Глава правительства Хакасии Алексей Лебедь попал под уголовный прицел. Генеральная прокуратура ставит ему в вину злоупотребление служебными полномочиями: отдыхал за границей за счет средств республиканских вузов. Было это семь лет назад. Почему сейчас всплыли события давно минувших дней?
24 июля в России появился очередной повод порадоваться за федеральную власть: под уголовный прицел попал глава правительства Хакасии Алексей Лебедь. Как сообщила Генеральная прокуратура России, Алексей Лебедь подозревается в совершении преступления, предусмотренного статьей 285 ч. 2 УК РФ, т.е. злоупотреблении служебными полномочиями. "Лебедь, являясь высшим должностным лицом Республики Хакасия - председателем правительства республики, дважды выезжа! на отдых за границу за счет средств двух высших учебных заведений", - говорится в сообщении Генеральной прокурату РФ. Уголовное дело возбуждено по результатам выездной проверки Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты при участии местных правоохранительных органов.
"НЕ ВИНОВАТ Я. МЕНЯ ПОЗВАЛИ"
В действительности Алексей Лебедь ездил в США и Австралию за счет Хакасского технического института (филиал Красноярского технического университета) в компании тогдашнего ректора ХТИ Владислава Максака. Было это семь лет назад, и в Хакасии прекрасно помнят ту нашумевшую историю. Владислава Максака привлекли за хищения средств института по результатам проверки КРУ Минфина РФ Хакасии не без помощи нынешнего ректора ХТИ и лидера местно го отделения "Родины" Сергея Рябихина Именно тогда всплыли поездки главы Хакасии за счет института. Все закончилось тем, что Владислав Максак лишился своей должности и в 1999годубылссужденнатригодалишения свободы, но попал под амнистию. Сейчас Алексей Лебедь охотно комментирует обвинения в свой адрес и заявляет о полной невиновности: "У меня есть все оправдательные документы по этим командировкам, которые говорят о том, что я лично их оплатил", - утверждает глава Хакасии. Алексей Иванович даже не подозревает, что подобными заявлениями он только подтверждает свою вину в выдвинутых обвинениях. И дело тут вот в чем.
СЕМЕЙНЫЙ ОТДЫХ
В том далеком 1999 году между ректором ХТИ Владиславом Максаком и бывшим руководителем этого вуза Сергеем Рябихиным разразилось нешуточное противостояние. Как по мановению волшебной палочки контрольно-ревизионное управление Минфина РФ по Хакасии вдруг провело проверку деятельности финансово-хозяйственной деятельности Максака и выявило серьезные хищения бюджетных средств; Выяснилось, например, что Владислав Максак не стеснялся летать на государственные деньги в заграничные командировки вместе с семьей и снимать дорогие номера в пятизвездочных отелях. Результаты проверки были направлены в прокуратуру Хакасии и просочились в СМИ. Против Владислава Максака было возбуждено уголовное дело. После начала уголовного преследования ректора Алексей Лебедь дал пресс-конференцию для местных СМИ, где заявил, что и он по приглашению Владислава Максака ездил за границу. Однако о том, что поездки финансировались из средств института, узнал только после возбуждения дела против своего спутника. По словам Алексея Лебедя, он даже не подозревал, что прокатился за счет государства, а как только узнал, сразу возместил причиненный ущерб. Хотя представить главу субъекта Федерации, приглашенного руководителем местного вуза слетать в Америку, при этом незадавшемся элементарным вопросом - за чей счет праздник, - трудновато. Перелеты с одного конца света на другой, это все-таки не поездка по государственным делам в Москву. Оправдания Алексея Лебедя, мол, Максак ввел меня в заблуждение тем, что поездку оплатил некий благотворительный фонд, выглядели и тогда, и сейчас нелепыми. Если бы таинственный фонд действительно существовал в природе, то наверняка такого дорогого гостя, как главу правительства Хакасии (на тот момент к тому же члена Совета Федерации) Алексея Лебедя, пригласил от своего имени, а не устами ректора Максака. Алексей Иванович недавно признался, что хранит даже вырезки из газет о тех поездках. Однако о названии фонда или о чудом сохранившемся приглашении Алексей Лебедь не сказал ни слова.
Как бы там ни было, тогдашний скандал закончился печальными последствиями только для Владислава Максака. На состав преступления Алексея Лебедя, который был налицо, прокуратура Хакасии закрыла глаза. Сейчас Алексей Иванович упорно твердит: "Да, летал. Но возместил". Однако это больше похоже на явку с повинной. Дело в том, что с позиции Уголовного кодекса России, возмести Алексей Лебедь ущерб до возбуждения уголовного дела против Владислава Максака, у правоохранительных органов к нему, действительно, не могло быть претензий. Алексей Иванович покрыл расходы уже после начала официального уголовного разбирательства против ректора ХТИ. Такие выплаты с точки зрения закона рассматриваются не иначе как признание в соучастии в преступлении, а возмещение может служить только смягчающим обстоятельством. Проще говоря, пытаясь оправдать себя, Алексей Лебедь, по сути, соглашается с обвинениями в свой адрес.
В Хакасии по-разному восприняли сообщение о возбуждении уголовного дела против Алексея Лебедя. Для рядовых граждан новость об уголовном преследовании председателя правительства оказалась неожиданной. При этом одни сочувствуют Лебедю, другие считают, что за чиновников правительства Хакасии давно пора было взяться. Но среди политической и деловой элиты чего-то подобного ожидали с весны. При этом ни у кого не вызывает сомнений то, что неприятности у местных высокопоставленных чинов начались после отказа депутатов Верховного совета Хакасии досрочно прекратить полномочия члена Совета Федерации от Хакасии Аркадия Саркисяна. Напомним, что после отклонения просьбы главы Совета Федерации Сергея Миронова уволить Саркисяна, в Абакан прибыла межведомственная комиссия Генпрокуратуры МВД, которая проверяла деятельность республиканского правительства на протяжении двух месяцев. Итогом проверки стало возбуждение уголовных дел против ряда высокопоставленных чиновников правительства. В хищении бюджетных средств подозревается министр здравоохранения Хакасии Любовь Бурнакова. Возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении министра сельского хозяйства Александра Трейзе и ряда чиновников его ведомства. В злоупотреблении служебными полномочиями обвиняют председателей сразу двух правительственных комитетов: по промышленности - Анатолия Воронова и туризму - Валерия Сидорука. В хищении в особо крупных размерах обвиняется ректор Хакасского государственного университета Валентин Кузьмин. На прошлой неделе абаканский городской суд, наконец, отстранил его от исполнения служебных обязанностей. Суд признал правомерными опасения прокуратуры в том, что во время следствия Кузьмин на занимаемой должности может оказывать давление на свидетелей из числа своих подчиненных. В суд передано уголовное дело по обвинению бывшего первого зама Алексея Лебедя Василия Цыганка в получении взятки в размере 400 тысяч рублей. Что будет дальше, одному богу известно.
ЖИЗНЬ БЕЗ ЦАРЯ
Это только на первый взгляд кажется, что Алексею Лебедю предъявлены смешные обвинения. В деятельности республиканского правительства можно найти нарушения финансовой дисциплины гораздо серьезнее, чем поездки за границу за чужой счет. Например, нелишним было бы выяснить загадочное исчезновение 130 млн рублей налогов с Саяно-Шушенской ГЭС. Многие заинтересованные лица не прочь полистать отчет о расходовании средств резервного фонда правительства Хакасии за прошлый год и т. д. Однако как считают представители правоохранительных органов Хакасии, гораздо легче доказать мелочевку, чем хищение с помощью хитроумных схем десятков миллионов. Не случайно возбуждены уголовные дела на членов правительства Хакасии. Не исключено, что придет время, и они заговорят о роли руководителя Хакасии в своих делах.
По всей видимости, Алексея Лебедя не посадят. Несмотря на то что по предъявляемым обвинениям ему может грозить до семи лет лишения свободы. Но если учтут его многочисленные награды как на военной, так и на гражданской службе, хорошую характеристику с места работы, он вполне может рассчитывать на условный срок. Что ни у кого не вызывает сомнений в Хакасии, так это то, что после устранения Алексея Лебедя с политической арены начнется "исторический процесс" воссоединения Хакасии с Красноярским краем. И как это ни странно, это никого не пугает.
("Вечерний Красноярск", 02.08.06, Михаил Афанасьев)