19 мая 2009
3105

Леонид Радзиховский: Новый стиль

Я не СОБИРАЮСЬ подробно разбирать все события "первого медведевского года" - войну с Грузией, экономический кризис и т.д. Остановимся на одной политической теме - как действует дуумвират.

Блестяще провалились ВСЕ предсказания относительно предстоящего раздрая между "головами орла".

Кто только не писал об этом год назад!

Со страхом - как бы не развалилась власть. Со скрытой надеждой - как же еще развалишь власть! С открытым злорадством. С изумлением - зачем избрали столь опасную и хрупкую конструкцию.

Причины таких прогнозов, надо сказать, были более чем основательны.

Не было у России такого МИРНОГО опыта. Дуумвираты и триумвираты были - после смерти Ленина, после смерти Сталина. Кончалось всегда одинаково - острейший конфликт, "лишние головы" отрубались (в переносном или прямом смысле) и восстанавливалась моновертикаль.

Так вот, за год ничего подобного не случилось, что, в принципе, не так удивительно - год не такой великий срок.

Но гораздо интереснее другое. Если бы были конфликты и напряжение в Кремле - то что-то просочилось бы наружу. Тем более изнывающие от разных чувств политологи рассматривают все события "в замочную лупу". Нет, НИЧЕГО нет... Все симптомы, о которых радостно спешат доложить, - все мимо. Никаких политических и организационных конфликтов и правда - нет!

Конечно, формально тут нет ничего странного: в Конституции прописаны полномочия президента и премьера, они не должны пересекаться и т.д.

Но в таких текстах нет и быть не может математической строгости, например, формулировку обязанностей президента "определять общие направления" можно толковать по-разному.

Так вот, ФАКТ - очевидный для всех - заключается в том, что нет ни "явного командования" с той или другой стороны, ни "перетягивания каната", ни даже конкуренции команд (хотя такие попытки имеются, но президент и премьер им воли не дают).

В чем же причина такой "предустановленной гармонии"?

Я не стану распространяться про личные качества Д.А. и В.В.: квалифицированно обсуждать этот вопрос могут только те, кто хорошо ЛИЧНО знает их обоих.

Посмотрим на дело шире, с общеполитической позиции.

Разделение властей - основа современного государства. В теории. На практике в России был достаточно независимый суд (1860-е - 1917), в СССР его уничтожили, сделали деталью исполнительной власти. За годы сущест вования РФ независимый суд так и не возродился. Ну, а сильной законодательной власти в нашей истории вообще никогда не было. В 1916-м и 1991-93-м законодательная власть вступала в острый КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ с властью исполнительной. В первом случае победили законодатели - и Государства не стало. Во втором случае победила исполнительная власть - и символом победы стал черный от пороховой гари Белый дом. Так выглядело "разделение властей в России" - на практике.

Здесь проявилась БАЗОВАЯ особенность не только нашего государственного устройства, но нашего политического (да и не только политического) СОЗНАНИЯ. РАЗДЕЛЕНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ властей не понимает и не принимает никто. Понимают иное, принцип ВСЕ - ИЛИ НИЧЕГО. В соответствии с ним каждая ветвь власти стремится любой ценой захватить (контролировать) ВСЮ ПОЛНОТУ власти. Моноцентричный, вертикальный, самодержавный принцип сознания проникает в каждую ветвь власти, в каждый институт общества. Подчинять - или подчиняться. Иного не дано.

Это не чья-то злая (добрая) воля.

Это - 1000-летняя традиция.

Такова особенность исторически сформированного менталитета, который допускает РАСКОЛ - но не КОМПРОМИСС. Пусть ОДИН - но ЕДИН!

Морально-политический императив примерно такой: "мы не торговцы - а воины и монахи! Или Бог с "нами", или - с "ними". А "полуправды" и "полупобеды" тут быть не может - как и "полубога".

И возникла такая структура политического сознания не "случайно".

Как положено ТАКИМ традициям, это - не "ошибка", а в течение сотен лет сложившийся инстинкт НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОХРАНЕНИЯ. Иначе стране и народу было просто не выжить, в тех "геополитических условиях", в каких Россия существовала.

Но времена изменились - и существующие традиции идут "поперек времени". Что БЫЛО самосохранением государства - то работает на САМОРАЗРУШЕНИЕ. Это типично, самые страшные ошибки - очень часто продолжение "дальше нужного" былых побед ...

России давно уже ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА культура компромисса, диалога, в том числе политического. А она не вырабатывается, отторгается!

Кстати, нечто подобное ярко (может быть, ярче всего) проявляется как раз у либералов - тех, кто "по роли" (да, наверное, и по душе) должен исповедовать именно компромисс, плюрализм и т.д. На практике демократические партии ("Яблоко") - такие же "вождистские структуры" как та же КПРФ. Что касается СПС, то одна из причин его краха как раз и была в том, что правые формально пытались строить партию не "вождистскую", не Вертикаль, а "нечто сетевое" - и ничего не получилось, сеть оказалась просто рваной... Соответственно, договориться друг с другом либеральные партии не могут (вечный анекдот "объединительных процессов"), а живая ярость раскола всегда противостоит вялым и аморфным "мукам компромисса".

Если уж "обличители Вертикали" сами столь "психологически вертикальны" и моноцентричны, то что говорить об обществе в целом!

Между тем сегодня России для политической и социальной модернизации жизненно необходимо "новое мЫшление", как сказал бы один известный специалист в данном вопросе. Суть же этого "нового" ясна: умение думать и действовать КОМПРОМИССНО, не по принципу Вертикали (команда - подчинение). Разумеется, в административном аппарате этот принцип обязан действовать. Но распространение его на другие области выхолащивает политические, социальные институты, разрушает бизнес-среду. Для того чтобы социальная жизнь задышала, необходим иной климат, необходимо то, чего нам всем фатально не хватает - ЧУВСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕРЫ. Принципу "все - или ничего" надо противопоставить другой принцип "в определенной степени". Что опять-таки связано все с той же культурой компромисса, умением остановиться, учесть интересы другой стороны. Видеть цель не в том, чтобы проломить СВОЮ ВОЛЮ любой ценой, а в том, чтобы добиться равновесия на новой ступени развития...

Этого требуют интересы страны. "А душа - не принимает". Причем, не только "чиновная душа", но и душа всего общества!

И стратегически мыслящим государственным деятелям в этой ситуации предстоит решить проблему "квадратуры вертикали".

Необходимо, с одной стороны, создать РЕАЛЬНОЕ (а не на бумаге) разделение властей. Прежде всего, и это самое важное - независимый суд. Без этого и мечтать нечего о серьезной модернизации экономики и социальных институтов.

Но при этом необходимо, с другой стороны, сохранить и укрепить (особенно в условиях кризиса!) Вертикаль. Опыты демонтажа Вертикали с целью разделения властей имелись. Александру II эти эксперименты стоили головы, Горбачеву - державы.

Опять же и тут нужна МЕРА, компромисс. Не "держать и не пущать" и не "отпустить вожжи", а использовать и газ, и тормоз. Обычно же у нас умеют или только одно, или только другое. Неудивительно, что машина государства то буксует, то переворачивается на дороге Истории...

Как же на практике пытаться преобразовать вертикаль, не разрушая ее?

Начать с разделения законодательной и исполнительной власти? Получим 1991-1993 годы.

Начать со снятия всех ограничений со СМИ, прежде всего ТВ? Получим 1989-1991-е.

Начать с "отделения суда от государства"? Как это сделать в условиях жесткой вертикали?

Не знаю, таковы ли были исходные планы Путина-Медведева или "жизнь подсказала", но на практике задачу "квадратуры вертикали" начали решать с расширения пространства компромисса ВНУТРИ САМОЙ ВЕРТИКАЛИ.

Это не РАЗДЕЛЕНИЕ исполнительной власти, чего все ждали. Это - изменение принципов ее функционирования.

Вот в этом и заключается УРОК, который дуумвират дает всему чиновному аппарату.

Дуумвират и правда показал, как можно - не в теории и на бумаге, а сугубо практически - решать важнейшую, почти неразрешимую задачу.

"Внутри дуумвирата" нет ни отношений жесткого соподчинения, ни борьбы за такие отношения, ни хаоса безвластия! А что есть? Культура действующего компромисса, успешный поиск консенсусных, взаимоприемлемых решений. Если угодно - "ячейка политического диалога".

Конечно, те приемы и принципы, которые работают в особых условиях у двух людей, знающих друг друга десятки лет, исповедующих одинаковые ценности и принципы, не могут МЕХАНИЧЕСКИ переноситься на отношения между ветвями власти, институтами общества.

Но Система так устроена, что она способна воспринимать уроки, идущие сверху и только сверху, она заточена на "подражание верхам".

Да, это - долгий, извилистый путь. Путь не эффектный - но эффективный.

Иные способы "высекания искры свободы в пороховом погребе Вертикали" мы проходили...

Провести НЕРАЗРУШИТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ - вот задача стратегического масштаба. Ее формальные контуры только вырисовываются - новые законы о партиях, о правилах назначения губернаторов и т.д. Но еще важнее то, что дуумвират показывает, как можно в нашей стране решать - и решать оперативно - серьезные вопросы в режиме рабочего диалога и компромисса. Не уходя ни в маниловскую болтовню, ни в "административно-командную классику".

Может быть, в этом - главный смысл самой КОНСТРУКЦИИ дуумвирата. И политический "урок первого года".

Урок нового стиля.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4912 от 19 мая 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован