20 октября 2005
2030

Лидия Драновская сошла с поезда, который идет на Восток

18 октября Лидии Дмитриевне Драновской исполнилось 83 года. Ее не сломили тяготы и лишения, выпавшие на ее долю. Она очень добрый человек. В своей жизни она никого не обидела и не унизила, ничего не просила для себя, поэтому и недополучила очень многого. Считаю своим долгом сделать актрисе хотя бы такой скромный подарок, как эта публикация.

Все началось с "Семиклассников"


Она пришла в кино в пятнадцать лет. Шел 1938 год. Классик советского кинематографа Яков Протазанов, создатель знаменитой "Бесприданницы", за три года до войны снял фильм "Семиклассники" - ленту, полюбившуюся молодому зрителю. В одной из главных ролей - Лидия Драновская. Это было шумное начало.

Среди актрис ее поколения, начавших свой путь в кино почти одновременно с ней (Л. Шагалова, Н. Мордюкова, И. Макарова), Драновская была не самой популярной. Однако и в сердцах зрителей, и в истории кино она занимает свое особое место.

Потом, уже после войны, она снималась у Вс. Пудовкина в фильме "Жуковский", у Рошаля в "Римском-Корсакове", но имя ей принесла комедия Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток". Фильм вышел на экраны в 1948 году, в самое неподходящее время для любовных историй. Но рассказ о романе, возникшем между морским офицером и очаровательной выпускницей биофака в поезде по дороге во Владивосток, притягивал к себе зрителей.

Толпы осаждали кинотеатры. Лидия Драновская имела огромный успех, она привлекала искренностью, чистотой и наивностью. Однако лента вызвала гнев Сталина и была грубо обругана официальной критикой.


Молоденькую актрису подвергли критике


Прошло всего лишь три года со дня Победы в Отечественной войне, люди еще хорошо помнили бомбежки, прожитые всеми тяжелые годы. "Поезд идет на Восток" был отдушиной, его смотрели по десять раз подряд.

А в стране полыхал террор. Кампания борьбы с космополитизмом была в разгаре. Люди боялись друг друга, прислушивались к шуму лифта и ночным шагам за дверью: газеты постоянно сообщали о раскрытии заговоров антипатриотических сил. Уже были унижены Зощенко и Ахматова, многие поэты и кинорежиссеры, процветал антисемитизм, начали разоблачать "безродных космополитов", скрывающихся под псевдонимами.Расследовалось дело кремлевских врачей. Арестовывали людей, оказавшихся в плену, не успевших эвакуироваться, вернувшихся из эмиграции, репрессированных в 30-е годы, имеющих родственников за границей.

Как рассказывал режиссер фильма Райзман много позднее, Сталин во время просмотра картины раздраженно заметил: "Я сойду на следующей станции". И ушел из просмотрового зала. Фильм обругали. Молоденькая Лидия Драновская была подвергнута оглушительной критике. В наши дни, спустя почти 60 лет, эту ленту время от времени показывают по телевидению. Фильм совсем не кажется устаревшим. Игра Лидии Драновской и Леонида Галлиса вполне современна и точна.

Драновская привнесла в комедию жизненную правду и трогательную чистоту чувств. И она, и ныне покойный Леонид Галлис (он долгое время играл на сцене театра имени Ермоловой) были живыми и искренними.

Лицо Лидии Драновской стало знаком наступления новой жизни в кинематографе. В то время эталоном женской красоты считались Любовь Орлова и Марина Ладынина. Она же была совершенно другой. Может быть, именно это и раздражало "вождя всех времен и народов"?


О ней заговорил Нью-Йорк


Но кинематографическая судьба Драновской была сломлена. Ее изредка еще снимали: то в "Нахлебнике" по Тургеневу, то в фильме "Мирные дни", но неудачи уже преследовали ее. Актриса высокого вкуса и чувства собственного достоинства даже в те времена - суровые сталинские и застойные брежневские - жила и творила. Человек удивительной скромности, интеллигентности, не имеющая практичности, напористости, пробивной силы, Драновская снималась в массовках, дублировала западные ленты и пятьдесят с лишним лет числилась в труппе многострадального Театра киноактера, никому не досаждая и ничего не требуя. Ее громкая слава после фильма "Поезд идет на Восток" в конце 40-х - начале 50-х годов со временем отошла в прошлое.

В 1993 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства проводили неделю русского кино. На фронтоне здания музея висел огромный портрет Лидии Драновской - в трогательном берете, в локонах по-домашнему взбитых волос. Шел фильм "Поезд идет на Восток". Достать билет было невозможно. Толпы американцев осаждали кинозал. Американские критики и киноведы спрашивали у своих коллег из России о Лидии Драновской. Но тогда никто о ней ничего не знал: ее имени нет в энциклопедиях театра и кино, она не имеет никаких званий, не выступает со сцены с воспоминаниями, не пишет мемуаров. О ней многие забыли, и она сама не имела никакого понятия о том, что в американских журналах появилось ее лицо как символ русской актрисы, выжившей, несмотря на жестокий сталинский режим.


"Вино из одуванчиков" как освобождение от иллюзий


В 1997 году режиссер Игорь Апасян решил снять фильм по повести Рея Брэдбери "Вино из одуванчиков" с Лидией Драновской в главной роли старой миссис Бентли. Режиссер задумал фильм о доброте, любви и сострадании. Решить эту задачу и был призван образ бабушки и юных персонажей фильма.

Драновская спустя полвека вновь появилась на экране и вновь поразила своим высоким и безупречным мастерством. Миссис Бентли когда-то была юной, теперь она показывает детям колечко, которое носила в детстве, маленькую гребенку, которой когда-то расчесывала волосы, свою детскую фотографию. И понимает: сознание детей сковано, они не могут представить себе, что тоже станут стариками. Рано или поздно молодость освобождается от собственных иллюзий. Но в этом освобождении всегда заключена какая-то тоска и боль, и у юности еще нет слов для выражения этой боли. И высшая мудрость взрослых - почувствовать молчаливое страдание взросления. Лидия Драновская играет смерть миссис Бентли с невероятной силой, в основе мастерства - интенсивность тонов, градация оттенков. Она удивительный аналитик самых иррациональных состояний.


Жизнь без кино


Годом позже актриса вышла на сцену ЦДРИ на вечере, устроенном в ее честь. Впервые в ее сложной и несчастливой актерской жизни. И зал долго аплодировал ей. Каким-то таинственным образом она сохранила свое очарование и свои жизненные силы. Прирожденная кинематографическая актриса, она в сущности прожила жизнь без кино, но в отличие от других своих коллег, Лидия Драновская навсегда останется в истории мирового кино как актриса, чей экранный облик как бы возвестил в нашей стране начало нового времени и то, что внутреннюю свободу чувств нельзя погасить.

Я знаю Лидию Дмитриевну не только по фильмам, но и в жизни. Она не считает себя звездой. Лидия Драновская - настоящий труженик сцены и экрана. Общаться с ней истинное наслаждение. У нее поразительная судьба, сильная воля и любовь к жизни. В последнее время ей очень трудно - здоровье уходит. Она мужественно борется с тяжелыми последствиями инсульта, случившегося два года назад, с трудом передвигается по квартире и не теряет надежды поправиться, еще что-то сыграть. Она сохранила светлый ум и огромный интерес к жизни.

Я верю, что столь пронзительная судьба актрисы не оставит равнодушными журналистов, режиссеров, и когда-нибудь будет написана книга или снят фильм о жизни Лидии Драновской - одной из самых ярких и загадочных актрис двадцатого века.

20.10.2005
www.amurpravda.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован