Автор: Сергей Дробышевский
Дата публикации: 16.05.2005
Серия: Газета.Ru
Аннотация:
По мнению заведующего лабораторией денежно-кредитной политики ИЭПП Сергея Дробышевского, внешнеэкономическая конъюнктура лишила финансовые власти действенных инструментов для управления макроэкономическими параметрами. Правительство и ЦБ могут стараться не разгонять инфляцию, но не имеют возможностей эффективно сдерживать ее. "Газета.Ru-Комментарии" представляет его анализ макроэкономических тенденций 2004 г. и прогноз на ближайшие годы.
- ИЭПП опубликовал очередной обзор экономики за 2004 год, каковы главные выводы с точки зрения макроэкономики?
- С точки зрения динамики макроэкономических показателей, этот год был достаточно успешным. К сожалению, на ближайшие несколько лет это наиболее успешный год, поскольку темпы роста ВВП и большинство других показателей - рост доходов населения и рост производства, инвестиционная активность в реальном секторе - были обусловлены сохраняющимися благоприятными внешними факторами, прежде всего ценами на нефть. Дополнительным фактором были высокие цены на металлы, которые являются вторым основным товаром российского экспорта. Рост доходов населения обеспечивал положительную динамику внутреннего спроса.
Однако, несмотря на устойчивую экономическую ситуацию, правительству и ЦБ не удалось выполнить целевые показатели по инфляции, которая в итоге превысила намеченные ориентиры.
Кроме того, мы наблюдали нестабильность в банковской сфере. В институте мы склоняемся к тому, чтобы не называть это кризисом. Но эта нестабильность привела к банкротству нескольких средних банков и поглощению Гута-банка - одного из крупнейших коммерческих банков - государственным Внешторгбанком. Но в целом ситуациях в других сегментах финансового сектора была достаточно стабильной. Развивался рынок корпоративных облигаций. По итогам года положительные тенденции возобладали на фондовом рынке. И на фоне других развивающихся рынков показатели нашего финансового рынка были неплохими.
- В чем причина того, что инфляция превысила запланированный уровень?
К сожалению, политика правительства и ЦБ в сложившихся условиях оказывает достаточно слабое влияние на динамику потребительских цен и цен производителей. Повышение потребительских цен обусловлено в первую очередь изменениями регулируемых цен на товары и услуги естественных монополий и открытостью российской экономики. Если мы посмотрим на динамику цен производителей на внутреннем рынке, то быстрее растут цены в экспортных отраслях: в ТЭКе, металлургии. Очевидно, что в этих условиях правительство и ЦБ могут стараться не стимулировать дополнительный рост инфляции, но достичь установленных параметров при помощи сокращения денежной массы или управлением обменным курсом они не могут.
Насколько эффективна политика, направленная на сдерживание укрепления рубля, и в чем ее цель?
- Цель политики сдерживания роста реального курса рубля - это поддержание конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке. Если мы оглянемся назад и посмотрим, как развивались события в последние годы, когда курс рубля был относительно низким, то следует признать, что в целом эффект девальвации 1998 года был положительным. Во многих секторах экономики это позволило провести модернизацию производства и повысить конкурентоспособность (в том числе и после укрепления рубля). Однако процессы идут слишком медленно, и нельзя сказать, что весь потенциал импортозамещения исчерпан (я не говорю про автомобильную отрасль - в ней, видимо, потенциал есть только у новых заводов, построенных иностранными компаниями, а ВАЗ вряд ли станет конкурентоспособен).
Что касается возможных мер политики по сдерживанию укрепления рубля, то их набор у ЦБ, к сожалению, крайне ограничен. Ограничен он как раз высокой инфляцией, из-за которой ЦБ вынужден вести слишком сдержанную денежную политику, устраняясь с валютного рынка. В такой ситуации стоит ожидать, скорее, действия рыночных механизмов - номинального сокращения экспорта при снижении экспортных цен и дальнейшего роста импорта, что позволит ослабить давление на курс рубля.
- И все же почему вы считаете, что следующие годы будут менее успешными, нежели 2004-й?
- Здесь можно выделить несколько факторов. К сожалению, отношения, сложившиеся между властью и бизнесом в 2003-2004 годах, наложили свой отпечаток на степень определенности и уровень риска в предпринимательском секторе. Соответственно, замедление темпов роста, которое мы наблюдаем в первом квартале 2005 и видели в 2004 году, можно отнести к последствиям "дела ЮКОСа" и еще нескольких дел, связанных с претензиями налоговых служб к частному сектору. Это отразилось и на снижении предпринимательской активности.
Вторым важным фактором является то, что 2006 г. - это середина второго срока президентства Путина. Начнется вторая часть экономико-политического цикла, связанная с выборами и, соответственно, с ростом неопределенности, в том числе и в экономике. Это происходит в любой стране, но в России проявляется несколько более сильно.
Третий фактор - это более быстрое, чем хотелось бы, укрепление рубля, что снижает конкурентоспособность и возможности к расширению производства в тех секторах, которые прямо конкурируют с импортом.
Последний фактор - это снижение цен на нефть. Во всяком случае по отношению к уровню $45-50 за баррель, который существует последние два года, цены снизятся. Вероятно, с начала следующего или даже с конца этого будет наблюдаться снижение цен на металлы на мировом рынке. Это произойдет из-за того, что будут введены новые месторождения железной руды и построены новые заводы в разных странах мира. Так что возможности для расширения российского экспорты будут сокращаться.
Кроме того, укрепление курса рубля и рост импорта чисто статистически будет сказываться на замедлении темпов роста экономики. Нельзя говорить, что мы ожидаем спада. По нашему прогнозу, до 2008 г. темпы роста экономики не будут ниже 4,5-5% в год. По мировым меркам, даже для развивающихся стран, для переходных экономик это очень высокие темпы роста. Это не является признаком опасных для экономики тенденций. Можно принять меры, которые бы стимулировали экономический рост, но в силу экономико-политических обстоятельств в это верится с трудом.
- Как вы оцениваете расширение государственного присутствия в экономике, в частности, в ТЭК?
- Если смотреть отстраненно от конкретных российских условий, то усиление роли государства в ТЭК теоретически может быть даже благоприятным фактором, учитывая, что стоит задача освоения восточносибирских месторождений и шельфов, которые требуют концентрации больших финансовых ресурсов. Наверное, можно предположить, что даже крупнейшие компании, как, например, ЮКОС, обладали меньшими ресурсами. С другой стороны, как эти новые возможности будут реализованы, непонятно. Если мы посмотрим, как "Газпром" в предыдущие годы реализовывал возможности по расширению своей инвестиционной деятельности, то возникают большие сомнения. Потенциально возможности для успешной деятельности создаются, но трудно сказать, в какой степени это благо и в какой зло.
http://www.iet.ru