"Я специалист по мировой экономике, но не являюсь универсалом, ответственным за все", -- заявил экономист, профессор завкафедрой мировой экономики Высшей школы экономики Леонид Григорьев во время своего визита в Новосибирск.
На просьбу корреспондента RESFO, прокомментировать ситуацию в российской экономике и регионах, он все-таки высказал свою точку зрения по нескольким темам.
-Леонид Маркович, можете дать оценку текущей экономической ситуации в России?
--Не хотелось бы выступать в роли гадалки и наводить на людей панику - прогнозы - очень ответственная вещь. Я могу оценить ситуацию с точки зрения зависимости России от ситуации на внешних рынках. Мир в настоящее время растет относительно медленно. Азия замедляется, Китай скатывается с 10% на 7% прироста, в Европе движение практически не заметно. США постепенно выходит из кризиса и у них динамика получше, чем в зоне ЕС. Это базируется на легком долларе, но они не экспортируют неприятности - что уже хорошо.
Для России, поставляющей на мировой рынок полуфабрикаты, ситуация непростая. Именно в этом раскладе обостряется конкуренция поставщиков. Физически объемы нашего экспорта не особенно растут. Неожиданных подарков со скачком цен, которые были в 2005-2007 годах, ждать не приходится - нужно жить с тем, что есть. Сейчас приличные цены на экспортную продукцию, но в течении последних 10 лет мы их упорно проедаем: в личном потреблении, или через бюджет, игнорируя необходимость реинвестирования доходов. По-человечески это понятно - страна небогатая, перенесла кризис в 1990-х - всем хочется "потреблять", а инвестировать трудно и рискованно - в этом заключается коренная проблема нашей экономики.
В 2013 году немного росло личное потребление (на экспортной ренте) и падал "чистый экспорт" (то есть импорт рос быстрее экспорта). Остаются инвестиции, которые должны бы тянуть экономику вверх... Инвестиции в России в целом можно разделить на две части. Больше половины приходится на крупные концерны, которые завершили масштабные программы и притормаживают инвестактивность. Остальное - на компании малого и среднего бизнеса, где вообще все довольно грустно - все жалуются на "климат". Здесь инвестирование в принципе очень рискованно: у бизнесменов возникают большие "скрытые" расходы, проблемы с правом собственности и т.д. Что касается государства, то оно почти ушло от инвестирования. Оно дает льготы (больше через потерю налогов), например, нефтяникам на новые месторождения, где-то вкладывается в банки, но в основном занимается перераспределением средств из богатых регионов в бедные, оплатой пенсионеров и ВПК.
Как результат, сегодня мы находимся в странной паузе, когда явного кризиса вроде бы нет, но и счастья тоже нет. Мы долго создавали рыночную экономику, но не лучшую... Создали, но она не инвестирует, а только потребляет. И еще хорошо борется с отдельными коррупционерами.... В системном виде экономика стагнирует - рост в 1-2% ВВП для нашей страны - это очень мало.
Кроме того, у нас много скрытых проблем. Мы до сих пор не компенсировали инвестиционную яму 90-х годов по структурному обновлению реального сектора, и динамика нынешних инвестиций не учитывает провала в 10-15 лет. Например, за 17 лет чистый прирост в российской энергетике был равен одному году во времена советской власти. Сейчас в этом плане мы подтянулись, но, тем не менее, привычка создавать задел на будущее, например, в плане инфраструктуры для развития строительства, к сожалению, потеряна. Это также следствие инвестиционной ямы конца прошлого - начала нынешнего века. И текущая доля накопления в ВВП - примерно 21-22% - это тоже мало...
Вторая скрытая проблема - образование у нас еще находится на достаточно приличном уровне, но мы долго не создавали качественных рабочих мест. Как результат: после окончания вузов ребята едут за границу даже в самую простенькую магистратуру "на год язык подучить", и стараются там зацепиться. Простым переносом своего "тела и головы" в Европу или Азию они повышают свой уровень жизни. За рубежом уже накопилась огромная диаспора наших соотечественников, которая начинает оттягивать на себя следующее поколение. Об этом я рассуждал в статье "Парадокс миграции". Это также следствие инвестиционной ямы и отсутствия нормальной налоговой системы, стимулирующей бизнес создавать более сложные объекты в обрабатывающей промышленности, где во всем мире работает основная масса выпускников вузов.
