Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что столь ожидаемый на Западе уход российских миротворцев из буферных зон в Грузии произойдет только после обеспечения там безопасности международными структурами и подписания режимом Саакашвили документа о неприменении силы. Вопрос же о направлении наблюдателей стоит задавать не Москве, а Цхинвалу и Сухуму. Однако признанные Россией республики, судя по всему, не настроены принимать у себя гостей из Европы.
В среду министр иностранных дел России Сергей Лавров провел встречу со своим бельгийским коллегой Карелом де Гюхтом. Основная тема их переговоров для последних дней более чем стандартная - ситуация в Абхазии и Южной Осетии.
"Саакашвили все исказил. Считаем, что это прямой подлог", - отрезал Лавров" Но, как подчеркнул глава российского МИДа, одной из его главных задач в настоящее время является донесение позиции Москвы по событиям на Кавказе до мирового сообщества. "Мы рассказали нашим партнерам, что признание Абхазии и Южной Осетии - это единственно возможный выход и единственно возможный способ обеспечения безопасности республик", - пояснил Лавров.
В частности, на переговорах с де Гюхтом большое значение уделялось ситуации в буферных зонах безопасности вокруг Южной Осетии. США и Евросоюз настаивают на том, что российские миротворцы данные зоны должны немедленно покинуть. Лавров же уверен, что для этого еще "не подготовлена почва".
"Мы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее выполнить план Медведева-Саркози, в котором черным по белому написано, что до создания соответствующих международных механизмов, российские миротворцы должны обеспечивать дополнительные меры безопасности", - заявил глава российского внешнеполитического ведомства.
По мнению Лаврова, это положение сейчас и реализуется в рамках нахождения российских миротворцев в зоне безопасности вокруг РЮО. Кроме того, добавил министр, в Москве полагают, что "международные механизмы должны предусматривать согласование режима зон безопасности, включая их демилитаризацию".
"И, наконец, неотъемлемой частью этого режима (зоны безопасности) должен стать документ о неприменении силы, от подписания которого режим Саакашвили последовательно уклонялся, а его западные друзья не хотели его заставить это сделать,- подчеркнул шеф Смоленской площади. - Поэтому довольно странно слышать, что мы должны прямо сейчас оттуда уходить. Там еще нет пока международного механизма, а когда он будет создан - и будет выполнен пункт пятый плана Медведева-Саркози".
В тоже время Россия считает важным, "чтобы ОБСЕ приняла решение о создании международной полиции". "Рассчитываем, что Евросоюз сыграет ведущую роль в этом вопросе", - отметил Лавров.
К слову, находящийся сейчас с визитом в Грузии министр иностранных дел Италии Франко Фраттини сообщил, что Рим уже готов принять участие в возможной акции ЕС по введению "гражданской полиции" в "зону временной безопасности" у РЮО (речь идет об отправке туда от 150 до 200 человек).
Глава МИД Бельгии в свою очередь на заявления Лаврова отреагировал общими фразами, в основном заострив внимание на необходимости продолжения диалога. "Соглашение Медведева-Саркози должно быть основой для восстановления мирной жизни в регионе. Дискуссии должны проходить так, чтобы они давали рабочие результаты и гарантировали стабильность в регионе", - сказал де Гюхт.
По его словам, "позиция ЕС заключается в том, что не должно быть никаких военных действий в Южной Осетии и Абхазии". "По мнению Москвы - это независимые государства, по мнению Тбилиси - это часть Грузии. Но эти вопросы должны решаться путем переговоров", - отметил глава МИД Бельгии.
Завершая тему выполнения плана Медведева-Саркози, Лавров согласился с тем, что мировое сообщество должно участвовать в обеспечении безопасности Абхазии и Южной Осетии. "Однако, вопрос ЕС или другой структуры о том, что они хотели бы направить своих наблюдателей в Южную Осетию и в Абхазию - это вопрос не к нам, а к Цхинвалу и Сухуму", - передает слова Лаврова ИТАР-ТАСС.
Однако сами Сухум и Цхинвал, судя по всему, не особенно настроены на расширение диалога с западными организациями. Глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев заявил в среду, что никаких западных миротворцев или международных полицейских сил в Южной Осетии не будет. "Этот вопрос нами даже не обсуждается. Южная Осетия полностью доверяет российским миротворцам и считает их надежным гарантом своей безопасности", - заверил он.
А министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заметил, что Сухуму хватает и военных наблюдателей из ООН. "Абхазия выступает категорически против размещения на своей территории каких-либо международных полицейских сил. На территории Абхазии действует миссия военных наблюдателей ООН, которая может продолжить свою работу. Уверен, что смена формата нецелесообразна", - подчеркнул Шамба.
Любопытно, впрочем, что вскоре после пресс-конференции Лаврова тот же Джиоев заявил, что РЮО готова обсуждать с международными организациями вопрос привлечения международных наблюдателей, но пока Цхинвал не получал подобных предложений.
Как бы там ни было, под конец свой встречи с бельгийцем шеф Смоленской площади обратил внимание на тот факт, что между Россией и ее партнерами в вопросе выполнения плана присутствует некоторое недопонимание. "В той версии плана, которую удалось заставить подписать Саакашвили, есть искажение - пункт шестой подписан господином Саакашвили в неверной редакции", - заявил глава российской дипломатии.
"Аутентичный текст, одобренный двумя президентами в Кремле, подразумевает, что начинается международное обсуждение мер обеспечения безопасности и стабильности Абхазии и Южной Осетии, а не в Абхазии и не в Южной Осетии", - объяснил Лавров, резюмировав следующим образом: "Саакашвили же все исказил. Считаем, что это прямой подлог".
ВЗГЛЯД,03.09.08