В память о войне остался вечный огонь и вечный вопрос - кто фашист, кто антифашист?
Вопрос действительно вечный, но обостряется он, понятно, к 9 мая.
Официальный ответ - кто воевал против фашизма (германского), тот и антифашист. Но вот, скажем, один из лидеров антигитлеровской коалиции (после того как был другом и союзником Гитлера) Сталин - тоже антифашист?! Больше того - первый антифашист?!
Значит, как минимум, не все просто. Не все, кто воевал против Гитлера, - антифашисты, верно?
Писать об этом "и трудно и грустно", особенно мне. Я вообще сильно сомневаюсь, что у меня есть на это моральное право. Ведь я не только не воевал "по условиям рождения", но, уверен, попади я, на свое несчастье, на фронт - был бы, мягко говоря, никчемным солдатом. Так мне ли судить настоящих солдат?!
Есть и еще один аргумент, его часто высказывают журналистам-евреям: вас (ваших родителей) спас русский солдат (не только, конечно, русский, но прежде всего русский). Мало того, вас спас - хотел он того или нет, но ведь спас же! - Сталин. И где ваша благодарность?
Я чувствую справедливость этих слов. Да, Сталин был (особенно после войны, как известно) яростным антисемитом, "наследником Гитлера" - это факт. Говорят, что он планировал депортацию евреев, но не успел, умер. Но спасти-то евреев Сталин (ну, не "Сталин", так "сталинский режим") успел! И кем же надо быть, чтобы это не помнить?
Я, конечно, помню. И благодарен за спасение - хотя бы за спасение моих родителей, за "дарованную жизнь". Благодарен Красной армии, и СССР, каким бы отвратительным государством он ни был, благодарен солдатам, как бы кто из них ни относился к евреям, каким бы кто ни был антисемитом, благодарен - как ни трудно это сказать - да, благодарен Сталину. Этот антисемит, пусть сам того не желая, но спас еврейский народ. А что он терпеть не мог евреев, преследовал, унижал - так и это его заслуги в спасении не отменяет. Если вас спас из рук бандита (или вынес из пламени) злой, грубый, хамский, даже преступный мент (или пожарник) - вы не будете ему благодарны? Если не будете, то, пожалуй, зря он вас спасал...
Но помнить и благодарить - одно. Ослепнуть - все же другое. И помня великую заслугу Сталина, я не могу отрицать очевидного - что он, конечно же, был "обыкновенным фашистом", создал вполне фашистский строй. Да, вот так все в жизни перепутано - на то и жизнь...
Так как же разделить фашистов и антифашистов?
В одной войне слились две цели - защита советского Государства и борьба против нацизма. В 1939-1940 гг. эти цели казались противоположными - и СССР пошел на дружбу с Гитлером. В 1941-м эти две цели стали одной целью. В 1945-м они опять разошлись в разные стороны.
Совершенно разными они являются и сегодня.
Так, российские скинхеды (кроме совсем уж отмороженных, носящих свастику и т. д., но их явное меньшинство) охотно протестуют против маршей эсэсовцев в Прибалтике, но сами являются чистейшими нацистами - в отношении к нерусским, к Западу, к свободе и т. д. К слову сказать - среди "лиц кавказской национальности", которых преследуют русские фашисты, сколько угодно самых настоящих фашистов, опять же, в плане антисемитизма, антилиберализма, антизападничества и т. д. Антисемиты охотно пользуются выражением "еврейский фашизм". "Еврейского фашизма" - нет. А есть ли евреи-фашисты?
Да, есть. Евреи-антисемиты - бывают (и какие! Некто Исраэль Шамир в своей ядовитой, патологической ненависти к евреям ничуть не уступает Штрайхеру или Макашову). Евреи-расисты (в том числе евреи-националисты) - есть. Евреи, презирающие демократию, ненавидящие "западные ценности? Да, их довольно мало, но они - "в тельняшках". Самые бойкие (еврейская "упертость", еврейский интеллектуальный напор) торговцы "русской идеей", авторы самых крикливых антизападных призывов и статей. Надеюсь, еще будет случай в "ЕС" поговорить отдельно об этой публике, о некоторых ее лучших представителях. Пока лишь замечу, что "дедушка Жириновский" здесь - уже позавчерашний день.
Так что не надо строить иллюзий: если "девушка-кормилица" невозможна, то "еврей-фашист" вполне возможен, хотя, думаю, с учетом нашего исторического опыта, процент таких уродов среди евреев все же значимо меньше, чем среди других наций.
Ксенофобия. Авторитарность. Страх перед демократией. Ставка на насилие. Неприятие открытого общества. Садизм. Все эти родовые черты фашизма являются в той или иной мере "общечеловеческими ценностями", не связаны с конкретной политикой, историей - если бы это было не так, фашизм не был бы так живуч. Но, увы, "плодоносить еще способно чрево, которое вынашивало гада".
Впрочем, как говорил Геринг, "в каждом человеке сидит свинья. Наша задача только в том, чтобы она хрюкала громче - и по команде". А это уже зависит не от природы "человека разумного", а от особенностей социально-политической системы. Как в этом смысле обстоит дело с системой, сложившейся в России?
Об этом хотелось бы поговорить отдельно.
www.e-slovo.ru