--Ждете ли вы усиления кризисных явлений? Многие региональные компании в приватной беседе говорят, что готовятся к корректировке планов своей работы после завершения Олимпиады....
-- Люди долго ждали конца света по календарю Майя. На мой взгляд, наш фатализм не перебьешь никакими календарями. Не знаю, почему Олимпиада так всех будоражит. Ее просто нужно пережить как национальный праздник.
--Тем не менее, обстановка не спокойная... В регионах население активно скупает валюту....
--То, что мы наблюдаем в настоящее время - типичная валютная паника, в процессе которой идет девальвация. Народ, вышедший из Советского Союза, оказался стопроцентным жителем рыночной экономике и управляется с бивалютной корзиной, как с зубной щеткой - ловко и ежедневно. Оказалось, что нашим людям не нужно ничему учиться. Советский человек привык легко и уверенно бороться с системой - валютной или партийной - все равно.
Если у вас были деньги в рублях, вы разложили их по мелким банчкам под проценты, а банки посыпались (хорошо, если вы не потеряли деньги, вложив по 700 тыс рублей), да еще пошла девальвация, то ... вы побежали покупать доллары или евро. Это нормально, но создается стадный эффект. Хотя, если мы посчитаем доходность основной массы вложений года за три, то увидим, что наш народ очень хорошо оптимизирует свои деньги между валютами. Да, кто-то ошибается, кто-то застрял по глупости в небольшом банке, засунув крупную сумму под 10%. Но кто его заставлял это делать? Вы хотели в рыночную экономику? Welcome! В этой экономике не может быть спокойной жизни рантье. Этот период закончился, вечной лафы быть не может.
--Тем не менее, рубль дешевеет...
--Рубль зависим от доллара и американской политики. Однако, если посмотреть на целый ряд других свободно плавающих валют (лира, песо), то наш рубль по отношению к ним находится в тех же пределах. Страны, у которых не очень сильные конкурентные позиции по качеству, производительности труда, сейчас сползают по валюте, чтобы держаться на экспорте. При девальвации увеличивается номинальный объем ВВП, рублевый объем экспорта - есть с чего брать налоги любимому Минфину, а значит бюджету будет немного получше.
На мой взгляд, то, что происходит сейчас - это в какой-то степени конец перераспределения нефтяной ренты через банковские депозиты. ЦБ хочет удешевить кредиты и оживить экономику. Для этого депозиты для банков должны стать дешевле. Это невозможно пока вокруг сидит несколько сотен мелких банчков, занимающихся неизвестно чем, и предлагают 12% годовых по рублевым вкладам. Значит, их пытаются прижать административно, чтобы заставить население нести деньги в надежные банки под 7%.
--То есть вы не исключаете, что вскоре правительство предпримет более решительные меры по разгону банковской системы? На рынке очень устойчиво муссируются эти слухи...
-- Не знаю, но технологически с банковской системой все достаточно ясно. ЦБ ставит понятные жесткие критерии. Тех, кто в них не укладывается, будут прикрывать. Государство не хочет нести потери по депозитам, возмещая вкладчикам ущерб, нанесенный недобросовестными игроками. В банковской системе идет консолидация и мелкие банки будут постепенно из нее выходить. Никто не делает из этого секрета. Предыдущий председатель ЦБ был человек мягкий и делал это очень медленно. Сейчас процесс ускорился. Панику создали, потому, что ее неизбежно порождает всякий процесс исключения.
--Но небольшие банки тоже могут быть разными.. Например, если кредитная организация "сидит" на золоте и получает 32% годовых доходности, она может предложить населению высокие проценты.....
-- Банк, который сидит на золоте и нефти, просто так не утопишь. Банки, занимающиеся реальным кредитованием прибыльного бизнеса, могут выдержать и более жесткие нормы ЦБ. Их доходы позволят им удержаться на плаву.
Подробнее: http://www.resfo.ru/interview/3955-leonid-grigorev-vechnoj-lafy-byt-ne-mozhet.html