Сценарии у нас пишутся, на самом деле, не Думой, не партиями, и не народом как заказчиком тех или иных политических курсов, и даже не таким интеллектуальным сообществом, как мы здесь собравшиеся, а исполнительной властью, главным образом, в лице президента и его администрации, а также ФСБ, прокуратуры и других силовых органов.
При таких обстоятельствах, действительно, выборы в Думу представляются событием достаточно второстепенным. По сути дела, у нас начинается складываться однопартийная система. Те данные, которыми мы располагаем, показывают, что при самом лучшем раскладе проходят обе демократические партии, набирая по 5% примерно, и порядка 40 мест в Думе, а при худшем раскладе проходит только одна из них, тоже где-то получая около 5%. Вот при таком количестве мест все разговоры о том, что можно что-то поправлять, корректировать и прочее, достаточно бесперспективны. На самом деле пути для партий определены в таком случае иным образом. Это - псевдомногопартийная система, при которой какие-то оппозиционные партии идут либо в карман президенту, либо в подполье. И то, что происходит сейчас, достаточно ясно показывает, что линия развития на ближайшие 15 лет определилась - это линия развития к полицейскому государству, контролируемому президентом и силовыми структурами.
Если это положение не изменится буквально в ближайший год, каким-то совершенно непонятным мне способом, то это развитие ждет нас на длительный период. Изменить его могут только какие-то форс-мажорные обстоятельства политического или экономического свойства. И как мне кажется, ближайший год в этом смысле чреват достаточно серьезными событиями, на которые все время намекает Березовский, который как человек, безусловно, умный, должен понимать, что на электоральном поле эти события не произойдут. Следовательно, они произойдут каким-то иным способом. И в частности, его формула, что президент в 2004 году не будет переизбран (именно, не проиграет на выборах, а не будет переизбран), открывает какие-то более широкие для всяких вариантов возможности.
Ситуация обострилась не без инициативы президента. В результате все, что находится в стране, начиная от самого президента и кончая ее экономикой, пребывает в зоне повышенного риска. Раз экономика, то и население находится в зоне повышенного риска. Президент, вызвав эту ситуацию обострения, может попасть под перекрестный огонь. Он, с одной стороны, попадает под крепнущее сопротивление бизнеса. Во всяком случае, мне представляется, что будет нарастать сопротивление частного капитала. С другой стороны - риск потерять поддержку силовиков в случае, если он как бы начнет уступать, останавливать их наступление. Тут, типун мне на язык, речь может идти о сохранности президента, скажем так. И как мне думается, вероятность сохранности достаточно велика, но, тем не менее, существует определенный риск. И в случае разрыва с силовиками, как мне кажется, этот риск меньше, чем в случае дальнейшего наступления на бизнес-сообщество и дальнейшего обострения отношений с олигархами, и не только с олигархами, а и с капиталом более среднего уровня.
И уж конечно для экономики риск гораздо выше, если будет продолжено это наступление, а не будет найден путь сотрудничества с капиталом. Вот примерно о чем мне хотелось сказать. Добавлю лишь по поводу третьего срока президентства. Все время политологи говорят, что не будет третьего срока, не будет продления срока президентского правления, не будет этих конституционных изменений. Если бы я рассчитывал дожить до восьмого года, я был бы готов побиться с Никоновым об заклад, что будет продлен срок: либо будет третий срок избрания, или второй срок будет продлен до 7 лет. Что-то в этом смысле будет предпринято.
заседание Круглого Стола "Ключевые проблемы страны и возможные позиции различных фракций в будущей Государственной Думе"
13.11.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=147