На месте столичного и подмосковного телеканалов может появиться `русский CNN`
Борьба за передел телевизионного рынка продолжается. В течение последних десяти дней советник президента по СМИ Михаил Лесин дважды заявил, что на `третьей кнопке` вместо ТВЦ, аудитория которого `провисает`, хорошо бы смотрелся русский аналог CNN, круглосуточный информационный канал, вещающий не только на российскую, но и на зарубежную аудиторию. `В принципе для городского телеканала, которым, по сути, является ТВЦ, достаточно и кабельного канала, как это происходит во всех крупнейших мегаполисах`, - подчеркнул кремлевский чиновник. Как удалось выяснить `НГ`, это заявление может стать преамбулой к проведению в мае конкурса на вещание на `третьей кнопке`.
Учитывая, что в конце мая у ТВЦ истекает вещательная лицензия на Москву и Московскую область, реакция президента ТВЦ Олега Попцова оказалась молниеносной. По его словам, `у Лесина всегда были сложные отношения с Москвой. Что касается провисания с точки зрения зрительского интереса, то разговор о зрительском интересе - понятие очень относительное. И Михаил Юрьевич прекрасно об этом знает`. По данным же `НГ`, в телекомпании надеются, что, если не будет двух предупреждений со стороны Министерства культуры и массовых коммуникаций, лицензию продлят автоматически.
В мае истекает лицензия и у телекомпании `Московия`, которая наряду с ТВЦ вещает на Третьем канале. Генеральный директор `Московии` Петр Толстой заявил в интервью `НГ`, что также надеется на автоматическое продление лицензии. При этом он заявил, что сильно сомневается в появлении в ближайшее время какого-либо аналога русского CNN, поскольку, кроме `Московии`, не видит на российских каналах соответствующей технической базы и творческих возможностей. По его словам, если Лесин попросит, `мы можем ему помочь. У нас много талантливых и энергичных журналистов, которые имеют опыт работы и на НТВ, и на ТВС. У нас хватит силы на русский CNN`.
Однако если дело дойдет до конкурса, то, по словам члена Федеральной конкурсной комиссии, генерального директора радио `Голос России` Армена Оганесяна, шансы у ТВЦ весьма неплохие. В интервью `НГ` он подчеркнул, что в пользу ТВЦ говорит тот факт, что `это сложившийся канал, который узнаваем, который понятен, и чтобы `выбить из седла` ТВЦ нужна очень сильная и внятная концепция. И что очень важно - сильная фигура за ней. Плюс команда, которая взялась бы за то, чтобы осуществить какой-то конкурентный по отношению к ТВЦ проект. Это только кажется, что захотел сделать канал с интересной концепцией и люди сразу пришли. Обычно это все упирается в перекачку людей с одного канала на другой`.
Еще в бытность министром печати Михаил Лесин неоднократно высказывал идею о создании такого круглосуточного информационного канала и соответствующие работы одно время велись командой Григория Кричевского. Как выразился в конце 2003 года Лесин, в ВГТРК `над проектом работает группа частных лиц. Когда они сочтут возможным и будут готовы, тогда и запустят канал. Насколько я знаю, идет последний этап подготовки`.
Русский CNN планировалось запустить на `шестой кнопке`, с которой как раз в это время изгнали телеканал ТВС. Однако в президентской администрации стратегически предпочли круглосуточным новостям спортивные. По словам генерального директора ВГТРК Олега Добродеева, канал `Спорт`, в настоящее время вещающий на шестом метровом канале по временной лицензии, `обладает уникальным психотерапевтическим воздействием в такой сложной стране, как Россия, где много депрессии, проблем`.
Однако Михаил Лесин не оставляет попыток переубедить представителей администрации. Как сообщил `НГ` осведомленный источник, на одном из недавних совещаний в Кремле Лесин вновь пытался отстоять идею о создании круглосуточного информационного канала, но ее сочли преждевременной. Тем не менее, по данным источника, на базе крупнейшего продавца телерекламы `Видео Интернешнл` (ВИ) (созданного в 1990 году Михаилом Лесиным и Юрием Заполем) создана соответствующая структура по подготовке канала, правда, работы идут вяло. Источник не исключил, что публичные заявления Лесина являются `попыткой давления на администрацию`.
Впрочем, PR-директор `Видео Интернешнл` Елизавета Свиридова категорически опровергла существование в ВИ подобной структуры, поскольку, `это не является сферой деятельности `Видео Интернешнл` и входящих в нее компаний`. Что же касается возможности сотрудничества с новым вещателем, если он сменит нынешних обитателей `третьей кнопки`, то Свиридова заявила, что `вопрос работы с тем или иным вещателем решается только при наличии соответствующей инициативы с той или иной стороны в процессе переговоров`.
Сергей Варшавчик
Опубликовано в Независимой газете от 27.01.2005
http://nvolgatrade.ru/