09 октября 2003
1304

Легитимизация электронных госторгов

Создана ассоциация, объединяющая участников и организаторов электронных госзакупок

Несмотря на то что закон об электронной торговле пока еще не принят Госдумой, электронная коммерция в различных своих проявлениях, начиная от Интернет-магазинов и заканчивая электронными системами госзакупок, в России существует уже несколько лет. До последнего времени интересы участников электронной торговли представляли два объединения - Ассоциация российских Интернет-магазинов, в которую входят компании, использующие Сеть в качестве канала продаж, а также ЭлКиТо - Ассоциация электронной коммерции и торговли, в которую входят разработчики соответствующих решений и программных продуктов.

Теперь создана еще и Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). Новая ассоциация видит свою задачу в повышении эффективности проведения государственных закупок за счет внедрения соответствующих электронных систем. Как подчеркнул Олег Бяхов, начальник управления Минсвязи РФ по координации ФЦП "Электронная Россия", электронные госзакупки - наиболее важный проект в рамках ФЦП, поскольку позволяет реально экономить бюджетные средства.

Председателем правления ассоциации назначен Дмитрий Черешкин, вице-президент РАЕН. Учредителями ассоциации стали государственные учреждения и предприятия, которые занимаются организацией электронных торгов для областных и краевых администраций. Такие структуры существуют в некоторых регионах, в частности Белгородский информационный фонд, Агентство по госзакупкам Республики Татарстан, Новгородский информационный центр, а также фонды имущества различных областей. В рамках Ассоциации будет создан координационно-методический центр, участвовать в работе которого будут представители коммерческих и госструктур, а также Институт системного анализа РАЕН.

В регионах уже накоплен довольно большой опыт создания систем электронных закупок, в которых решены проблемы, вызванные несовершенством законодательства. Обобщить этот опыт - еще одна задача ассоциации и ее координационно-методического центра.

Так, например, в рамках нынешнего закона о госзакупках не предусмотрена возможность применения принципа аукциона в госторгах. Поставщики имеют право назвать цену один раз и не снижают ее в ходе торгов. В результате заказчик выбирает из нескольких ценовых предложений, зачастую не соответствующих реальной рыночной цене на товар или услугу. Чтобы обойти это ограничение, в Новосибирской области, например, была создана система электронного мониторинга цен. Она позволяет собрать информацию обо всех зарегистрированных в системе предложениях поставщиков и определить оптимальные ценовые рамки для торгов. По словам Михаила Латышева, директора "Электронного аналитического центра" администрации Новосибирской области, за последние полтора года электронный мониторинг цен проводился более 150 раз, а экономическая эффективность внедрения системы составила 25%. В этом году, как сказал Латышев, на электронной торговой площадке Новосибирской области объем торговых операций должен составить около 3 млрд. руб.

Аналогичную систему для сбора электронных заявок на участие в тендерах создали и в Белгородской области. Ее использование, по мнению Дмитрия Пантелеева, директора "Белгородского информационного фонда", не только увеличило эффективность госзакупок, но и существенно расширило географию поставок.

Уже замечено, что при переходе от обычного механизма организации тендеров к электронному наблюдается существенное сокращение расходов госзаказчика - до 25%.

Но сравнить эффективность работы различных систем, а также оценить расходы на поддержку каждой из них - на обновление ПО, содержание квалифицированного персонала довольно сложно. Изучением этого вопроса также займутся специалисты НАУЭТ. Но главной задачей ассоциации все же будет решение проблемы принятия и реального проведения в жизнь всего пакета законов об ЭЦП, электронном документообороте и электронной торговле.

Первые шаги для решения этой проблемы, по словам Олега Бяхова, уже сделаны - назначено ведомство, ответственное за создание главного федерального удостоверяющего центра по ЭЦП. Это Минсвязи. До конца года будет выделено 26 млн. руб. на введение центра в эксплуатацию. На местах во многих госструктурах и организациях созданы локальные удостоверяющие центры.


N19 (192), 9 октября 2003 года
www.crn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован