволяет вовлечь в хозяйственный оборот на порядок больше участков, что снизит цену земли, а с учетом ликвидации дефицита – и цену строительства за счет сжимания `административной ренты`. Эксперты оценивают потенциал этой меры в 1-2% прироста ВВП в год.

На сегодняшний момент финансирование дорог составляет около 1% ВВП, что является недостаточным для нормального экономического развития. `Мы предлагаем увеличить [финансирование] на 700 млрд рублей в год, а к концу периода – на 1 трлн рублей в год. Это будет эквивалентно примерно 3% ВВП`, – добавил ректор.

Увеличение финансирования, как считает Кузьминов, может происходить по трем основным сценариям. `Первый сценарий – бюджетный, когда деньги изыскиваются за счет сокращения других статей бюджета, в первую очередь, других форм финансирования экономики, в частности, субсидирования промышленных предприятий. Второй вариант – это введение налога на автомобили. И третий – это введение акцизов на бензин приблизительно на 8–10 рублей за литр`, – добавил он. При этом эксперт считает, что выбор сценария должен принадлежать обществу, стать предметом публичного обсуждения. `Что именно граждане сочтут более справедливым – платить за новые дороги каждому налогоплательщику или тем, кто эти дороги использует, – пусть обсуждают люди. Эффект вовлечения граждан в решение `больших` вопросов экономической политики для России очень важен, может быть, даже важнее, чем выбор самого экономного для экономики решения. Нет ничего страшного в том, что граждане увидят, что у них – не у партий, не у начальников, а у самых рядовых людей - есть разные интересы и что эти интересы надо согласовывать`.

Вопрос о платных дорогах сейчас не стоит, отметил Кузьминов, поскольку `сама инфраструктура обеспечения платности автодорог, которая, например, во Франции существует, очень громоздкая, трудоемкая, капиталоемкая. При введении в России она съест значительную часть дохода, и мы будем вынуждены в гораздо большей степени обложить автовладельцев платными дорогами, просто они сами будут дорого стоить`.

Также эксперт отметил, что `вполне разумно государству проводить конкурсы и отбирать менеджмент государственных компаний, государственных фондов с публичной процедурой; самое главное – с этими менеджерами должен заключаться контракт о том, что они должны публично отчитываться об эффективности своей работы`. Такая мера позволит, по мнению Я.Кузьминова, учитывать персональные вклады руководителей госкомпаний. `Мне кажется, что такого рода публичная отчетность всех руководителей была бы даже более полезной, чем конкурсная система их найма`, – добавил ректор НИУ ВШЭ.

http://strategy2020.rian.ru/news/20110823/366128697.html

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован