В прямом эфире СИТИ-FM президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев прокомментировал преобразования в Стабилизационном фонде.
Нефтегазовых доходов России в 2009 году может не хватить на поддержание величины Резервного фонда на уровне 10% ВВП. С таким заявлением выступил сегодня на заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин. Он напомнил, что выделить из Стабилизационного фонда специальный Резервный фонд объемом 10% ВВП было решено в результате обсуждения на бюджетной комиссии в среду.
Премьер-министр России Михаил Фрадков, в свою очередь, пояснил, что сейчас закладывается новая идеология работы над бюджетом, которая предусматривает формирование так называемого НЕ-нефтегазового бюджета.
Теперь в Стабилизационный фонд будут зачисляться не только НДПИ и пошлины на нефть, но и на газ, а также пошлины на
нефтепродукты. Таким образом, Стабфонд преобразуется в "нефтегазовый фонд", в котором будут выделены две части:
- Резервный фонд (объемом 10% ВВП), который будет исполнять роль "подушки безопасности" в случае резкого падения цен на нефть,
- и Фонд будущих поколений, за счет которого будут решаться социальные вопросы.
По расчетам Минфина, в 2008 году величина накопленных ресурсов в Резервном фонде будет составлять порядка трех с половиной триллионов рублей. "А затем нефтегазовых доходов будет даже не хватать для поддержания величины в 10% ВВП", - поделился прогнозом Кудрин.
Согласен ли с таким пессимизмом наш эксперт - президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев?
- Это уже неожиданный поворот темы, потому что стоим перед огромной сахарницей, потом решили еще разделить ее на стабфонд и на фонд поколений - сделать две такие большие сахарницы. Хватит ли на две? Мы при этом делим же деньги, которые приходят от высоких цен на нефть. Хорошо, наполним этот фонд на год позже, ничего страшного. Если цены высокие, то тогда не нужно срочно использовать стабфонд, важнее развивать экономику и создавать фоны будущих поколений. Если же цены снижаются, то все равно нужно переключаться на производство какой-то другой продукции. В принципе, Минфин это придумал для того, чтобы сохранить надежную подушку для бюджета, в случае падения цен на нефть, и как-то подтолкнуть развитие, дать возможность тем, кто ждет избыточных нефтяных доходов, возможность работать с этими средствами тем или иным способом.
Получается, что речь идет о некой новой финансовой стратегии? До этого мы копили деньги в одном стабфонде, теперь - в двух?
- Я не очень понимание продвижение социальных программ. Основная разница в использовании этих фондов - это не в названии проблем, а в способе использования. Если средства собираются использовать на развитие, а страна у нас не сильно богата, есть проблемы инвестирования в развитие, это одно. Если это именно расходы социальные, то потратить несложно, вопрос - откуда они потом возьмутся второй раз? Поэтому Минфин страшно осторожен, он очень боится падения цен на нефть и очень хотел бы сохранить максимум средств в резерве. В этом смысле его понять можно.
Многие специалисты утверждают, что нельзя тратить деньги стабфонда на решение неких сиюминутных задач. Если фонд разделят, что-то принципиально изменится?
- Изменится в том плане, что Минфин получит свои гарантированные 10%, с которыми никто ничего не сделает. Второе: когда переводишь бюджетные деньги, полученные от нефти, в отдельную категорию, то вам предложено сбалансировать бюджет так, как будто у вас нет нефтяных денег. Давайте жить по средствам без нефти. Это различные ухищрения с целью обеспечить сохранность денег на "черный" день. И что-то оставить для развития.
22.03.2007
http://www.city-fm.ru/news/?id=208322
viperson.ru