21 марта 2007
2564

Лекарство хуже болезни

Тема изменения Устава железнодорожного транспорта, которая уже обсуждалась в газете "Гудок" (No 11 от 24 января), получила дальнейшее развитие в стенах Государственной думы.

Депутат Госдумы, зампред комитета по безопасности Виктор ВОЙТЕНКО внес свой вариант законопроекта.

Таким образом, теперь на рассмотрении парламента находятся четыре законопроекта по изменению статей 43,62, 99 и 100 устава. Напомним, что группа депутатов во главе с Павлом Крашенинниковым предлагает отменить штрафы, взимаемые с грузоотправителей за несвоевременную выгрузку вагонов и контейнеров. Вторая группа парламентариев, возглавляемая Геннадием Гудковым, предлагает предоставить владельцам железнодорожных путей необщего пользования, являющихся одновременно грузоотправителями и грузополучателями, дополнительное неоплачиваемое время за пользование вагонами. В подобных изменениях заинтересованы прежде всего металлурги.

Председатель комиссии по взаимодействию с органами власти консорциума "Русская сталь" Василий Варенов пожаловался: "Сумма штрафов, которые были начислены ОАО "ММК" в прошлом году, составила 130 миллионов рублей. Фактически штрафы заставляют предприятие доплачивать еще 30 процентов от общей суммы за пользование вагонами".

Депутат Виктор Войтенко, предложивший третий вариант, в корне не согласен с авторами этих поправок. Он считает, что изменение статьи 43 приведет к превращению вагонов в склады на колесах. Возникнет дефицит вагонов, в местах выгрузки образуются пробки, а пропускная способность железных дорог значительно снизится.

Суть законодательной инициативы депутата состоит в поиске компромисса между действующим и предлагаемыми проектами устава. "Я предлагаю вариант, при котором санкции в отношении грузоотправителей и грузополучателей снижаются, но в распоряжении перевозчика остается некий "кнут", без которого на железнодорожном транспорте невозможно поддерживать порядок и от которого предлагает полностью отказаться Павел Крашенинников", - заявил "Гудку" Виктор Войтенко.

Третий вариант поправок в устав предполагает наложение штрафа за задержку вагонов не через 24, а через 48 часов после окончания срока бесплатного хранения. Кроме того, депутат Войтенко предлагает поставить точки над "i" в вопросе штрафов, которые ОАО "РЖД" как хозяйствующий субъект не имеет права брать со своих партнеров по бизнесу. Оказывается, эта "новелла" уже прописана в уставе, просто недостаточно внятно. Сейчас существуют два вида штрафов - административный и гражданско-правовой. Их нередко путают.

Это приводит к тому, что оштрафованный грузоотправитель или грузополучатель обвиняет перевозчика в применении административных санкций, чего хозяйствующий субъект делать не вправе.

Опасения в терминологической путанице разделяет и председатель комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Виталий Ефимов. "Меня беспокоит терминологическая небрежность варианта законопроекта, предложенного Павлом Крашенинниковым. Если согласиться с его предложениями, то сразу же после вступления в ВТО нам опять придется менять устав", - считает руководитель комитета.

Надо учиться правилам, по которым работают в странах с развитой рыночной экономикой: там нет понятий "неустойка" или "штраф", которые могут иметь двойное толкование, а есть понятие "возмещение ущерба".

Поток законодательных инициатив, обрушившийся на парламент, беспокоит руководителей регионов. В частности, заместитель председателя Законодательного собрания Пензенской области Валерий Лидин, комментируя законопроект Виктора Войтенко, заявил, что в данном случае изменения сводятся лишь к значительному снижению финансовой ответственности грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования.

Это приведет к снижению заинтересованности предприятий в рациональном использовании подвижного состава, считает Валерий Лидин. "Причина в том, что штрафные санкции относятся на чистую прибыль предприятий, а трехкратная плата за пользование вагонами будет включаться в стоимость перевозок и следовательно в себестоимость продукции. Депутаты Законодательного собрания Пензенской области считают нецелесообразным поддерживать проект законопроекта, предложенный Виктором Войтенко", - резюмировал Валерий Лидин.


Гудок. Москва.

15 февраля 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован