11 апреля 2003
2002

Лунная одиссея Андрея Перфильева

После того как СССР опередил США и первым "прилунил" космический аппарат между кратерами Архимед и Аристилл, лучшие космические умы страны стали всерьез задумываться о полете человека на ближайший спутник Земли. Планировалось, что лунных космонавтов должно быть трое: начальник экипажа (естественно, человек военный), бортинженер и геолог. Корреспондент "Столичной" встретился с геологом так не состоявшегося полета на Луну, доктором геолого-минералогических наук Андреем Перфильевым.
- Андрей Степанович, как вы, тогда совсем молодой ученый, оказались в составе космического экипажа?
- В составе космического экипажа я никогда не был. Я был кандидатом в стажеры резервного отряда космонавтов-исследователей. Началось же все с того, что в 1967 году в геологический институт АН СССР, где я трудился, пришел серьезный человек в сером костюме. Незнакомец достал из нагрудного кармана красную книжечку сотрудника Комитета госбезопасности и попросил директора института собрать всех ученых мужского пола в актовом зале:
- Я собираюсь прочитать лекцию "Космос на пути к социализму", - объяснил человек в сером. - Просьба тех, кто старше сорока, морально неустойчив и имеет родственников за границей, не беспокоить.
Но на деле все оказалось намного серьезнее. Гражданин в штатском должен был отобрать молодых геологов - кандидатов для лунной экспедиции. И всем, кто явился на "прослушивание лекции", было велено на следующий день прийти в больницу Министерства обороны для прохождения медкомиссии.
Ох, это была процедура не из приятных. Нас обвешивали датчиками и помещали в кабину центрифуги. Почти все мои коллеги после нескольких секунд кружения начинали визжать и нажимали кнопки экстренной остановки. Затем нас в течение часа катали на качелях, заставляли прыгать через скакалку и бегать по движущейся дорожке. А под конец надрезали десны и взяли кровь, чтобы проверить ее на предмет свертываемости. И в результате всех этих испытаний врачи оставили только двоих: меня и Станислава Серебрякова.
- Чем же вы так понравились врачам?
- Дело в том, что у меня напрочь отсутствует вестибулярный аппарат. И когда мои коллеги, прикованные к центрифуге, кричали и просили выпустить их из кабинок, я практически не ощущал никого дискомфорта. Когда же я узнал, что нам со Стасом придется месяц пролежать в больнице под строгим контролем врачей, то решил отказаться от участия в лунной экспедиции. Но врачи мне тогда сказали: "Мы вас отпустить никак не можем. Геолог, у которого нет вестибулярного аппарата, - настоящая находка для советской космонавтики".
- И что было дальше?
- А дальше, как говорится, больше. Нам приказали сказать родным и коллегам, что мы уезжаем на месяц в экспедицию, и через пару дней я оказался в больнице, в одной палате с Волковым и Пацаевым. Весь день был четко расписан на процедуры: анализы, тренировки, диагностику - а под вечер надо было писать сочинение или проходить психологическое тестирование. Врачи тогда еще толком не знали, какими качествами должен обладать будущий космонавт и проводили на нас разные, подчас забавные эксперименты. Например, я помню как молодая врач-психиатр сначала долго била меня молотком по коленям, а потом размахнулась и ударила по голове. Как выяснилось позже, так она проверяла мое черепное давление. А потом у меня выдрали несколько зубов. Оказывается, под корнями отдельно взятых зубов находятся микроскопические шарики воздуха. Для жизни на земле они не представляют никакой опасности, но если человек попадает в безвоздушное пространство, то шарики могут разорвать голову.
- Какой ужас! Но были все-таки приятные моменты? - Конечно, были. Давление будущим космонавтам проверяли не всегда ударами молотка по голове. Специально для нас в больницу были доставлены западные фильмы, в основном боевики и эротика. На нас надевали датчики и сажали смотреть фильм. Честно скажу, для советского гражданина конца 60-х эротический фильм был настоящим художественным потрясением. А после, не успев прийти в себя, мы писали сочинения по просмотренному материалу. Таким образом, врачи хотели проверить нашу зрительную память и вообще уровень восприятия неизведанного.
- Эротический фильм даже в наш продвинутый век скрашивает быт человека. Но вернемся все-таки к Луне. Что тогда было о ней известно ученым?
- Не много, впрочем, как и сейчас. Например, предполагалось, что на ней нет магнитных полей, что впоследствии и подтвердилось. Также считалось, что Луна состоит из базальтовых морей и гор. Кстати, по одной из теорий, она является частью нашей планеты. Согласно этой теории, много миллиардов лет назад на Землю упал огромный астероид, в результате чего часть суши взлетела в воздух и стала нашим вечным спутником. Возможно, в этом есть доля истины, потому что базальтовые породы, которые были обнаружены на Луне, покоятся на дне мирового океана. Но из чего состоят скалы ближайшего спутника Земли неизвестно, потому что посадить на них корабль пока никому не удалось.
- Но почему все-таки не состоялся полет на Луну?
- Так и несостоявшийся полет все время сопровождали неудачи. Четыре многоцелевые ракетоносителя N-1, которые должны были доставить наш корабль на Луну, взорвались. А между этими взрывами случилась трагедия. 23 апреля 1967 года стартовал аппарат "Союз" с Владимиром Комаровым на борту. Это был экспериментальный полет, который потом должны были повторить мы. На следующий день намечался старт еще одного корабля "Союз-2" с тремя космонавтами на борту. Предполагалось, что на орбите они состыкуются, а затем двое космонавтов из "Союза-2" через открытый космос перейдут в "Союз" и на нем возвратятся на Землю. Но после старта Комарова не раскрылась одна из панелей солнечных батарей. Владимир получил команду на возвращение, перешел на ручное управление, но уже в плотных слоях атмосферы отказали тормоза, и космонавт разбился. Мы узнали об этом в больнице.
- И программу закрыли?
- Нет, закрыли ее в 1974 году. И опять же этому предшествовала еще одна трагедия. В космосе погибли Волков, Пацаев и Добровольский. Это была нелепейшая смерть. Капсула, в которой они находились, была рассчитана только на двоих космонавтов в скафандрах. Но руководители полета решил, что уже непрестижно запускать двоих. Ребятам предложили кинуть жребий, кто полетит налегке. Но они отказались и полетели в простых тренировочных костюмах, причем двое сидели на креслах, а третий - на положенных между креслами палках. Что было дальше, известно. Когда ребята уже возвращались на Землю, произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Нужно было просто встать и завинтить клапан, но космонавты растерялись и в результате их просто разорвало. Если бы они были в скафандрах, то трагедии, может быть, и не произошло бы. Кстати, по трагической случайности ребята, когда еще были на орбите, видели взрыв после старта последнего, четвертого, лунного носителя и сразу же сообщили об этом на Землю.
- А как вы узнали о закрытии лунной программы?
- Да никак. Без всяких объяснений тренировки прекратилась. Но Луны я все-таки коснулся. Тот грунт, который привез с нее Нейл Армстронг, я потом изучал в своем родном институте. Американцы поделились с нами лунными породами.



Ольга ДЕМЬЯНОВА
Столичная вечерняя газета (Москва) , N 043
11.04.2003
http://www.rtc.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован