Создана ассоциация, объединяющая участников и организаторов электронных госзакупок
Несмотря на то что закон об электронной торговле пока еще не принят Госдумой, электронная коммерция в различных своих проявлениях, начиная от Интернет-магазинов и заканчивая электронными системами госзакупок, в России существует уже несколько лет. До последнего времени интересы участников электронной торговли представляли два объединения - Ассоциация российских Интернет-магазинов, в которую входят компании, использующие Сеть в качестве канала продаж, а также ЭлКиТо - Ассоциация электронной коммерции и торговли, в которую входят разработчики соответствующих решений и программных продуктов.
Теперь создана еще и Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). Новая ассоциация видит свою задачу в повышении эффективности проведения государственных закупок за счет внедрения соответствующих электронных систем. Как подчеркнул Олег Бяхов, начальник управления Минсвязи РФ по координации ФЦП "Электронная Россия", электронные госзакупки - наиболее важный проект в рамках ФЦП, поскольку позволяет реально экономить бюджетные средства.
Председателем правления ассоциации назначен Дмитрий Черешкин, вице-президент РАЕН. Учредителями ассоциации стали государственные учреждения и предприятия, которые занимаются организацией электронных торгов для областных и краевых администраций. Такие структуры существуют в некоторых регионах, в частности Белгородский информационный фонд, Агентство по госзакупкам Республики Татарстан, Новгородский информационный центр, а также фонды имущества различных областей. В рамках Ассоциации будет создан координационно-методический центр, участвовать в работе которого будут представители коммерческих и госструктур, а также Институт системного анализа РАЕН.
В регионах уже накоплен довольно большой опыт создания систем электронных закупок, в которых решены проблемы, вызванные несовершенством законодательства. Обобщить этот опыт - еще одна задача ассоциации и ее координационно-методического центра.
Так, например, в рамках нынешнего закона о госзакупках не предусмотрена возможность применения принципа аукциона в госторгах. Поставщики имеют право назвать цену один раз и не снижают ее в ходе торгов. В результате заказчик выбирает из нескольких ценовых предложений, зачастую не соответствующих реальной рыночной цене на товар или услугу. Чтобы обойти это ограничение, в Новосибирской области, например, была создана система электронного мониторинга цен. Она позволяет собрать информацию обо всех зарегистрированных в системе предложениях поставщиков и определить оптимальные ценовые рамки для торгов. По словам Михаила Латышева, директора "Электронного аналитического центра" администрации Новосибирской области, за последние полтора года электронный мониторинг цен проводился более 150 раз, а экономическая эффективность внедрения системы составила 25%. В этом году, как сказал Латышев, на электронной торговой площадке Новосибирской области объем торговых операций должен составить около 3 млрд. руб.
Аналогичную систему для сбора электронных заявок на участие в тендерах создали и в Белгородской области. Ее использование, по мнению Дмитрия Пантелеева, директора "Белгородского информационного фонда", не только увеличило эффективность госзакупок, но и существенно расширило географию поставок.
Уже замечено, что при переходе от обычного механизма организации тендеров к электронному наблюдается существенное сокращение расходов госзаказчика - до 25%.
Но сравнить эффективность работы различных систем, а также оценить расходы на поддержку каждой из них - на обновление ПО, содержание квалифицированного персонала довольно сложно. Изучением этого вопроса также займутся специалисты НАУЭТ. Но главной задачей ассоциации все же будет решение проблемы принятия и реального проведения в жизнь всего пакета законов об ЭЦП, электронном документообороте и электронной торговле.
Первые шаги для решения этой проблемы, по словам Олега Бяхова, уже сделаны - назначено ведомство, ответственное за создание главного федерального удостоверяющего центра по ЭЦП. Это Минсвязи. До конца года будет выделено 26 млн. руб. на введение центра в эксплуатацию. На местах во многих госструктурах и организациях созданы локальные удостоверяющие центры.
N19 (192), 9 октября 2003 года
www.crn.ru