21 ноября 2003
2986

Леонид Абалкин: Можно ли математикой обустроить экономику России

Иван Грозный видит Генри Форда насквозь

После того как президент Путин в Послании Федеральному собранию поставил цель удвоить ВВП за 10 лет, в экономическом сообществе наблюдается повышенная активность. Экономисты чувствуют себя востребованными, почти как физики во время атомного проекта или конструкторы в период освоения космоса. Но в отличие от точных наук с экономическими теориями особо не поэкспериментируешь. Верный путь приходится нащупывать в дискуссиях. В президиуме РАН в присутствии всего цвета нашей экономической мысли под председательством академика-секретаря Отделения общественных наук Валерия Макарова состоялся горячий спор об экономическом обустройстве России.

В ноябре нашу страну посетил знаменитый экономист Пол Уолкер, который много лет руководил Федеральной резервной системой США и считается творцом американского экономического чуда 1980-х годов. Основная мысль Уолкера, которую он озвучил в лекциях, сводилась к необходимости поддержания баланса в экономике. Но что есть баланс, что есть равновесие? Сугубо математические понятия. Вооружившись этими аналогиями, академик Роберт Нигматулин, автор многих трудов по механике и динамике многофазовых переходов, решил наложить математические модели на экономические объекты, кои являются не чем иным, как динамическими системами. Изыскания новообращенного экономиста-математика вызвали у экономистов-профессионалов неподдельный интерес. Перерос ли интерес в согласие и в чем суть идей академика Нигматулина?

Министр экономики ФРГ в 1949-1963 годах Людвиг Эрхард говорил: покупательский спрос должен умеренно опережать производственные возможности. В России цена 1 кг хлеба равна 1 л бензина, в США - 5 л бензина. На 1 среднемесячную зарплату в России можно купить 400 л бензина, а в США - 5700 л бензина, хотя наш бензин даже дешевле американского. Этот дисбаланс приводит к ущемлению крестьянства: производство зерна просто не покрывает затраты, попутно ведет к фатальной деградации почв, которые уже 15 лет не знают удобрений. Низкая зарплата, то есть низкая покупательная способность населения, по расчетам Нигматулина, оказывается главным тормозом развития российской экономики. Если в США фонд зарплаты составляет 70% ВВП, то в России с учетом теневой экономики - около 25%. Нет спроса - нет, судя по математическим моделям, и экономики. Кстати, в 1920-е годы Генри Форд добился значительного повышения минимальной зарплаты, что привело к быстрому росту производства автомобилей. Той же тактики - поднимая долю оплаты труда в ВВП - придерживался президент Рузвельт, когда выводил США из кризиса в 1930-е годы. Этим путем шел и Людвиг Эрхард в восставшей из руин Германии.

Какая же минимальная зарплата должна быть в России? При пересчете на цену хлеба - 4 тысячи рублей. Академик Нигматулин категорически против передела собственности. Его метод - перераспределение доходов, это коренная проблема экономики России. К несчастью, она, исходя из нашего невеселого опыта, считается уделом большевиков. Предложен и мягкий алгоритм извлечения сверхдоходов у 10% самых богатых в пользу 10% самых бедных. Зарплата последних вырастет в 2 раза, если у первых забрать всего 7% доходов. При этом поднимется и цена товаров, стоимость оплаты ЖКХ, но это повышение составит примерно 25% против 100% роста зарплаты.

Какова же реакция асов экономики? Тем более что идеи математика Нигматулина отвечают не только народным чаяниям, но и последним настроениям ряда государственных руководителей. Директор Института экономики академик Леонид Абалкин считает: "Низкая оплата труда - главный тормоз научно-технического прогресса. В рыночной экономике новая техника оправданна только в том случае, если она оказывается дешевле сэкономленной зарплаты. А мы, очевидно, идем к примитивному ручному труду".

Директор Института социально-экономических проблем народонаселения, член-корреспондент РАН Наталья Римашевская, которая является ведущим в России специалистом по ценам, говорит: "Экономисты ищут ресурсы для решения поставленной президентом задачи по удвоению ВВП. Перераспределение доходов - многажды проверенный на Западе путь для развития экономики и подъема уровня жизни. У нас почему-то этот механизм ни разу не применялся. В науке проблемы распределительной экономики считаются центральными, но правительство идет в противоположную сторону".

Многолетний академик-секретарь Отделения экономики РАН Дмитрий Львов заметил, что неоднократно встречался с выдающимися физиками и математиками, которые, не имея экономического образования, предлагали блестящие экономические идеи. Академик Львов консолидировался с коллегами: надо переоценить то, что было недооценено на раннем этапе перестройки. По существу, академические речи свелись к проблеме извлечения ренты, к чему призывают сейчас многие видные политики.

Итак, российские экономисты едины. Остается один вопрос: в 1990-х годах светлые экономические умы чуть не в полном составе побывали на самых видных постах в правительстве, но наладить верный экономический курс не сумели. Между тем в Китае, когда задумывали реформы, консультировались с нобелевским лауреатом по экономике Кеннетом Эрроу. Может быть, и нам стоит прислушаться к нобелевскому лауреату по экономике 2001 года Джозефу Стиглицу: "По уровню неравенства Россия сравнима с самыми худшими латиноамериканскими обществами с полуфеодальной системой"?

После диспута состоялся товарищеский фуршет. Вокруг стола в зале "Ротонда" стояли реконструированные Герасимовым головы русских царей. Что они знали об экономике? И удалось ли нам узнать о ней хотя бы чуть больше?


http://www.finiz.ru/economic/article698811

21.11.2003

Сергей ЛЕСКОВ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован