25 августа 2009
4123

Леонид Гусев: Тегеран-41: ближневосточное `Сочувствие`

25 августа 1941 года в ходе операции под кодовым наименованием "Сочувствие" советские войска вступили на территорию Ирана. Об одном из сложнейших ближневосточных клубков, в который сплелись предвоенные интересы СССР, Германии и Великобритании, мы беседовали со старшим научным сотрудником Центра исследований Восточной Азии и ШОС Л.Ю. Гусевым.

- Леонид Юрьевич, чем было вызвано столь пристальное внимание Москвы к этому региону в такой сложный момент, когда дела на советско-германском фронте шли не лучшим образом?

- Для того, чтобы понять причину такого внимания, нужно пристально изучить события, происходившие в регионе в предыдущие годы. На территории Ирана находятся огромные запасы нефти (и, как впоследствии выяснилось, ещё и газа). Ещё в 1909 году была создана так называемая Англо-Персидская нефтяная компания, действовавшая на месторождениях Ирана. Впоследствии эта компания, одна из ключевых в мировом нефтегазовом секторе, получила другое название - BP, British Petroleum. Это объясняет высокую заинтересованность Великобритании в тесных связях с Тегераном.

Германия начала плотно сотрудничать с Ираном ещё до прихода к власти Гитлера - во времена Веймарской республики, на рубеже 20-х - 30-х годов. Германию также интересовала нефть, кроме того, она импортировала из Ирана огромное количество хлопка и шерсти.

Отечественная часть предыстории вопроса тоже имеет давние корни. На протяжении нескольких веков отношения России, а затем СССР с Ираном были крайне непростыми. Мы воевали с Ираном по мере продвижения на Кавказе ещё со времён Алексея Михайловича в XVII веке.

В 1921 году между РСФСР и Ираном был подписан договор о взаимном сотрудничестве, статьи 5 и 6 которого позволяли советской стороне разворачивать войска на территории Ирана в случае угрозы своим южным рубежам.

Сразу после начала Второй мировой войны контроль за ближневосточной нефтеносной провинцией стал ключевым вопросом для всех противоборствующих сторон и руководство Великобритании всерьёз занялось иранской проблемой. Ещё до начала боевых действий, в мае 1939 года, был заключён англо-иранский договор, по которому Иран расплачивался за товарные поставки через английскую кредитную систему, что дополнительно привязывало Тегеран к Лондону и позволяло последнему контролировать стратегически важный источник иранской нефти. Но по мере нарастания успехов вермахта в Европе, Англия сталкивалась всё с большим и большим количеством сложностей в исполнении условий этого соглашения, поэтому уже в 1940 году шах Реза Пехлеви вынудил англичан пойти на дополнительные уступки по товарным поставкам, выгодные иранской стороне.

Падение Франции привело к тому, что возникла угроза поставкам иранской нефти по средиземноморскому нефтепроводу через Сирию, которая после Первой мировой войны находилась под французским мандатом. Это был один из важнейших маршрутов транспортировки нефти, в том числе и для нужд британского флота. Это подтолкнуло англичан к активным действиям. В мае 1941 года они оккупировали Ирак, а в июне того же года вошли в Сирию.

Тем временем, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Советский Союз остро нуждался в прояснении позиции иранского руководства по отношению к военным действиям между СССР и гитлеровской Германии - особенно на фоне возможности вступления в войну Турции и Японии. Начался зондаж почвы на предмет поведения Ирана, и 26 июня 1941 года посол Ирана в СССР подтвердил, что Тегеран намерен придерживаться политики нейтралитета.

Ситуация осложнялась достижением советских договорённостей с Великобританией о поставках по ленд-лизу. Иранский маршрут, наряду с северными конвоями, занимал важное место в планах по транспортировке грузов в СССР. Резидентура советской разведки в Иране докладывала, что Германия создала там очень плотную и активную сеть агентуры, которая имела все возможности, чтобы нарушить работу важнейшего транзитного коридора. На фоне ранее прозвучавших заявлений шахского руководства о нейтралитете Ирана этот факт вызывал существенную обеспокоенность советского правительства. Кроме того, Сталин опирался на донесения советских разведслужб из Германии, которые утверждали, что гитлеровское руководство проявляет повышенный интерес к Ирану, планируя поставить этот источник нефти на службу рейху. Докладывалось также, что после разгрома советской армии в западной части страны, вермахт должен был продвинуться на Кавказ, заполучить нефтяные месторождения в Азербайджане, поставить под свой контроль Иран и далее развернуть боевые действия против Афганистана и Индии.

Исходя из всего этого, советское руководство решило, что пренебрегать контролем за обстановкой в таком ключевом регионе, как Иран, было бы ошибкой. Несмотря на звучащие заверения шахского режима в нейтралитете и дружбе, оставалась возможность для широких действий германских агентов в зоне исключительных стратегических интересов Советского Союза. На этом же основании делался вывод и о возможности вступления Ирана в войну против СССР.

Позиция формально союзной Великобритании также вызывала озабоченность: Сталин опасался, что под предлогом защиты важного ближневосточного региона Лондон бесконтрольно усилит там своё влияние и воспользуется этим после окончания войны в своих целях, ущемив интересы СССР.

По ряду данных, уже 19 июля 1941 года началось обсуждение практической стороны вопроса о вводе войск в Иран; разработка операции была поручена начальнику штаба Закавказского военного округа генералу Ф.И. Толбухину. 21 августа Ставка Верховного Главнокомандования передала английской стороне информацию о проведении операции "Сочувствие". Поначалу ввод войск планировался на 23 августа, но потом срок был перенесён. 25 августа советские войска вступили на территорию северного Ирана.

- Ввод войск происходил без консультации с шахским правительством?

- Без всяких консультаций. СССР заявил, что в своих действиях опирается на статьи 5 и 6 того самого договора от 1921 года, позволяющие ему вводить войска в Иран в случае угрозы своим южным рубежам, - а, заявляло далее советское руководство, активность германской агентуры в Иране такую угрозу создаёт. Поэтому СССР совместно с Великобританией предпринимает превентивные меры для сохранения спокойствия у своих границ.

Шах Реза Пехлеви в момент ввода войск повёл себя двойственно. Поначалу иранский режим стимулировал всплеск гражданского патриотизма и начал призыв резервистов, доведя численность мобилизованной армии до 200 тыс. человек. Потом было сделано официальное заявление, что шах уже выслал всех немецких агентов из страны. Сложно сказать, было ли в той суматохе хоть что-то сделано для высылки хоть кого-то. Шах пытался всеми силами предотвратить советское вторжение, но не преуспел.

Советская авиация полностью господствовала в воздухе. К исходу первых суток советские войска вышли на рубеж Хой, Табриз, Ардебиль. Иранская армия показала крайне низкий уровень боеспособности, солдаты были деморализованы, сдавались в плен и чуть ли не разбегались обратно по домам. Мелкие очаги сопротивления подавлялись.

27 августа началось наступление частей Туркестанского военного округа - 53-й армии - которое свело на нет все попытки иранского командования наладить хоть какую-то координацию войск в обороне. На этом попытки организованного сопротивления закончились.

Англичане ещё в мае 1941 года ввели свои войска в южный Иран. После начала операции "Сочувствие" английские войска начали продвижение на север, заняв Хузестан, Керманшах и Хамадан. (Кстати, это достаточно богатые нефтеносные провинции - как уже было сказано, англичане давно работали в регионе и хорошо его знали.)

8 сентября 1941 года шах Ирана подписал соглашение, по которому определялась разграничительная линия союзных войск и высылались все граждане Германии и её союзников, вплоть до граждан франкистской Испании.

- Это соглашение было инициативой шаха Ирана или он подписывал его под диктовку союзников?

- Конечно, это было сделано под давлением союзников. Этим соглашением шах пытался хоть как-то сохранить влияние в стране, но ситуация вышла из-под контроля. Англия усилила давление на шахский режим, обвинив его в пособничестве фашистской Германии. В результате шаха попросту свергли с престола и заменили на молодого наследника Мохаммеда Реза Пехлеви. Эта фигура на тот момент устраивала всех. Но инициатива смены режима исходила от Лондона, и Сталин на это согласился.

- На территории Ирана была развёрнута оккупационная администрация или же были сохранены институты прежней власти?

- Оккупационная администрация, безусловно, была внедрена в фактическое управление территорией, хотя официально институты иранской власти сохранились. С сентября 1941 года до февраля - марта 1942 года контроль советских и английских оккупационных органов был чрезвычайно плотен, однако далее молодому шаху Мохаммеду было предоставлено значительно больше возможностей осуществлять свою верховную власть.

В таком виде Иран просуществовал до 1946 года. При этом надо помнить, что в 1945 году в советской зоне оккупации были провозглашены две республики: Мехабадская республика (с превалирующим курдским населением) и республика Южный Азербайджан. Таким способом Советский Союз планировал упрочить своё влияние в регионе, а тот же Южный Азербайджан - присоединить к Азербайджанской ССР.

Однако "холодная война" уже набирала свои обороты. Против Советского Союза была развёрнута мощнейшая кампания по всему миру, Москву обвиняли, в частности, и в том, что она хочет "отхватить" кусок Ирана. Ситуация дополнительно осложнялась неурегулированностью отношений союзников в Европе и незавершённостью формирования государств в новых границах.

Поэтому Сталин, не желая обострять и без того непростые взаимоотношения с западными державами, пошёл на вывод войск из Ирана.

Англия также вывела войска, но ситуация в Иране характеризовалась глубокой степенью влияния Лондона на внутренние дела страны до самого начала 1950-х годов. Тогда, в результате переворота, начало возрастать американское влияние на Иран (вплоть до включения в военный блок СЕНТО), что продолжалось до 1979 года, пока не произошла исламская революция.

Это, казалось бы, совершенно другая тема, но корнями своими она уходит именно в предвоенные сложности и историю оккупации Ирана. Поэтому дата 25 августа была и остаётся весьма заметной вехой в советско-иранских отношениях и вообще в истории международных отношений. В конечном счёте, она показывает, насколько важен для России Иран. Сейчас сотрудничество Москвы и Тегерана носит весьма серьёзный характер. Это и атомная промышленность, это и авиакосмическая промышленность, и вопросы рыболовства на Каспии и многое другое.

- Как современные иранцы относятся к советскому вторжению в 1941 году?

- Что удивительно, практически никак не реагируют на этот вопрос. Это тем более удивительно в сравнении, к примеру, с чехами и словаками, которые до сих пор травмированы историей с вводом войск Варшавского Договора в августе 1968 года. Иранцы в частных разговорах совершенно не поминают участие русских в событиях 1941-46 гг. дурным словом.

Возможно, это связано со своего рода "списком приоритетов" национальных обид: иранцы считают, что англичане и американцы причинили им куда больше бед, чем русские. Хотя в своё время аятолла Хомейни и называл Советский Союз "шайтаном", но "шайтаном малым" - в отличие от "большого", под которым он подразумевал США.

В целом же отношение к русским в Иране существенно положительное. Иранцы, как мне представляется, без последствий пережили этот сложный эпизод в своей истории. Они не создают из него политической проблемы.

25.08.2009
www.mgimo.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован