10 октября 2005
2976

Лаборатория драматургов: Героями не рождаются, героями становятся

Владимир Гуркин родился в Иркутской области, свою театральную карьеру начинал в местном ТЮЗе. Сегодня об актерской профессии он говорит с легкой иронией, а главной в его жизни стала драматургия. Пьесы Гуркина "Любовь и голуби", "Прибайкальская кадриль" идут на сценах многих российских театров. Из них получились всенародно любимые фильмы. Напомним: победное шествие по сценам городов, а позже - как фильм - по экранам городов и весей нашей необъятной страны самая знаменитая пьеса Гуркина "Любовь и голуби" начала именно из Омска, где ее весело, лихо, остроумно поставил тогда молодой режиссер Геннадий Тростянецкий. В Омске Владимир Павлович гость не редкий. Летом этого года он приезжал обсуждать идею возобновления некогда широко известной лаборатории драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока. С 27 октября по ... ноября 2005 года - время, когда Омску вновь возвращено в театральном пространстве имя еще одного пристанища молодых российских драматургов. Наша беседа состоялась после встречи в Министерстве культуры Омской области.

- Мы много и долго говорили с министром культуры Владимиром Владимировичем Радулом о театрах, драматургии, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в нынешних условиях театру. И я хочу подчеркнуть, что именно по инициативе Министерства культуры Омской области, Омского академического театра драмы возрождается лаборатория для талантливейших людей Сибири, Урала и Дальнего Востока. Вот это я считаю самым главным событием сезона 2005 года. Дело благородное и чрезвычайно нужное для всего театрального пространства. Очень рад, что пока все движется хорошо.

- С какими чувствами Вы приезжаете в Омск?

- Я люблю этот город, этот театр. Очень сильно люблю. Для меня он как был родной, таковым и остается до сих пор, несмотря на то, что прошло уже много времени. Чем уникален омский театр? Он всегда разный во все времена, он меняется в отличие от многих других театров. И, меняясь, не умирает, он становится другим, но остается всегда живым театром. Это уникальное свойство омского драматического. Это гордость Сибири и России, на мой взгляд. И господи, только молиться надо за то, чтобы все шло в таком русле. Именно сюда пришел интересный и талантливый режиссер Евгений Марчелли.

- В нынешнем сезоне в омском театре будет идти Ваша пьеса "Саня, Ваня, с ними Римас". Как Вы относитесь к тому, что именно Марчелли будет ее ставить?

- У спектакля по моей пьесе будет другое название: "Веселая вода печали". Многие драматурги мечтают, чтобы их пьесу поставил Марчелли, потому что это очень профессиональный и очень талантливый человек. С интересом буду ждать, что получится.

- Вы в первый раз после ремонта в театре?

- Да. Ну, очень симпатично! Надеюсь, что все здесь крепко и надолго. Я прошелся по зданию и порадовался.

- Как Вы относитесь к предстоящей театральной реформе?

- Дело в том, что нас так запутали с этой театральной реформой. В принципе редко кто найдется, кто бы объяснил смысл этого дела. Я с возрастом становлюсь консерватором и, как сказал один великий, если в молодости ты не революционер, а в старости не консерватор, то ты - дурак. Слава богу, кажется, я этого избегаю, становлюсь консерватором, поэтому боюсь реформ. Особенно, когда все отлажено и, вроде, неплохо идет, тогда зачем что-то менять? Реформировать нужно тогда, когда все гибнет. Репертуарный театр - это дело, которое признано во всем мире. Это величайшее открытие и достояние России, начиная со Станиславского, нет, даже с Островского. Губить репертуарный театр - это все равно что взять и отрезать какой-нибудь живой орган.

- Где сейчас идут Ваши пьесы?

- Стали снова ставить "Любовь и голуби" и "Прибайкальскую кадриль", "Плач в пригоршню". Но перечислять города сложно и долго. Во многих российских театрах идут постановки.

- Ваше особо любимое место?

- У меня их два: Омск и Иркутск, потому что это мои родные города. В Иркутске я вырос, здесь, в Омске, встал на ноги. И здесь, кстати говоря, реализовался как драматург.

- Как, на Ваш взгляд, возрожденная лаборатория драматургов, режиссеров, критиков повлияет на дальнейшую судьбу театров?

- Поскольку первыми в списке стоят драматурги, то прежде всего эта встреча будет важна для них. Я так понимаю, что нельзя родить драматурга, потому как в лабораторных условиях, на семинарах, на фестивалях невозможно организовать появление таланта. А вот если такой талант уже существует, нужно создать пространство, обстоятельства, при которых этот талант будет развиваться и крепнуть. Вот это задача лаборатории. Надо собирать ребят молодых, в возрасте ограничений нет, может человек и в возрасте 35 - 40 лет написать хорошую пьесу. Вдруг. Бывали и такие случаи. Но нужно организовать пространство обстоятельств, при которых ускорится процесс драматургического взросления и в профессиональном, и в мировоззренческом, и в философском смысле.

- Репертуарный театр строится, как правило, на классической драматургии. А лаборатория - это уже поиск нового автора и нового героя.

- Это как часть того и другого, но репертуарный театр - это не только классика. Просто сейчас дефицит современной драматургии, поэтому театры и ставят спектакли классического репертуара.

- И как может родиться новый автор с новой пьесой?

- Для этого нужны два обстоятельства. Во-первых, если это будет не бездарь и не графоман. И второе, чтобы было осмысление того, что человек делает, чтобы был какой-то уровень профессионализма. А театры сегодня задыхаются без новых пьес.

- Предположим, появится новый герой. Каким он будет?

- Герой у каждого времени свой. У кого-то это бандит, у кого-то землепашец, у кого-то бомж, врач. Кто же явит нам Онегина, Печорина, а может, Павку Корчагина? Я не знаю. Это дело не программируемое. Вот когда будет провидению угодно, когда это нужно будет обществу, тогда он и появится, как Дон Кихот. Но как он может появиться в современной литературе - не знаю. Вряд ли нам удастся искусственно создавать героев, как это было в советское время.

- Поколение не делает героев?

- Как ни странно, но мне кажется, что нет. Вот мы живем, живем, а потом проходит время, и мы вдруг обращаем внимание на кого-нибудь. И думаем: ах, какой был человек! Большое видится на расстоянии, видимо, через призму расстояния и нужно на героя смотреть.

- Как будут выглядеть лабораторные встречи?

- Приедут авторы, будут проходить читки. Необходимо восстанавливать культуру взаимоотношений драматурга и театра. Введение молодых талантливых людей в повседневное производственное течение театральной жизни, преодоление существующих барьеров между режиссером современного театра и драматургом, для этого театра пишущим, - вот задача нашего проекта. Пьесы, которые будут представлять несомненный художественный интерес, будут рекомендоваться лабораторией к публикации и к постановкам в театрах России.

- Благодарю Вас за беседу. И успехов лаборатории!

- Спасибо.

Беседу вела Наталья КОРНЕЕВА

www.sibmincult.ru

Журнал "Омск театральный", октябрь 2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован