Грядущие реформы российского образования рискуют разрушить старую систему подготовки специалистов в высших учебных заведениях, так как содержат элементы неконструктивности. Эту мысль сегодня высказал председатель Совета ректоров вузов РБ, ректор УГНТУ Айрат Шаммазов на пресс-конференции в агентстве "Башинформ". При этом он подчеркнул, что состоявшийся 16 декабря 2004 года президиум Союза ректоров России, где обсуждались проекты федеральных законов о реорганизации системы высшего образования страны и на котором присутствовал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выразил неприятие этих законопроектов, так как они содержат элементы неконструктивности. От себя заметим, что в течение вот уже нескольких лет обсуждается проблема изменения статуса и превращения образовательных учреждений, в том числе и высших учебных заведений, в другую форму некоммерческих организаций - автономную образовательную организацию, в частности. Реализация этих нововведений в сфере высшей школы сводится к коммерциализиции, когда вуз рассматривается как организация по оказанию образовательных услуг.
Что же дает эта система рядовым гражданам, желающим получить высшее образование? Увы, утешительного мало. Во-первых, за эти самые образовательные услуги теперь нужно платить, и платить немалые деньги. Где их взять? Выходом может быть банковский кредит или система, когда родители ребенка после его рождения открывают накопительный счет в банке на оплату высшего образования. Но как отметил Айрат Мингазович, банк образования Франции предоставляет кредит на обучение в вузе под один процент годовых, у нас в стране эта ставка составляет 18 процентов. А накопительная система также весьма уязвима из-за высокого уровня инфляции.
Система реформирования высшего образования предполагает выполнение условий Болонского соглашения и введение в вузах двухуровневого образования : бакалавриата и магистратуры. Напомним, 19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающие за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Иными словами, это даст возможность пройти обучение в любом университете Европы и стать обладателем диплома, который будет признаваться на равных условиях во всех странах-участницах. Россия также принимает участие в этом проекте с 19 сентября 2003 года. Айрат Шаммазов отметил, что данные процессы потребуют серьезных финансовых расходов и соответствующей подготовки школьников, а при нищенском бюджете регионов и вузов они рискуют стать невыполнимыми. Он привел, в частности один обобщающий показатель: в России на один компьютер приходится 25 студентов, в США - 12.
Одним словом, идея модернизации высшей школы, объективно необходима, но она не должна разрушать рациональные элементы существующей системы вузовского образования. Иначе талантливые ребята, современные Ломоносовы, рискуют остаться без высшего образования.
www.bashinform.ru
11.03.2005