Ларьки, торгующие самостроком, канули вместе с породившей их перестройкой, а он, чьи опусы по-прежнему проходят по разряду "кооперативного кино", продолжает снимать как заведенный, не ведая ни усталости, ни сомнений. Ближайший родственник его кино - пресловутый театральный "чес". У спектакля, изготовленного на скорую руку в расчете на сборы в провинции, есть несколько непременных составляющих: принцип all stars band (звездные имена исполнителей - главный манок для неизбалованных зрителей), "камерность" (отсутствие художественных излишеств в виде декораций и внятной режиссуры) и, наконец, горячая "актуалка" (второсортность драматургии и актерская фальшь компенсируются игрой в поддавки с умонастроениями масс). Это - продукты одноразового употребления: получить удовольствие при первом просмотре гипотетически возможно, однако лишь немногие оригиналы отправятся вкушать сей плод повторно.
Поначалу Анатолий Эйрамджан пытался адаптировать фабульные ходы и социокультурный антураж рязановских комедий, но вскоре главным и единственным объектом имитации стало разговорное шоу "а-ля Петросян". В этих фильмах простенький анекдот, сам по себе годный разве что для одночастевки, разбухает до нужного формата благодаря вставным скетчам и репризам, среда обитания персонажей значима не более, чем вульгарный задник в немом кино, а сами персонажи суть носители масок, как то: "застенчивый интеллигент", "свой в доску парень", "бабник-жизнелюб" и др. Хотя в подавляющем большинстве его историй верховодят мужчины, а от названий шибает "клубничной" наливкой (Бабник, Импотент), фильмы эти по-своему сентиментальны. Специфическое сочетание скабрезности и сантимента замещает в анекдотах А. Э. важнейший элемент "любовной истории" - эротизм. Да и откуда ему взяться, если степень "раскрученности" исполнителей заботит режиссера много больше, чем их киногеничность, возраст и совместимость в кадре. Экранный "чес" диктует свои законы, однако А. Э. по-своему честен перед публикой: производя кустарным способом фильмы-однодневки, он и не думает прикидываться "серьезным делателем искусства".
Сергей Анашкин
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1080