06 апреля 2000
2090

Леонид Григорьев: Нефтяной риск

У России есть три года, чтобы заработать на жизнь сырьевым экспортом

Россия находится в зависимости от колебаний мировых цен на нефть и другое сырье. А это, как и прежде, угрожает быстрой сменой коротких взлетов бурными финансовыми" крахами. Советская экономика в 1986 году была подорвана не только борьбой с алкоголем, но и снижением нефтяных цен.
Этот же фактор оказался не последним в дефолте 98-го.

Социальные расходы, бюджет развития, оборонный заказ России в ближайшие годы могут остаться заложниками конъюнктуры, находящейся вне пределов национального контроля. Как уйти от этого традиционного промаха нашей экономической политики?

Бог дал - Бог взял

Вывод банален: пользоваться своими экспортными возможностями нужно осторожно и с пользой, не влезая при этом в непосильные долги. Россияне уже почти поверили в самими же созданную иллюзию окончания острых финансовых проблем. Но мы лишь выходим из финансового шока, и экономическое оживление сегодня не должно нас успокаивать. Иначе малейший экономический рост и высокие экспортные доходы снова родят спекулятивный бум на рынке акций, за которым последует новый кризис. Такие циклы выглядят просто и однообразно: рост спроса на сырье в развитых странах - рост цен, доходов, госрасходов страны-экспортера, чрезмерные заимствования и инвестиции (особенно в храмы и особняки). Затем перепроизводство (или экономия товара, появление заменителя), падение цен на мировом рынке - банкротства по всей стране-экспортеру, крах бюджетных доходов и госбумаг, социально-политический кризис.

Описание общее, но абсолютно подходящее к дефолту 1998 года. Голоса скептиков и осторожных в 97-м были мало слышны на пиру по поводу скачка сырьевых цен. В результате Россия была отброшена на много лет назад в развитии финансово-экономической системы. Нет в мире ничего менее надежного, чем высокие цены на нефть.

Экономике России за последние два года пришлось испытать два внешних шока противоположного свойства - падение цен на нефть до уровня 52 долларов за тонну в начале 1999 года и взлет до 161 доллара за тонну год спустя.

На заграницу надейся, да...

В ближайшие годы мировой ВВП будет расти сравнительно быстро: с 2000-го по 2002 год - 3,4 проц. Поведение мировой экономики во многом будет определяться ценой на основные биржевые товары, прежде всего на нефть. Большинство аналитиков считают, что в 2000 - 2001 годах цены на энергоносители снизятся, но незначительно.

В конце марта на заседании Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), вероятно, будет решено увеличить добычу нефти и сохранить цены на нее в диапазоне 20-25 долл. за баррель. 8 марта цены уже поползли вниз. Это связывают с позицией Саудовской Аравии, которой для осуществления платежей по внешнему долгу необходим уровень не ниже 21 долл. за баррель. По мнению аналитиков, доведение цены на нефть до уровня 20 долл. за баррель потребует роста добычи на 1,7 млн. баррелей в день с апреля 2000-го. Однако, скорее всего, увеличение страновых квот будет существенно ниже - ОПЕК опасается обвалить цены на энергоносители.

В целом прогнозы нефтяных цен на ближайшую перспективу колеблются в пределах 18 - 22 долл. за баррель в 2000 - 2005 годах. Высокие цены (более 25 долл.) могут появиться только в исключительных случаях.

В любом случае спад цен на нефть будет кратким, поскольку циклы развития сырьевых отраслей, создания заменителей и методов экономии все сокращаются. К тому же либерализация мировой торговли сопровождается созданием сильных механизмов неявной защиты внутренних рынков от экспорта. Страновые картели в сырьевых отраслях способствуют стабилизации цен, но с большим трудом, и не гарантируют устойчиво высоких доходов странам с сырьевым экспортом.

Снижение цен на нефть вполне может произойти уже к 2003 -2004 годам. Именно на это время приходятся один из пиков выплат по облигациям российского долга и новые президентские и парламентские выборы. Как не попасть в такой момент в долговую горячку?

Жадность - двигатель дефолтов

В конце XX века мы вновь оказались в положении страны, вынужденной использовать сырьевой экспорт, чтобы создавать или модернизировать конкурентоспособные отрасли промышленности (часто это равно по стоимости). В бюджете 1999 года на ТЭК пришлось 26 проц. доходов, в бюджете-2000 доходы от внешнеэкономической деятельности должны по плану составить около 39 проц.

При этом, как известно, Россия не особенно "страдает" способностью разумно размещать экспортные доходы. Бегство капиталов из страны оценивается ежегодно в 20 - 25 млрд. долл., а это сравнимо с годовым объемом внутренних капвложений. В 1999 году была введена экспортная пошлина, чтобы бюджет получил часть конъюнктурных прибылей. Но государство оставило большую их часть компаниям, не утвердив четкого принципа разделения конъюнктурных сверхприбьшей между фирмами и казной.

Самое опасное сегодня - возобновить неконтролируемый процесс заимствований компаниями, областными администрациями и федеральным правительством в условиях хорошей конъюнктуры. Обычная инерция высоких доходов страны и бюджета - принятие новых социальных обязательств, появление престижных проектов и попытки поддержать статус страны вместо ее развития. Главное сейчас совсем другое: нужно успеть использовать период высокой конъюнктуры на мировых рынках как окно для проведения бюджетно-налоговых реформ. Государство должно установить общие правила игры и жесткую ответственность за их соблюдение.

После завершения переговоров с внешними кредиторами РФ сумма внешнего долга к концу 2000 года составит не менее 95 проц. ВВП. Этим будут определяться все необходимые шаги: жесткие ограничения на текущие и инвестиционные расходы бюджета, определение кратко-, средне-и долгосрочных приоритетов бюджетной политики, рациональное распределение ресурсов между бюджетами разных уровней, создание интегрированной системы управления федеральным внешним и внутренним долгом, разработка политики заимствований, учитывающей нестабильность расходов на погашение и обслуживание долга.

До 2002 года, пока долговые расходы будут относительно малы, а ситуация на мировых товарных рынках сравнительно благоприятна. Правительству и Центробанку РФ необходимо при минимальных заимствованиях максимально накопить резервы. Тогда к первому пику долговых выплат в 2003 году в стране окажется достаточно валютных запасов, неудовлетворенный спрос на российские ценные бумаги и нереализованный потенциал заимствований у международных финансовых организаций. Снизить издержки новых заимствований сможет успех структурных реформ, который вполне может быть достигнут в ближайшие три года.

Государству нужно крайне осторожно подходить к любым масштабным проектам и даже согласиться на некоторые вынужденные меры. А именно, обеспечить к 2003 году золотовалютные резервы в объеме 25-30 млрд. долл. и первичный профицит бюджета на уровне 3-3,5 проц. в год, отказываясь от повышения непроцентных расходов бюджета в реальном выражении и фактического роста налогового бремени в процентах к ВВП. При росте доходов бюджета по сравнению с планом стоит отдавать предпочтение накоплению ликвидных активов, чтобы использовать их в годы пиковых платежей по долгу.

Россия сейчас, как, впрочем, давным-давно, на распутье. Самым рациональным бьшо бы выбрать политику осторожности. За два-три года "под прикрытием" хорошей конъюнктуры можно провести реформы, которые помогут формированию рыночной экономики и предотвратят финансовые потрясения. Иначе не исключен новый кризис...

Леонид Григорьев, генеральный директор бюр экономического анализа;

Аркадий Дворкович, руководитель Экономической экспертной группы Минфина РФ

Статья опубликована в газете "Московские новости",
No11 (1028), 21-27 марта 2000

http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=15601

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован