25 августа 2005
3498

Лев Якобсон: Доходы, которые не осчастливят

Бюджет распухает за счет сбора налогов, но пользы от этого нет никому

Минфин РФ обнародовал цифры доходов, которые федеральный бюджет планирует получить в этом году за счет сбора налогов. Сумма оказалась внушительная - более 3 трлн. руб. Складывается она из ряда налогов - на добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых, прибыль организаций, единого социального налога и акцизов. Хотелось бы, конечно, порадоваться вместе с ведомством Алексея Кудрина, однако мешает одно обстоятельство - увеличение государственной казны не способствует росту экономики и благосостояния граждан. Наблюдается скорее обратная зависимость.

Сложившаяся в последние годы парадоксальная ситуация объясняется, если не вдаваться в макроэкономические тонкости, весьма просто. Существующая сегодня в России налоговая политика является на самом деле квазирыночной и носит распределительный характер, присущий советской системе. Принцип работы такой системы - собрать максимальный объем налоговых поступлений в центре, который затем решает, кому, на какие цели и сколько бюджетных средств выделить. Причем за последние четыре года так называемой налоговой реформы эта тенденция только усилилась. Достаточно вспомнить так называемые "законы Дмитрия Козака" - о перераспределении полномочий между центром и регионами, в результате которых регионы лишились большой доли налоговых поступлений, ушедших в федеральный бюджет. Таким образом, субъекты Федерации лишились возможности самостоятельно осуществлять какие-либо серьезные проекты, а при проведении монетизации льгот не смогли выполнить обязательств перед бывшими льготниками. В результате центру пришлось выделять дополнительные средства, еще раз продемонстрировав, кто в доме хозяин.

Разумеется, произвольное установление всякого рода местных налогов, которое процветало в регионах в 90-е годы, лишь плодило коррупцию. Но, наводя порядок, как это обычно у нас бывает, с водой выплеснули и ребенка. Регионы попали в полную зависимость от центра. Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон считает, что перед властью стоял трудный выбор - "оставить деньги там, где развивается производство, или перераспределять". Большинство областей России не могут жить без дотаций из федерального бюджета, поскольку у них практически нет своего производства и налицо массовая безработица. Отсюда эта вынужденная мера, которая позволит избежать дезинтеграции страны.

Можно согласиться с тем, что государство, безусловно, обязано поддерживать депрессивные регионы. Но, с другой стороны, подачками из центра проблему не решить, для этого необходимо восстанавливать производство. Однако в рамках сегодняшней налоговой системы эта задача практически невыполнима. Так, львиную долю налоговых поступлений в казну обеспечивает налог на добавленную стоимость (НДС) - в этом году планируется собрать свыше 1,6 трлн. руб. (6,5% ВВП). При этом Минфин с особой гордостью отмечает, что с помощью реформирования этого налога в следующем году поступления в бюджет увеличатся до 6,7%. Но дело в том, что именно НДС является тем налогом, который препятствует развитию производства, прежде всего перерабатывающих отраслей.

По мнению как бизнесменов, так и многих экономистов, его снижение могло бы переломить ситуацию. Кстати, мало кто задумывается над тем, что НДС, хотя его плательщиками являются юридические лица и предприниматели, на самом деле платят рядовые граждане. Руководитель аналитического департамента палаты налоговых консультантов Ирина Давыдовская рассказала "НИ", что рядового гражданина рост поступлений в бюджет за счет НДС радовать не может, "поскольку НДС это косвенный налог, фактически его уплачивают все граждане". В стоимость любого товара, который мы покупаем в магазине, 18%, то есть пятая часть покупки, - это налог на добавленную стоимость. Возможно, лучшим решением стала бы замена НДС налогом с продаж, о чем на последней встрече с бизнесом в РСПП упомянул начальник Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Этот налог и исчислять, и собирать, и контролировать гораздо проще, чем НДС с его запутанной системой вычетов. Но какой бы путь дальнейшего реформирования налоговой системы ни был избран, он должен стимулировать деловую активность, а не консервировать сложившуюся ситуацию.

http://www.newizv.ru/news/2005-08-25/30441/

25.08.2005

ОЛЬГА ЗАИКИНА

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован