11 мая 2005
1507

Леонид Богданов: Как учиться на ошибках?

Леонид Николаевич, по всей стране проходят акции протеста пенсионеров в связи с монетизацией льгот. Власти уверяли, что это продуманная и необходимая реформа, что пенсионерам и другим льготникам будет только лучше. Какова Ваша оценка происходящего?

Может быть, кризис с отменой льгот научит власти прогнозировать последствия своих действий, а если это не удалось, - хотя бы исправлять очевидные ошибки? В этом смысле полезно взглянуть на ситуацию вот с какой стороны.

В наступившем году на федеральном уровне предстоит переход к бюджетированию, ориентированному на результаты (мы говорили об этом на opec.ru). Естественно, что Правительство при этом должно отслеживать деятельность каждого министерства, оценивать эффективность его работы на основе определённых показателей, вмешиваться в процесс и корректировать, когда и если это необходимо. Да и сами министерства должны опубликовать набор показателей, по которым они сами, равно как и население, могут оценивать свою работу.

Нынешнюю ситуацию можно рассматривать как экспериментальную проверку предлагаемых нововведений.

Есть ли у общества возможность получить ответы на совершенно естественные вопросы.

Какие цели ставило перед собой министерство здравоохранения и социального развития в 2005 году? Учитывались ли возможные последствия реформ? Что сделано для снижения рисков? Существует ли обратная связь с потребителями бюджетных услуг? Ведь эти рассерженные пенсионеры и милиционеры - как раз и есть потребители услуг Минздрава.

Заглянем в доклад Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (см. opec.ru Сводный доклад Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов под руководством А.Д. Жукова). Ничто в нём не предвещает разразившейся грозы.

Стратегические цели Министерства на 2005 год выглядят абсолютно бесконфликтно:
1. повышение реальных денежных доходов населения, сокращение числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
2. развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации
3. повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. содействие занятости населения, обеспечение государственных гарантий трудовых прав граждан.
5. содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом.

Для тех, кто еще не догадался, все проблемы вызваны стремлением к цели No 2, а точнее, решение задачи 2.1. "Обеспечение поэтапного роста среднедушевого дохода нуждающихся граждан, на которых распространяются установленные федеральным законодательством меры социальной поддержки", которая и обеспечивает достижение этой цели.

Как записано в докладе Министерства, "для решения указанной тактической задачи предусматривается ввести денежные выплаты гражданам вместо натуральных льгот, увеличив тем самым расходы федерального бюджета (в год на одного получателя в среднем) с 2,9 тыс. рублей в 2002 году до 12,1 тыс. рублей в 2005 году, до 13,4 тыс. рублей в 2007 году. В совокупности с другими мероприятиями это позволит уменьшить численность граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума (с учетом ее роста), на 10-12 млн. человек. Одновременно предстоит повысить эффективность и доступность лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения этой категории граждан за счет предоставления им пакета социальных услуг". (см. opec.ru Сводный доклад).

Оценивать "уровень реализации указанной задачи" предлагается по следующему показателю: "ежемесячные совокупные выплаты и иные формы социальной поддержки из федерального бюджета на одного нуждающегося гражданина".

Понятно, что контрольный показатель, выбранный таким странным образом, продемонстрирует сумасшедший рост расходов федерального бюджета. При этом Министерство (да и Правительство тоже) не получит важнейшей информации - о том, как оценивают потребители услуг "эффективность и доступность лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения", а также о том, в какой степени денежные выплаты замещают льготы. Без этой информации невозможна нормальная оперативная работа.

Надеюсь, конфликтная ситуация подтолкнёт власть не к поспешным шагам, а к реальной оценке издержек и выгод от намечаемых реформ, учёту мнения потребителей услуг государства при работе над бюджетными программами.

14 января 2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован