25 января 2009
1025

Лариса Студеникина: Что такое религия

В сущности, ни одна конфессия не дает ответа на вопрос, что же такое религия, несмотря на то, что в мире существует более 130 определений этого понятия. В "Пространственном римско-католическом катехизисе" говорится, что "Религия есть знание Бога и должного ему почитания, соединенное с искренним желанием исполнять эту святую обязанность" (Киев, 1878, с1-4). Однако он (или его перевод на русский язык) вступает в противоречие с Библией в том, что не "знание", а "познание" Бога соединит церковь: тело Христово можно успешно соединить лишь в "единстве веры и познания Сына Божия" (Еф.4:13). В православии религия - это поклонение Богу. В мусульманском богословии понятие религии не разработано: ни в Коране, ни в последующих дополнениях к нему, ни в его толкованиях. Религия заменяется понятием "вера". Причем, ислам по признаку веры разделяет людей на "правоверных" и "неверных". В Коране сказано: "И не веруйте никому, кроме того, кто последовал за вашей религией" (стих 35:17). Под "религией" явно подразумевается идея, объединяющая группу людей, настроенных агрессивно по отношению к другим верованиям. В "Торе" также определение религии не дано. Хотя многие по роду сказаний понимают религию как договор между Богом и евреями, подразумевая точное исполнение условий этого договора обеими сторонами.

Сочетание морфем слова "религия" дает ему вполне определенную смысловую нагрузку. "Ре" - приставка, обозначающая возврат к чему-либо, "лиг" - корень слова, обозначающий союз, единство, "и" - суффикс, "я" - окончание, обозначаемый им звук в основных языках мира означает согласие, подразумевающее осознанное личностное решение. Слово "религия" кричит о восстановлении единства личности!

Представим себе человека в идеальных условиях - сотворенных Адама и Еву. Они имеют всё, не подозревая об этом. Адам и Ева совершенны и подобны Богу. Но вдруг появляется искушение: они поверили, что, скушав запретный плод, станут подобными Богу. Имея всё, они нарушают запрет и проваливаются в пропасть греха. Что теперь? "Несчастен", "жалок", "нищ", "слеп", "наг" (Откровения. 3:17) - вот что видит Адам. И не только в себе, но и в ближнем. Загнанный горем, болью, страданиями, он вспоминает о прежней жизни и желает ее. Но как вернуться в ту жизнь, ощутить, не совершая греха, утраченную радость и полноту жизни? Только посредством восстановления совместного с Богом пути. Как же его восстановить? Бог любит и никогда не бросает своих детей, это они в суете своих дел могут отойти от Него и тогда происходит грехопадение - отпадение от Бога. Но стоит человеку покаяться, признаться себе в том, что он виноват, и признать искупительную жертву Христа на горе Голгофе, умершего за всех нас во спасение человечества от власти греха и сатаны, и воскресшего - общение между Богом и человеком возобновится, и человек встанет на путь из пропасти.

Таким образом, религия - вовсе не поклонение, не суеверие, не идея, а сознательное единение человека и Бога.

Что же сказано по этому поводу в Библии, кроме того, что человек был сотворен по образу и подобию Бога? "Бог есть любовь" (1-е Иоанн. 4,8), "Я есмь путь и истина и жизнь. Если бы вы знали меня, то знали бы и Отца Моего" (Иоанн. 14, 6-7). "Познаете истину и истина сделает вас свободными" (Иоанн.8-32). И еще сказано, что Истина - это Бог Сын, Любовь - Бог.

Г.В. Лейбниц, занимаясь проблемами богословия, утверждал, что Бог - это первопричина вещей. Но, во-первых, все "вещи" существуют в пространстве и во времени, во вторых, каждая (любая) "вещь" является результатом какого-либо действия. А действие существует только в том случае, если существует его источник. Следовательно, первопричина вещей - в действии Бога, который тройственен (имеет тройственную природу): он же и Отец, и Сын, и Дух Святой. А Дух Святой, как третья составляющая природы Бога - есть действие Бога. Очевиден факт, что Бог - это первопричина отнюдь не всех вещей. Да и госпожа "причина" не появляется сама по себе. Она всегда управляема. Действия, которые совершает источник, были бы хаотичными и даже разрушительными, если бы управитель действовал бессознательно или сознательно разрушительно. Но мы видим, что мир существует уже миллионы лет, что он разрушается и обновляется, что больше обновляется, чем разрушается. Следовательно, причина не только управляема, но и разумно управляема. Это указывает на то, что у источника действия есть сознание, благодаря которому осуществляется разумное управление причиной. А сознание может быть только у живого объекта и является свойством личности. Следовательно, Бог - личность. Истина в том, что Он - Живой. Может ли Бог действовать разрушительно, ведь личность действует согласно своим представлениям? У всех сознательных существ представления формируются в процессе жизни. Может ли сформироваться у Бога представление о разрушении? Наши далекие прародители - Адам и Ева - познали смерть, вкусив запретный плод. В человеческом сознании прочно укоренились два противоборствующих понятия - жизнь и смерть, 50x50. Вследствие происходящих с ним изменений человек, действующий то истинно, то ложно, формирует представление о разрушении. Бог, действующий всегда истинно, не меняется. Следовательно, в его жизни не сформировалось такого представления. Он не может действовать разрушительно по той простой причине, что у него нет представления о разрушении! Но поскольку Бог живой, он есть личность и действует согласно своим представлениям, то он действует только сознательно созидательно и только в том, что Он создал. Мир не разрушается не потому, что Бог его сохраняет, а потому, что, стремясь к единству с Ним через культуру, искусство, религию, человек обретает утраченное. "Человек пал по своей воле, по своей воле он должен и встать" (Епископ Александр).

Конфессии, в которых человек рассматривается в единстве не с Богом, а со "всеми" - ошибочны. "Все" - грешны, и в "теле, порабощенном греху...Святый Дух премудрости удалится" (Прем. Сол. 1,4-5).

От понятия религии следует отличать понятие "религиозное сознание", которое стоит на ступень ниже религии. Это предтеча религии. Религиозное сознание - это сознание, основанное на чувстве страха (см. Перова Л.Н. Страх как компонент религиозно-мистического комплекса. Автореферат. Ленинградский госуниверситет им. Жданова, 1988 г.). Но чувство страха у человека может вызвать и диктатор, и палач, и сам дьявол. Тот страх, сквозь который прорастает росток человеческого сознания, переводит понятие "страх" в понятие "страх Божий", при котором человек боится только одного - прогневать своего творца - Бога. Высшая добродетель страха Божьего - совершенная любовь к Богу, которая "изгоняет страх".


www.proza.ru

25.01.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован