25 января 2009
1316

Лариса Студеникина: Стигматы и законы симметрии

Первое упоминание о стигматах относится к святому Франциску Ассизскому, жившему в 12-13 веке. Томас де Челано в своем "Трактате о чудесах" подробно описал их как плотные выступающие образования, похожие на черные гвозди, которые, казалось, на самом деле насквозь пронизывали плоть. Челано отметил, что даже после смерти святого стигматы на его теле сохранили цвет железа и форму гвоздей и долго не исчезали.

Слово "стигматы" происходит от греческих "stigma, stigmatos", означающих укол, рубец, пятно, знак, клеймо на теле раба. Современное понятие стигматизма включает также покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в тех местах, где, согласно Библии, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей. Атеистический словарь (под ред. М.П. Новикова, 1983 г.) следующим образом комментирует данное определение: "В основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению и болезненная чувствительность, свойственная больным истерией". Толковый словарь русского языка (под ред. проф. Д.Н. Ушакова, М., 1940,т.4, ст. 516), объясняет "стигматы" несколько иначе: "кровавая язва, появлявшаяся на теле фанатика в припадке истерически-религиозного экстаза в связи с его представлениями о язвах на теле распятого Христа". Очевидны попытки свести необъяснимое явление к истерии, к которому, впрочем, те же словари относят и противоположное состояние, например, летаргический сон. В "Словаре иностранных слов", (18-е издание, вышедшее в Москве в 1989 г.) наряду с традиционным значением слова "стигма", приводятся два дополнительных: "отверстия, которыми открываются на поверхности тела органы дыхания у членистоногих животных" и "светочувствительные глазки у некоторых одноклеточных класса жгутиковых".

Стигматы, появлявшиеся у верующих, чаще всего имели фигурные очертания: в форме креста (на лбу у священника храма Святой Матери Божией во время проповеди осенью 2002 года в городе Загребе - отца Златко Судака), треугольников, звезд, в виде долго незаживающих кровоточащих ран (у итальянского священника Падре Пио), и возникали накануне какого-либо памятного христианского события.

Случалась и стигматизация внутри тела, в частности, у Екатерины Савеллы. Вскрытие, произведенное после ее смерти в 1691году в присутствии духовенства, показало, что стигматы открылись на сердечной мышце в пяти точках, образующих распятие.

Удивительно, что стигматы появлялись и у детей. Так, у десятилетней девочки Клоретты Робинсон из Окленда (Калифорния), которая никогда раньше не слышала о стигматах, они возникли после прочтения книги "Путь к кресту". В 1972 году, за несколько недель до Пасхи, во время урока Закона Божьего в школе из ступней, груди и лба у нее неожиданно пошла кровь. Психиатр Джозеф Е. Лифшиц, осмотревший Клоретту, не выявил у нее психических отклонений. Он лишь выяснил, что Библия была практически единственной книгой, которую читала девочка, а последние несколько вечеров перед случившимся она уделяла чтению религиозной книги Джона Уэбстера "Путь к кресту" о распятии.

Во всех вышеприведенных случаях появлению стигматов предшествовало сильное нервное и психическое напряжение.

Жизнь Франциска Ассизского была насыщена страданиями и лишениями. Вместе с тем он ревностно проповедовал истину, христианское вероучение, собственноручно восстанавливал церкви и никогда не жаловался на трудности. И когда один простодушный монах сказал ему: "Отец, умолите Господа, чтобы Он избавил вас от этих невыносимых болей и скорбей", святой Франциск ответил, что, если бы не добрый нрав этого брата, он возненавидел бы его и не захотел видеть уже никогда за то, что тот "осмелился осудить Бога", когда говорил, что Он посылает страдания, превосходящие его силы.

В интернете как-то был опубликован сайт францисканцев, на котором поэтически трогательно излагалась биография Франциска Ассизского, образ святого и его путь к Богу. В том повествовании указывалось, что несколько лет подряд Франциска мучительно одолевала одна неотступная мысль: он боялся, что далек от Бога. Эта мысль сказывалась на его поведении: он молился, плакал, хлестал себя бичом, постился, скрывался от друзей. Его также беспокоило, что он не мог выглядеть радостным, даже тогда, когда очень этого хотел. И однажды, когда он молился в маленькой церкви Пресвятой Богородицы Ангельской, с ним заговорил Голос утешения:

- Если будешь иметь веру с горчичное зерно и скажешь этой горе: "Перейди отсюда туда" - будет по слову твоему.

- Что это за гора? - подумал святой Франциск, и снова услышал:

- Эта гора - твое искушение.

Святой взбодрился и воскликнул:

- Значит, Господи, да будет так, как Ты сказал.

Так он возрадовался в сердце своем и понял, что причина всех человеческих бед - недостаток веры.

Внимательно изучая биографию Святого Франциска Ассизского, нельзя не заметить тех болезненных состояний, в которые он погружался с неизменной периодичностью: один раз в десять лет.

В 1204 году в возрасте 22-23 лет болезнь проявляется впервые, когда Франциск возвращается домой из перузианского плена. Вскоре после этого у него начинают появляться видения, он жаждет восстанавливать разрушенное. В 1205 г. по дороге в Апулию в поисках славы он видит таинственный сон, из-за которого принимает решение о немедленном возвращении в Ассизи. Там, в церкви св. Дамиана Франциск слышит голос, доносящийся к нему с креста: "Франциск, иди и исправь дом Мой, который превращается в руины". Он уходит служить прокаженным в Губио, затем собственноручно восстанавливает церкви св. Дамиана, св. Петра и Божией Матери Ангельской.

В 1214 году Франциск решает идти проповедовать в Испанию, но в пути внезапно заболевает, и вновь возвращается.

Ровно через десять лет, в 1224 году, Франциск постится на горе Верпе, где 14 сентября получает стигматы.

В 1224-1225 гг. Франциск пускается в путешествие и проповедует в Умбрии и Марке, проводит около двух месяцев в саду св. Клары (при церкви св. Дамиана), где сочиняет "Гимн Солнцу" и, уступая просьбам брата Илии, соглашается обратиться к врачу по поводу болезни глаз. По настоянию кардинала Гуголина он направляется в Риети для обследования папским врачом и ... остается на лечении в Сиене.

Характерной причиной гнойного поражения глаз, а также изъязвления конечностей, является запущенное заболевание сифилисом. Бугорки и узлы (гуммы) в толще кожи, изъязвляющиеся и затем заживающие, характеризуют сифилиды третичного периода. Они имеют четкие границы и никогда не сливаются, а когда заживают, оставляют своеобразные пигментированные по периферии "мозаичные" или "звездчатые" рубцы. Гуммы единичны, локализуются обычно на голенях и предплечьях (по ходу большеберцовых и лучевых костей), реже на голове. К одновременному поражению глаз и изъязвлению конечностей приводит также заболевание проказой. Инкубационный период у сифилиса составляет несколько месяцев, у проказы - до 30-ти лет.

Ученые подразделяют проказу на четыре основные типа: недифференцированную, туберкулоидную, лепроматозную и диморфную (или пограничную). Туберкулоидная и лепроматозная считаются двумя полярными формами, характеризующимися постоянством клинических признаков, поражение незначительные участки тела (туберкулоидная) и множественные поражения с наличием обильного количества микроорганизмов в коже (лепроматозная). Клинические варианты проказы, по мнению врачей, зависят главным образом от способности организма вырабатывать эффективный клеточный иммунитет. Современные специалисты считают эту болезнь незаразной, и тем более не смертельной. Лишь от 5 до 10% лиц, подвергающихся опасности заражения, действительно заболевают. Но почему-то одно упоминание о проказе повергает людей в ужас.

Больные с резко выступающими вперед глянцевыми валиками вместо надбровных дуг, с выпавшими бровями и ресницами, выраженными контрактурами пальцев, носом, имеющим вследствие деформации форму от плоско вдавленного до хоботообразного, как у слона, несомненно послужили прообразами народного представления о колдунах и ведьмах. Да и признаки, по которым средневековая инквизиция определяла колдунов и ведьм, совпадали с признаками проказы! К примеру, снижение или отсутствие чувствительности: ведьмы, прибывшие на шабаш в своем наркотическом сне, "должны были доказать, что имеют на теле "печать сатаны", т.е. места, до которых некогда дотронулся дьявол, сделавший их навеки нечувствительными" ("Молот ведьм", с. 41, Шпренгер, Инститорис, Москва,"Интербук", 1990). (Кстати, океанавты одиссеи Кусто отмечали, что именно наличие гелия в организме становилось причиной снижения чувствительности вкуса и обоняния.)

Открытие микобактерии лепры огласило мир во второй половине 19 века, тогда как первый лепрозорий в Европе появился в 570 году, а первое упоминание о проказе - в "Левите" (Ветхий завет) - еще старше. В "Ветхом завете" заболевшие проказой впервые подразделяются на "чистых" и "нечистых": "И сказал Господь Моисею, говоря: Вот закон о прокаженном..."(Левит; 14:2). Какие же "чистые", какие - "нечистые"? "Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или одному из сынов его, священников. (Л.;13:2) Священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. (Л.;13:3) А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней. (Л.;13:4) В седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней. (Л.; 13:5)

В седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна, и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым; это лишаи, и путь он омоет одежды свои, и будет чист. (Л.; 13:6). ) Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику. (Л.; 13:7) Священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа. (Л.; 13:8) Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику. (Л.; 13:9) Священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, То это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его: ибо он нечист. (Л.; 13:10,11) Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, И увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым; потому что все превратилось в белое; он чист. (Л.;13:12,13) ". Перевоплощение тела.

"Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа. (Л.;13;42) Священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела или красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела, То он прокаженный, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва. (Л.; 13;43,44). У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! (Л.;13; 45) Во все дни, доколе на нем язва, он должен... жить отдельно, вне стана жилище его. (Л.; 13:46) Если язва проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или на одежде льняной, Или на основе, или на утоке из льна или шерсти, или на коже, или на каком-нибудь изделии кожаном, И пятно будет зеленоватое или красноватое на одежде, или на коже, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, - то это язва проказы; должно показать ее священнику. (13:47-49) Священник осмотрит язву, и заключит зараженное язвою на семь дней; В седьмой день осмотрит священник зараженное, и если язва распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по коже, или по какому-либо изделию, сделанному из кожи, то это проказа едкая, язва нечистая; Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва: ибо это проказа едкая, должно сжечь на огне. (Л.; 13:50-52) .

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: Когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего, Тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва. (Л.; 14:33-35) Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдет священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; после сего прийдет священник осматривать дом. (Л.; 14:36) Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене, То священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней. (Л.;14:38) В седьмой день опять придет священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома, То священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое; А дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую оскоблят, высыплют вне города на место нечистое. (Л.; 14:39-41) И возьмут другие камни, и вставят в место тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом. (Л.; 14:42) Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали, То священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он. (Л.; 14:43,44) Должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое. (Л.; 14:46) Вот закон о всякой язве проказы, и о паршивости, И о проказе на одежде и на доме...(Л.; 14:54,55)"

В конце 20 века в мире насчитывалось примерно 11 млн зарегистрированных прокаженных. Наибольшая их доля приходилась на жителей жаркого континента. "Болезнь самых бедных" распространена в африканской Уганде, в некоторых штатах США (Калифорния, Флорида и др.), в Западной Европе, в Средней Азии и на Кавказе. В России о ней практически не упоминалось, а заболевание с симптомами "проказы" называлось в народе "черной немочью". Описание этой болезни встречается у А.С. Пушкина в гл. 4 "Истории Пугачева" (РВБ, А.С. Пушкин, ПСС в 10-ти тт.): "Емельян Пугачев, Зимовейской станицы ... был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином... На левом виску имел он белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черною немочью". Далее, в "Примечаниях" 14; 15 к гл. 4: "самозванец показывал сии пятна легковерным своим сообщникам и выдавал их за какие-то царские знаки". Или: "Тому мужу ее ныне от роду будет лет сорок, лицом сухощав, во рту верхнего спереди зуба нет, который он выбил саласками, еще в малолетстве в игре, а от того времени и доныне не вырастает. На левом виску от болезни круглый белый признак, от лица совсем отменный величиною с двукопеечник; на обеих грудях, назад тому третий год, были провалы, отчего и мнит она, что быть надобно признакам же. На лице имеет желтые конопатины; сам собою смугловат, волосы на голове темно-русые по-казацки подстригал, росту среднего, борода была клином черная, небольшая". Были и некоторые упоминания о "странной болезни", от которой будто бы умерли А. Блок, О. Мандельштам, М. Гоголь, В. Хлебников и даже Ленин. Но нигде не называлась она "проказой".

В перузианском плену, когда Франциск испытывал голод, страх перед неопределенностью, потребность в богообщении для него была отнюдь не иллюзорной, - единственным его утешителем выступал сам Господь. Думая об освобождении, Франциск желал его и ...молился Богу, уповая на исполнение своего желания. Освобождение из плена представлялось Франциску действием Бога и подкреплялось реальностью. Молитва Богу была единственным средством этого общения, очищающего от искушающих мыслей и страха. И он отдавался этому общению до самопожертвования, доводя до предельного напряжения все свои душевные, физические и психические силы: молился, проповедовал, восстанавливал разрушенные храмы, и очень сильно желал получить в ответ на свою преданность хоть какой-либо знак от Бога. Томясь в трудах, посте и молитве, Франциск терпеливо ждал этого проявления Божьей воли.

В 42 года Франциск достиг духовного уровня, при котором величайшая скорбь для него отождествлялась совершенной радостью. В честь святого Архангела Михаила он соблюдал особый пост, который длился с 15 августа до 29 сентября - вплоть до праздника в честь святого. Для более усердного приготовления души своей, Франциск уединился на дикой горе Верпе, избрав себе трех спутников - брата Массео, брата Анджело и брата Леоне. Горячо молясь Богу в хижине, которую построили для него братья, святой Франциск стал искать еще более уединенное и укрытое место. Он так высоко поднялся в гору, что уже не слышал голосов братьев. Каждый день братья приносили ему воды и хлеба, не приближаясь к нему, если он не разрешит. Там, на горе, его часто посещали устрашающие видения, и он молился, не прерываясь, до тех пор, пока они не исчезали. Уставший от раздумий, святой Франциск стал молитвенно размышлять о рае и бесконечной славе. Он умолял Бога послать ему какой-либо знак. И тогда в солнечном ореоле ему явился Ангел. В левой руке у него была скрипка, в правой - смычок. Святой Франциск в изумлении смотрел на него, и Ангел один раз провел смычком по струнам. Эта одна-единственная нота прозвучала для него божественно. Если бы Ангел сделал еще одно движение смычком, душа святого отделилась бы от тела из-за невыносимой слабости, настолько слаб он был.

Ранним утром четырнадцатого сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня Франциск молился с новым пылом, как в молодости, когда он ожидал чего-то очень важного. Он всегда бесконечно любил крест Господень, начертал его на своей накидке, когда отказался от отцовского наследства и мира, запечатлел его в сердце и распял себя покаянием. Но всего этого ему было недостаточно. Святой Франциск просил о том, чтобы любить и страдать, как Господь. Он не представлял себе любви без действия и страдания. После того, как он воссоздал в своих ощущениях Рождество, он горячо желал воссоздать в ощущениях и Распятие. Он и сейчас пылал этой мыслью. Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился Серафим о шести огненных крыльях. Два крыла соединялись на голове и простирались вниз, два другие покрывали все тело, и еще два были раскрыты в полете. И в этой божественной птице молнией блистал Иисус. Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце поднималось как счастье от лицезрения Господа, как и скорбь от того, что он видел Его распятым. Тем временем чудесный жар наполнял его душу и проникал в тело, отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах. Он услышал голос, который говорил ему: "Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моих страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем".

Крылатый Серафим исчез, ушла боль. Прошло немало времени, прежде чем святой Франциск пришел в себя. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую крону. Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую. Это и были стигматы, о которых говорил Серафим.

Если рассматривать потребность Франциска в молитве как выработанный условный рефлекс, психическим содержанием которого являлось представление о Боге, любящем и любимом всем его человеческим существом, Бог становился для него осязаемым, а это осязание Бога вызывало у него восторг, экстаз, - неподвижное состояние страсти, продолжающееся столь долго, сколько могли выдержать его нервы и мышцы в состоянии более или менее продолжительного столбняка. И поскольку физиологический механизм возникновения восторга и ужаса один и тот же, то дело не в ужасе и даже не в восторге, а в психическом содержании рефлекса, то есть в безупречно преданном служении Богу - предмету его любви и восторга, на котором он сосредоточивал все свои мысли. А поскольку мысль - результат процесса задерживания отраженных движений - представляет собой психический рефлекс без конца (по И.М.Сеченову, "Рефлексы головного мозга"), то регулярное повторение однонаправленных переживаний (переживание одних и тех же мыслей) сформировало у Франциска бесстрастный рефлекс без конца: ассоциированные с событием Голгофы мысли (ощущения)упорядочились в последовательные ряды. Мысли о кровоточащих ранах Иисуса Христа - Сына Божия - стали основным психическим содержанием рефлекса. Именно на них сосредоточилось хотение Франциска - волевой акт к концу рефлекса.

Человек организует и рационализирует свои ощущения, т. е. превращает их в... числа (Платон.- т.3. Филеб). У Маха : "Пространство и время суть упорядоченные системы рядов ощущений" (Механика, нем. Изд. 3-е, с.498). Кстати, из однородности пространства вытекает закон сохранения импульса.

(Клайн, с.89: "Происхождение наших ощущений необъяснимо; мы не можем сказать, что является их источником: реально существующие внешние объекты, разум или Бог". Ответ Клайну: источником наших ощущений является наш выбор и связанные с ним особенности приспособительных реакций)

И.И. Шафрановский в кн. "Симметрия в природе" (с. 26, 39) пишет: "При наличии бесконечного ряда точек возможна трансляция (элемент симметрии, соответствующий переносу фигуры параллельно самой себе). Плоскости скользящего отражения, содержащие перенос (трансляцию), невозможны в конечных телах, они свойственны лишь бесконечным фигурам". "Плоскости скользящего отражения представляют собой совокупность плоскости симметрии и параллельного ей поступания, действующих не по отдельности, а совместно". Что же это за "плоскость скользящего отражения", представляющая собой совокупность плоскости симметрии и параллельного ей поступания? Человеческое восприятие, которое, с одной стороны, "является состоянием сознания, с другой...оно поверхностный слой материи, где ощущающий сливается с ощущаемым" (Анри Бергсон. Длительность и одновременность. СПб, 1923 г.). В то же время плоскости скользящего отражения есть касательные к поверхности фигуры. Получается, что восприятие - сложный математический аппарат,а не просто зеркало, в котором отражается осмысленная действительность. Поверхность только одной "плоскости скользящего отражения" - можно рассматривать как поверхность зеркала, то есть плоскость симметрии, а их бесчисленное множество! "Параллельное поступание" - совместный путь Бога и человека...С точки зрения законов симметрии, Бог и Его отражение в человеке - одна и та же бесконечная фигура! Посредством операций трансляции элементарной ячейкой (в данном случае, отображением Бога) можно заполнить все пространство кристаллической структуры (под этим пространством подразумеваем человека). Чтобы трансляционная симметрия сохранилась в реальных конечных кристаллах (людях неверующих), необходимы циклические граничные условия, когда симметрично эквивалентные группы атомов совмещаются друг с другом так, что граница между ними отсутствует (то, к чему, по сути, стремятся церковные богослужения, - соединению личности человека и личности Бога мимо воли - "рабы божии").

Святой Франциск жаждал получить от Бога какой-либо знак подтверждения правильности своего служения, а в качестве награды просил у Него боль, которую Христос Спаситель испытал на кресте Голгофы. И Творец ответил Франциску. В совместном поступательном движении во времени Он дал Франциску Свои раны (перенос ран Иисуса Христа на тело Святого Франциска в виде стигматов).

Итак, "бесконечная" фигура, которая переносится параллельно самой себе, -это Бог и Его образ в человеке. У бесконечной фигуры нет центра симметрии. Бог, отделенный от человека, представлял бы собой конечную фигуру (Бог и Его отображение относительно центра симметрии), а это невозможно, потому что Бог - бесконечная фигура. Таким образом, - грешный человек, не верующий в Бога - это самоубийца.

Человек, отстранившийся от Бога, отражает не Бога, но такого же грешного человека. Будучи на острове Капри, Максим Горький работал над книгой, в которой есть эпизод, как муж в припадке ревности убивает свою жену ножом ударом в печень. Горький до того ясно представил описываемую сцену, боль, предсмертную рану этой женщины, что впал в обморочное состояние, сопровождавшееся появлением стигмы в области печени.

Пребывая во грехе и прилаживая свое бытие к бытию окружающих, люди отпадают от Бога. Между тем, человек обновляется лишь "в познании по образу Создавшего его" (Колос.3:10), который отражен, в частности, в библейских писаниях. "Господь - свет мой и спасение мое..." (Пс. 26:1). Но Бог - свет невидимый (хотя и свет), и св. апостол Павел во 2-м Послании Коринфянам говорит "ибо мы ходим верою, а не видением"(2-е Кор.5:7).(вера - это делание, а не накопление информации). Бог также устремляет свой взор мимо грешного сердца человека и смотрит на душу, жаждущую Божьей любви и спасения, подобно Солнцу: "лице Его - как солнце, сияющее в силе своей" (Откр. 1:16). Еще: "Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин.1:5)- безотносительный свет. Свет мира - Иисус "доколе Я в мире - Я свет миру" (И. 9:5). Всякий другой свет - "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но есть от мира" (1 Ин.2:15,16).

Что видит человек, который смотрит в зеркало? Он видит свое отражение, то есть себя в прошлом, потому что зеркало отражает свет и не отражает время. Физические тела существуют во времени, а время можно выразить движущимся светом. Зеркало обманывает наблюдающего, показывая все предметы в абсолютном времени, а они существуют - в относительном (идея принадлежит ученику 10 класса средней школы Артему Таланцеву). Человек, отстраняющийся от Бога, воспринимает мир зеркально, в образах его восприятия исчезает координата времени. Грешный человек попадает в "ловушку" зеркала: в пространство с отсутствующей временной координатой, и уподобляется находящемуся под гипнозом: он видит себя художником, музыкантом, артистом, но в реальной жизни такого художника, музыканта, артиста нет; человек обманывается в том, что он - "художник"... И только при совместном поступательном движении человеческого восприятия и Духа Святого, человек, действительно, становится настоящим художником в реальной жизни (Сын Божий и Сын Человеческий в одной фигуре). Следовательно, главный наблюдатель - Бог, и Он смотрит на человека как на зеркало. Жив человек, пока он является образом и подобием Божиим, а продолжительность жизни любой цивилизации зависит только от того, насколько человечество в целом соответствует Образу создавшего его Творца.


www.proza.ru

25.01.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован