Глава 1. В поисках дороги к экономическому росту
К началу лета 1998 года финансовый кризис вынудил новое Правительство перейти к чрезвычайным мерам в рамках антикризисной программы, представленной Государственной Думе 23 июня. Еще в начале 1998 г. стратегической целью экономической политики Правительства было восстановление экономического роста в России. Это отмечено, в частности, в Послании Президента РФ Федеральному собранию 1998 г.: "Экономика стабилизирована, спад остановлен, появились первые признаки роста... У нас сформированы условия для перехода от стратегии преодоления кризиса к стратегии подъема. А в центр внимания текущей политики ставится задача экономического роста".
Рыночные реформы 1992-1997 гг. в России привели к передаче большей части национальных активов в частный сектор, резкому расширению доступа к ресурсам, устранению ценовых диспропорций, присущих плановой экономике. Произошла значительная либерализация торговли (в том числе внешней), сближение структуры внутренних цен с мировыми, выход страны на мировые финансовые рынки. Более шести лет реформ, более семи лет экономического кризиса, усталость жителей страны от экономических и социальных трудностей, приближающиеся выборы 1999-2000 гг. требуют трезвой оценки состояния хозяйственного механизма и перспектив экономического развития. Бесспорны успехи в области либерализации экономики, изменении характера потребительского рынка (что на уровне массового восприятия выражается в отсутствии очередей и "дефицита"), создании начальных условий для частнопредпринимательской деятельности. В последние один-два года Правительство столкнулось с малоприятной реальностью: реформы продолжаются, но поворот к экономическому росту запаздывает, и преимущества рыночной экономики в области эффективности производства не могут проявиться в условиях затяжного спада производства.
Ожидания возобновления устойчивого экономического роста как непосредственного результата финансовой макростабилизации базировались на опыте других стран с переходной экономикой. Первой ласточкой стала Польша, где рост возобновился уже в 1992 г., потом Словения и Румыния в 1993 г. В 1994 г. рост был отмечен почти во всех странах с переходной экономикой за пределами бывшего СССР, а также в Эстонии и Литве. В результате, начиная с 1994-1995 гг., многие наблюдатели (в том числе международные эксперты) стали ожидать поворота к росту в России сразу за макростабилизацией. Практически речь шла о том, что приватизированная экономика при условии жестких бюджетных ограничений и подавления инфляции немедленно поворачивает к росту. Возникло представление о росте как естественной награде за глубокие рыночные реформы. Видимо, оно отчасти повлияло и на официальные прогнозы (см. табл. 1.1). С этой точки зрения, ожидания выхода России из переходного кризиса по примеру европейских соседей сыграли плохую службу: решение ряда тяжелых социально-экономических проблем фактически откладывалось до выхода на повышательную траекторию развития.
http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=15641
21 ноября 2000
viperson.ru