В сущности, ни одна конфессия не дает ответа на вопрос, что же такое религия, несмотря на то, что в мире существует более 130 определений этого понятия. В "Пространственном римско-католическом катехизисе" говорится, что "Религия есть знание Бога и должного ему почитания, соединенное с искренним желанием исполнять эту святую обязанность" (Киев, 1878, с1-4). Однако он (или его перевод на русский язык) вступает в противоречие с Библией в том, что не "знание", а "познание" Бога соединит церковь: тело Христово можно успешно соединить лишь в "единстве веры и познания Сына Божия" (Еф.4:13). В православии религия - это поклонение Богу. В мусульманском богословии понятие религии не разработано: ни в Коране, ни в последующих дополнениях к нему, ни в его толкованиях. Религия заменяется понятием "вера". Причем, ислам по признаку веры разделяет людей на "правоверных" и "неверных". В Коране сказано: "И не веруйте никому, кроме того, кто последовал за вашей религией" (стих 35:17). Под "религией" явно подразумевается идея, объединяющая группу людей, настроенных агрессивно по отношению к другим верованиям. В "Торе" также определение религии не дано. Хотя многие по роду сказаний понимают религию как договор между Богом и евреями, подразумевая точное исполнение условий этого договора обеими сторонами.
Сочетание морфем слова "религия" дает ему вполне определенную смысловую нагрузку. "Ре" - приставка, обозначающая возврат к чему-либо, "лиг" - корень слова, обозначающий союз, единство, "и" - суффикс, "я" - окончание, обозначаемый им звук в основных языках мира означает согласие, подразумевающее осознанное личностное решение. Слово "религия" кричит о восстановлении единства личности!
Представим себе человека в идеальных условиях - сотворенных Адама и Еву. Они имеют всё, не подозревая об этом. Адам и Ева совершенны и подобны Богу. Но вдруг появляется искушение: они поверили, что, скушав запретный плод, станут подобными Богу. Имея всё, они нарушают запрет и проваливаются в пропасть греха. Что теперь? "Несчастен", "жалок", "нищ", "слеп", "наг" (Откровения. 3:17) - вот что видит Адам. И не только в себе, но и в ближнем. Загнанный горем, болью, страданиями, он вспоминает о прежней жизни и желает ее. Но как вернуться в ту жизнь, ощутить, не совершая греха, утраченную радость и полноту жизни? Только посредством восстановления совместного с Богом пути. Как же его восстановить? Бог любит и никогда не бросает своих детей, это они в суете своих дел могут отойти от Него и тогда происходит грехопадение - отпадение от Бога. Но стоит человеку покаяться, признаться себе в том, что он виноват, и признать искупительную жертву Христа на горе Голгофе, умершего за всех нас во спасение человечества от власти греха и сатаны, и воскресшего - общение между Богом и человеком возобновится, и человек встанет на путь из пропасти.
Таким образом, религия - вовсе не поклонение, не суеверие, не идея, а сознательное единение человека и Бога.
Что же сказано по этому поводу в Библии, кроме того, что человек был сотворен по образу и подобию Бога? "Бог есть любовь" (1-е Иоанн. 4,8), "Я есмь путь и истина и жизнь. Если бы вы знали меня, то знали бы и Отца Моего" (Иоанн. 14, 6-7). "Познаете истину и истина сделает вас свободными" (Иоанн.8-32). И еще сказано, что Истина - это Бог Сын, Любовь - Бог.
Г.В. Лейбниц, занимаясь проблемами богословия, утверждал, что Бог - это первопричина вещей. Но, во-первых, все "вещи" существуют в пространстве и во времени, во вторых, каждая (любая) "вещь" является результатом какого-либо действия. А действие существует только в том случае, если существует его источник. Следовательно, первопричина вещей - в действии Бога, который тройственен (имеет тройственную природу): он же и Отец, и Сын, и Дух Святой. А Дух Святой, как третья составляющая природы Бога - есть действие Бога. Очевиден факт, что Бог - это первопричина отнюдь не всех вещей. Да и госпожа "причина" не появляется сама по себе. Она всегда управляема. Действия, которые совершает источник, были бы хаотичными и даже разрушительными, если бы управитель действовал бессознательно или сознательно разрушительно. Но мы видим, что мир существует уже миллионы лет, что он разрушается и обновляется, что больше обновляется, чем разрушается. Следовательно, причина не только управляема, но и разумно управляема. Это указывает на то, что у источника действия есть сознание, благодаря которому осуществляется разумное управление причиной. А сознание может быть только у живого объекта и является свойством личности. Следовательно, Бог - личность. Истина в том, что Он - Живой. Может ли Бог действовать разрушительно, ведь личность действует согласно своим представлениям? У всех сознательных существ представления формируются в процессе жизни. Может ли сформироваться у Бога представление о разрушении? Наши далекие прародители - Адам и Ева - познали смерть, вкусив запретный плод. В человеческом сознании прочно укоренились два противоборствующих понятия - жизнь и смерть, 50x50. Вследствие происходящих с ним изменений человек, действующий то истинно, то ложно, формирует представление о разрушении. Бог, действующий всегда истинно, не меняется. Следовательно, в его жизни не сформировалось такого представления. Он не может действовать разрушительно по той простой причине, что у него нет представления о разрушении! Но поскольку Бог живой, он есть личность и действует согласно своим представлениям, то он действует только сознательно созидательно и только в том, что Он создал. Мир не разрушается не потому, что Бог его сохраняет, а потому, что, стремясь к единству с Ним через культуру, искусство, религию, человек обретает утраченное. "Человек пал по своей воле, по своей воле он должен и встать" (Епископ Александр).
Конфессии, в которых человек рассматривается в единстве не с Богом, а со "всеми" - ошибочны. "Все" - грешны, и в "теле, порабощенном греху...Святый Дух премудрости удалится" (Прем. Сол. 1,4-5).
От понятия религии следует отличать понятие "религиозное сознание", которое стоит на ступень ниже религии. Это предтеча религии. Религиозное сознание - это сознание, основанное на чувстве страха (см. Перова Л.Н. Страх как компонент религиозно-мистического комплекса. Автореферат. Ленинградский госуниверситет им. Жданова, 1988 г.). Но чувство страха у человека может вызвать и диктатор, и палач, и сам дьявол. Тот страх, сквозь который прорастает росток человеческого сознания, переводит понятие "страх" в понятие "страх Божий", при котором человек боится только одного - прогневать своего творца - Бога. Высшая добродетель страха Божьего - совершенная любовь к Богу, которая "изгоняет страх".
www.proza.ru
25.01.2009