Нефтяная компания ЛУКОЙЛ собирается увеличить свое присутствие в Татарстане. После малоуспешных попыток расширить в регионе сеть собственных АЗС она намерена заключить договор франчайзинга с местным оператором ООО "Автодорстрой", имеющим 50 заправок. Эксперты считают, что в результате ЛУКОЙЛ в четыре раза увеличит реализацию моторного топлива в республике - до 715 т в сутки.
Источник в топливно-энергетической ассоциации "Ресурс-Холдинг", в который входит ООО "Автодорстрой", сообщил, что оператор, владеющий в Татарстане сетью из 50 АЗС, намеревается купить франшизу ЛУКОЙЛа и работать под его брендом. Вчера генеральный директор "Ресурс-Холдинга" Альберт Мустафин подтвердил эту информацию, но от более подробных комментариев отказался.
ООО "Автодорстрой", согласно данным "СПАРК-Интерфакс", принадлежит физическому лицу, имя которого не раскрывается. Финансовые показатели в базе данных отсутствуют. Согласно информации на сайте ассоциации "Ресурс-Холдинг", "Авто-дор-строй" имеет собственную нефтебазу на станции Круглое Поле (Тукаевский район Татарстана), рассчитанную на хранение 14 тыс. куб. м топлива, и арендует резервуары на нефтебазах в Москве, Казани, Чебоксарах, Кирове и других городах.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа сказали, что компания заинтересована в развитии бизнеса в Татарстане, где у нее сейчас 15 АЗС (тогда как в соседней Удмуртии - 89 АЗС, в Башкортостане - 38). "Потенциал для роста в Татарстане есть. Республика интересна нам еще и потому, что территориально близка к уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов, где ЛУКОЙЛ частично перерабатывает свою нефть", - сообщили в пресс-службе.
Однако в ЛУКОЙЛе отметили, что пока заключение договора франчайзинга невозможно. "В ряде регионов мы не могли добиться того, чтобы АЗС продавали бензин, соответствующий стандарту качества ЛУКОЙЛа. В 2007-2008 годах пришлось расторгать десятки договоров,- пояснили в пресс-службе ЛУКОЙЛа.- В прошлом договоре очень слабо были прописаны меры воздействия ЛУКОЙЛа на своих партнеров - единственной угрозой было лишение их права работать под брендом НК". "Ущерб от реализации некачественного бензина под нашим брендом наносил серьезный ущерб репутации компании, который, на наш взгляд, был несравним с платой франчайзи за использование бренда",- отметили в компании. В пресс-службе сообщили, что ЛУКОЙЛ разработал новый франчайзинговый договор, который предстоит утвердить в различных инстанциях. "Надеемся, это произойдет в этом году",- предположили в ЛУКОЙЛе. Там не назвали будущего франчайзи в Татарстане и не раскрыли предполагаемые условия договора.
Прежде нефтяная компания пыталась закрепиться на татарстанском рынке самостоятельно - летом 2006 года ЛУКОЙЛ разместил объявление в одной из местных газет о готовности приобрести "земельные участки под АЗС и сами заправки на территории республики". Начальник отдела эксплуатации и технической политики "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" Александр Узков тогда пояснял, что компания претендовала на участки вдоль трассы М7, а также в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. Однако тогда ЛУКОЙЛ приобрел лишь две АЗС в Набережных Челнах. "Тогда у ЛУКОЙЛа ничего не получилось,- сказал участник рынка, пожелавший остаться неназванным.- Сейчас, если он выйдет на рынок в партнерстве с местным игроком ,,Автодорстроем", ему, возможно, не станут мешать".
Смена бренда, по мнению операторов АЗС, поможет "Автодорстрою" увеличить долю на рынке республики в полтора-два раза - до 14-15% и укрепиться в тройке региональных лидеров, куда входит "Татнефть" (153 АЗС, 19% рынка) и ХК "Татнефтепродукт" (144 АЗС, 18% рынка).
Между тем о претензиях на место в этой тройке заявляла группа ТАИФ, планирующая увеличить свою пока небольшую розничную сеть в Татар-стане (около 20 АЗС) до 200 АЗС. Вчера генеральный директор ТАИФ-НК Александр Бабынин отказал в комментариях, сказав, что занят на переговорах. Первый заместитель директора казанского филиала ОАО "Татнефть-АЗС-Центр" Рафаэль Зарипов ответил, что "не готов давать прогнозы", поскольку впервые слышит о намерениях ЛУКОЙЛа и "Автодорстроя". В "Татнефтепродукте" отметили, что "ЛУКОЙЛ - один из самых сильных в России топливных операторов с точки зрения потребителя, поэтому использование бренда ЛУКОЙЛ, несомненно, будет очень интересным для ,,Автодорстроя"". "Компания сможет значительно укрепить свои рыночные позиции и увеличить долю рынка в сегменте розничных продаж",- считают в "Татнефтепродукте".
ЛУКОЙЛ же, согласно расчетам ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, в результате франчайзинговой сделки может увеличить продажи моторного топлива в Татарстане в четыре раза - до 715 т в сутки, исходя из того, что в среднем одна АЗС реализует порядка 11 т в сутки. В то же время Баранов считает, что переименование АЗС "Автодорстроя" в АЗС ЛУКОЙЛа может увеличить число клиентов местного оператора лишь на 8-10%, поскольку "другие участники рынка не стоят на месте и планируют расширить свою сеть" и "водители привыкли заправляться на определенных заправках". "Таким образом, если изменения на рынке АЗС и произойдут, они не будут носить кардинальный характер",- заключил эксперт.
19 марта 2009, Коммерсант